ПУШКИНИАНА (цикл)
1. БОЛДИНСКИЙ ПЛЕННИК
Год тыща восемьсот тридцатый,
Пора жениться — денег нет,
И раздобыть на свадьбу злато
Примчался в Болдино поэт.
В России началась холера,
И на дорогах — карантин;
В плену тревожной атмосферы
Завис поэт и гражданин.
Но постепенно жизнь в деревне
Вошла в размеренный покой,
И вот свободным проявленьем
Течёт поэзия рекой:
Трагедии, поэмы, сказки
По волшебству выходят в свет;
Осенне-болдинские краски —
Неиссякаемый сюжет;
Десятка три стихотворений,
И две "Онегина" главы...
О, сладость творческих мгновений
В глуши для буйной головы!
Когда России нужен гений —
Она условия создаст,
За каждый миг его творений
Ему бессмертием воздаст.
2. ПОЭТ И НАТАЛИ
Жене блистать и танцевать
В дворцовых залах на паркете...
Муж рядом должен быть в карете:
Сопровождать... и ревновать
К царю и светской суете,
Ещё — к приезжему французу...
Как защитить Любовь и Музу?
Лишь с ними он на высоте.
О, высший свет! В нём всё — игра:
Интриги, сплетни, пересуды;
Порок и рок, долги и ссуды,
И в карты — битвы до утра.
Судьба подводит к эпилогу,
А он такой, что лишь держись:
Поэту — слава и — дорога...
А Натали — другая жизнь.
3. ПОЭТ И НОЧЬ
Поэт и ночь, и свет печальный
Свечи горящей в темноте...
Где, он, желанный берег дальний?
Душа в стихах плывёт к мечте —
На парусах надежды нежной
Он уплывает вновь, куда?
И страсть души его мятежной
Нам — путеводная звезда.
4. ПУШКИН И РОССИЯ
Жжёт глагол поэзией огня,
В образах и рифмах дышит вечность...
Нам его наследие храня
Дарит дух бессмертья — человечность!
Жив поэт, он с нами, как всегда
Разделяет нашей жизни бремя;
Над Россией светится звезда,
Освещая пушкинское время.
Александр Давыдов
И. К. Айвазовский. Прощание А. С. Пушкина с морем. 1877 год.
Студенческие годы Айвазовского в Санкт-Петербурге совпали во многом с противоречивым этапом в российской истории. С одной стороны, это был период суровой тирании и политического застоя при правлении царя Николая I, с другой стороны, художник был свидетелем большого расцвета русской культуры после наполеоновской войны 1812 г. Это была эпоха Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Белинского, Глинки.
Пушкин и Айвазовский встретились и были представлены друг другу на выставке Академии 1836 года. Всю свою жизнь художник почитает поэта. Несколько раз он писал Пушкина, стоящего на берегу моря. Лучшая из этих картин была написана совместно с И. Е. Репиным в 1877 году.
Если говорить о размере картины, можно сказать, что она очень большая. Но, с другой стороны, мы должны отметить, что выдающийся русский художник И. Айвазовский использовал такой размер, чтобы показать нам красоту и даль Черного моря. Эта иллюстрация моря была возможна с помощью размера холста. Картина не только представляет само море, но высокая, тонкая, одинокая фигура Пушкина добавляет драматизм пейзажу. Драма показана также при помощи бури.
Заявление художника: очень трудно ответить этот вопрос, достиг ли своей цели Айвазовский или нет, создав рисунок этого пейзажа, но ясно, что картина скрывает в себе душу художника.
На картине состояние передается не только черным цветом моря, есть буря. Именно поэтому мы можем сказать, что художник использовал такое название не только, чтобы нарисовать Черное море, но, чтобы показать нам темноту в бурном море, и в эту бушующую темноту попадает одинокий Пушкин.
Морской пейзаж в плохую погоду интригует, огромные каменные глыбы выступают на первый план. Средь них Пушкин, с торжественным выражением лица, в твердой позе, держа в правой руке шляпу, как бы говорит: вот я открыт, я не страшусь бури, я торжествую.
Картина создает эмоциональную реакцию: общее настроение картины загадочное, похоже, что — то появится из воды. Есть ощущение, что буря заодно с небом: оттенки моря передаются небу, волны перекликаются с тучами.
Репин и Айвазовский изобразили Пушкина у моря мастерски. На картине три элемента: море, небо, Пушкин. Каменные глыбы – это опора Пушкина. То на чем держится весь его мир. На это указывает и положение ног, и рука, опирающаяся о глыбу. Море темное, черное. Этот цвет передается небу. Море и небо заодно. Основное внимание картины захватывает Пушкин. Он в центре. Он безмятежен, бесстрашен, открыт, непобедим.
Полотно, масляные краски, карандаши и воображение художника были использованы для создания картины. Авторы сделали все лучшее, что было возможно представленным выбором среды.
Цвет использован реально (черное море, в белой пене волны и серое небо) и нужен для передачи эмоций. Черный цвет моря и неба символизирует проблемы и приходящие несчастья, серое небо дает спасительную возможность воли Божьей. Цвета прохладные, они устраивают тему…
См.: http://ayvazovskiy.su/