Полная история одесских Черемушек. Есть ли будущее у памятника социализма?
Более 50 лет назад, в ноябре-декабре 1961 года, первые новоселы получили квартиры в домах на Юго-Западном массиве. С этого момента начинается история одесских спальных районов, ставших домом для сотен тысяч горожан.
С чистого листа
В отличие от других жилых массивов Одессы, Черемушки строились на абсолютно свободной территории. С конца ХІХ века здесь располагалось огромное Стрельбищное поле, где в мирное время проводились учения, а в годы гражданской и Великой Отечественной войн – массовые расстрелы. Рассказывают, что из-за множества погребенных тел советских партизан неоднократно проседали плиты на территории аэропорта.
Участок был чрезвычайно удобен – строй где хочешь, и что хочешь. Помехой не стал и пруд на месте нынешнего перекрестка Филатова и Космонавтов – его засыпали еще когда прокладывали дорогу на будущие стройки.
Поле осваивали по диагонали: от 1-й станции Люстдорфской дороги, где весной 1961 года принялись рыть первые котлованы, до нынешней улицы 25-й Чапаевской дивизии, куда «хрущевки» дошли 7-8 лет спустя. В столь короткие сроки город застроил площадь 514 гектаров и выделил жилье для 35 тысяч семей.
«Зачином» для нового района, увязавшим его с городской средой, были поселок судостроителей, построенный в несколько этапов с 1946 по 1958 годы вдоль Адмиральского проспекта (с 1961 года – им. Патриса Лумумбы), а также образованный в середине 50-х в районе улиц Сибирской и Маршрутной коттеджный городок для военных. Любопытно, что до Юго-Западного массива Черемушки в Одессе уже были – в 1960-1962 годах так называли район 5-этажных домов по улице Сегедской.
Старые и Новые Черемушки
Юго-Запад интересен эволюцией применявшихся материалов и технологий при относительном постоянстве планировочных решений. Дело в том, что «minimum minimorum», позволявший строить приемлемое по качеству жилье с наименьшими затратами труда, времени и денег, был в муках рожден советскими инженерами еще в 1957-1960 годах. Но для его реализации полагалась солидная производственная база, – те же заводы ЖБИ и домостроительные комбинаты. В Одессе их создание потребовало нескольких лет. Поэтому первые 5-этажки у нас строились, как и «сталинки», из крупных блоков ракушечника. В начале 60-х стали применять в качестве стенового материала бетонные блоки и кирпич.
Панельное домостроение в чистом виде стало преобладающим где-то после 1965 года. Тогда же изменился и подход к организации квартала. В этой связи можно говорить о существовании «старых» и «новых» Черемушек. Первые расположены вдоль улицы Космонавтов и к востоку от нее. Как и на Фонтане, дома поставлены здесь тесными рядами, идущими параллельно улице, по которой индексируется адрес. Например, за домом № 18 по Варненской идут дома №18/2 и 18/3 и 18/4. «Хрущевки» здесь в основном блочные и кирпичные, притом небольшие – из 3-4 парадных. «Титульные нации» этих краев – сотрудники ЧМП и рабочие, часто – сами строители.
«Новые» Черемушки, идущие к западу от улицы Космонавтов, отличаются гораздо более просторным расположением домов, которые выстроены не только рядами, но и периметрально, образуя «гнездовые» дворы. Здесь преобладают длинные, 4-8-парадные дома. Большинство из них – панельные. Местные жители все чаще служащие, в том числе сотрудники многочисленных НИИ.
В зависимости от района отличаются и жилищные условия. В кирпичных домах «старых» Черемушек лучше тепло- и звукоизоляция, а в «новых» более свободное расположение вытянутых корпусов способствует образованию сквозняков.
Единый для обеих Черемушек недостаток – разворот планировочной сетки на юго-запад. Благодаря этому прямые лучи солнца попадают в окна не менее 3 часов в сутки, что приятно зимой, но летом создает невыносимую жару. Особенно страдали от нее новоселы панельных домов, пока у их окон не выросли деревья.
Что касается планировки, «родной» для Черемушек является серия 1-464, поголовно применявшаяся до 1965 года, когда начали внедрять немного улучшенную серию 1-464а. Особенность этих серий, – использование продольных шагов величиной 3,2 и 2,6 метра, что привело к появлению узких комнат с неудобными пропорциями. Из 4-х квартир, выходящих на лестничную клетку, только две имеют сквозное проветривание, иначе говоря, выходят на обе стороны. Для сравнения, в московской серии 2-32 шаг составляет 3,2 метра, главная комната выходит во двор небольшой лоджией, а на парадной всего 3 квартиры.
Количество vs Качество
Итак, росли Черемушки и хорошели… на страницах советских газет. Но после устранения от власти Хрущева (а также по мере смягчения жилищного голода и увеличения возможностей страны) идею 5-этажных спальников стали критиковать за однообразие и низкие стандарты. На местах выявилось много нестыковок, приведших к тому, что в действительности дома были еще хуже, чем предусмотрено планировщиками. Это несоответствие обсуждалось в прессе открыто, поскольку оказалось удобным поводом для дискредитации старого руководства страны.
Итак, что же волновало одесситов? В 1969 году начальник областного управления «Госархстройконтроля» опубликовал доклад, а точнее, разнос руководству ДСК № 1. Оказалось, что из 150 домов, построенных домостроительным комбинатом с 1960 года, 70 уже к тому времени нуждались в серьезном ремонте. В частности, «на доме № 29 по улице Генерала Петрова панели наружных стен выполнены с отклонениями в размерах, швы идут грубые, ломаные, заделываются герметиком неряшливо – вот откуда будет просачиваться вода»… «В доме № 5 по ул. Петрова… фасад рябой, окна «гуляют» вверх и вниз, швы идут зигзагами. Зато бригада УНР-2, сдавшая дом, за 2 месяца «прошла» 4 обьекта»… Сходные же жалобы были получены от жителей новых домов № 26 и 70.
«Дырявые» стыки, – неприятность большая, но поправимая. А вот многим жителям «новых» Черемушек достались кривые стены. Дело в том, что на указанном ДСК, вопреки здравому смыслу и опыту, панели формировали лицом вверх. В форму заливался раствор и работница лопаточкой заглаживала его вровень с бортами. Получить таким образом ровную поверхность было нереально.
В низком качестве жилья были виноваты не только строители и производители. Стройка шла бешеными темпами, планы различных ведомств были несогласованны. Иногда бригаде строителей приходилось по 2-3 недели ждать крана, потом наспех собирать дом и отдавать штукатурщикам. Сочетание простоев и штурмовщины, а также непрестижность профессии и невысокая мотивация приводили к тому, что многие строители работали, спустив рукава.
Свидетель тех событий Леонид Плахотнюк, бывший бригадиром одного из СМУ «Одесстрансстроя», указывает еще одну причину низкого качества. «Тогда на стройках часто использовали труд зэков, а они работали неряшливо», – говорит строитель. В то же время, своих работников Л. Плахотнюк защищает: «Конечно, бывало всякое, но в основном ребята работали на совесть, старались».
Проблему качества-количества понимали и на верхах. Решали ее использованием хозрасчетных бригад. Среди работников трестов набирались команды добровольцев, чей труд оплачивался по хозрасчету – в зависимости от объема проделанной работы. Люди в таких бригадах работали очень напряженно, но зарабатывали намного больше, чем обычные строители. Так, еще в 1961 году молодежная комплексная бригада Александра Салдуковского приняла обязательную норму в 160-180 % выработки. Качество при этом не страдало.
Правда, далеко не все их коллеги могли, хотели и умели работать такими темпами. И не всегда для этого были подходящие условия. В результате, в 1966 году в срок было сдано только 60 % домов, и на общесоюзном фоне это был весьма неплохой показатель.
Потерянное десятилетие
Чтобы обеспечить горожан жильем, властям пришлось сделать невозможное. С 1959 по 1965 годы количество сдаваемых метров выросло почти в 3 раза, а к началу 70-х достигло рекордных 400-450 тыс. в год. Такие темпы требовали огромного напряжения, больших затрат и организационной работы. Все силы общества были брошены на решение жилищной проблемы.
Теневой стороной высоких обязательств по жилью было отставание в создании объектов социальной инфраструктуры и проведении работ по благоустройству. Вот выдержки из письма читателя П. Рейцина, опубликованного в газете «Знамя коммунизма» от 4 февраля 1966 года под заголовком «Зима в Черемушках»: «…Молодежи нечем заняться. Рабочие парни выпивают и цепляются к прохожим, ругаются матом, горланят песни… В нашем районе 50 тысяч населения. Это больше, чем в Измаиле, Белгород-Днестровском и Котовске. Но у нас нет ни стадиона, ни дворца культуры, ни кинотеатра, ни библиотек. А ведь все это полагается даже в селах».
Школы в новом районе открывались с запозданием, поэтому детям по несколько лет приходилось учиться в 2 смены (в другом «новострое» – Ильичевске, – некоторые школы в 70-х годах работали в три смены). Крупный больничный комплекс – ГКБ № 10 на Малиновского, – был сдан только в 1977 году. До 1967 года, когда открылся Ивановский путепровод, жители Черемушек были лишены прямого сообщения с промзоной и центром, где продолжало работать большинство новоселов.
Среди предприятий социального обслуживания в первую очередь появлялись сверхкрупные. Так, в 1964 году на улице Космонавтов открылся самый большой в Одессе плодоовощной магазин. А накануне 52-й годовщины Октября на улице Генерала Петрова заработал 3-этажный торговый комплекс, организованный по принципу самообслуживания. Первый этаж занимал отдел «Дары полей», где можно было купить овощи и фрукты. На втором этаже была столовая на 200 мест, а на третьем – филиал универмага «Детский мир».
В 1962-1964 году был разбит парк им. Горького с кинотеатром «Москва», – впоследствии ни пос. Котовского, ни пос. Таирова настоящего парка не получат. Озеленение селитебной зоны района продвигалось не столь быстро: только в 1967-68 годах начали высаживать платаны на улице Новоселов (ныне Филатова), однако половина из них не прижилась.
Главная беда была с внутриквартальными проездами. Поскольку дома строились разными заказчиками и исполнителями, а работы часто организовывались бестолково, некоторые аллеи приходилось разрывать по несколько раз, чтобы провести новые коммуникации или отремонтировать старые. А на Черноморской (Люстдорфской) дороге асфальтированные подходы к домам появились только через 4-5 лет после их заселения.
Газ, телефон и не только…
Между тем, большим удобством Черемушек считалось подключение к газу, поступавшему с Шебелинского месторождения (В 70-е годы УССР качала по 70 млрд кубов газа, которые были бы очень кстати сегодня). Еще важнее была возможность упрощенной установки телефона. АТС на Черемушках была установлена в 1972 году, и уже в плане на 1973 год предусматривалось подключить по 6 тысяч номеров на Юго-Западе и поселке Котовского. Остальным районам пришлось ждать до конца пятилетки, то есть до 1975 года.
Но главным преимуществом, перекрывшим все недостатки жилья, было то, что тысячи семей отселялись из тесных коммуналок в пусть и небольшие, но собственные квартиры. Для людей того времени это была не просто радость, а личная победа и огромный толчок к жизненным свершениям.
Примечательно, что некоторые люди могли даже купить жилье, не дожидаясь очереди. Государство предлагало однокомнатные квартиры всего за 2000 рублей, – это оклад специалиста среднего звена за 2-2,5 года. Причем стартовый взнос составлял всего 25 %.
Парящие над «хрущевками»
Научно-технический и экономический прогресс Страны Советов привел к тому, что с 1968 года в Одессе строятся дома в 9 этажей и выше, а с 1975-го «хрущевки» и вовсе исключаются из строительных планов.
На Черемушках появление высоток было продиктовано не только открывшимися возможностями. Новый район был абсолютно «плоским», поэтому требовалось привнести в него ритм и рельефность, увенчав углы главных улиц «эффектными доминантами».
Первым таким «украшением» стал ансамбль 9-этажек на пересечении улиц Филатова и Космонавтов. Мой товарищ, живущий в одном из таких домов, рассказывал, что во время ремонта оказалось, что слой утепления в панели был сделан из… человеческих волос. Возможно, на фоне нехватки материалов какой-нибудь добросовестный начальник попросил об услуге ближайший военкомат или сеть парикмахерских.
Но вернемся к черемушкинским небоскребам. В 70-е годы на Юго-Западный массив переезжают различные институты и ведомства, которым не хватало места в городе. В частности, в 1970-72 годах строится 11-этажное здание института «Укрколхозпроект» по улице Космонавтов, 36, а в 1973-75-м – института «Укрюжбиосинтез» на Космонавтов, 32.
Среди жилых домов в 1975 году были сданы дома на улице Якира, 19 и Гайдара, 20, а в 1981 – поистине грандиозный по местным меркам ансамбль из трех 16-этажек на Варненской, 7.
Особенностью высотного строительства на Черемушках было то, что насосы подкачки воды были рассчитаны на 5-этажные дома, поэтому даже для ввода в эксплуатацию одного высотного дома их приходилось менять. Заблаговременно это делалось не всегда. Уже в 1988 году 9-этажный дом на Генерала Петрова 27/4 несколько месяцев получал воду только до 5 этажа, а благодарные жители писали жалобы во всевозможные инстанции и получали отписки.
Черемушки сегодня и завтра
Окончательно район сформировался в конце 70-х годов. С той поры здесь строятся лишь единичные объекты. На сегодняшний день на «Черемушках» 90 % домов и 85 % жилфонда приходится на «хрущевки», благодаря чему более комфортные сегменты недвижимости стоят здесь дороже, чем в остальных спальниках. Так, цены на «чешки» и новые дома эконом-класса на Черемушках лишь немногим ниже, чем на Фонтане.
Население жилмассива выросло с 50 тысяч в начале 1965 года до 140 тысяч в 1980-х. Теперь, в силу сокращения населения и внутригородских миграций оно составляет 120 тысяч.
В эпоху капитализма новых зданий на Черемушках появилось немного. Можно отметить строившийся уже много лет 12-этажный ЖК «Новые Черемушки» на углу Малиновского и Гайдара, такой же дом на Вишневского, 13/1. Большинство же новостроек нашли свое место по соседству – на Ближних Мельницах. Высотную реконструкцию района предусматривал еще генплан 1966 года, но по-настоящему за эту задачу взялись только 35-40 лет спустя.
В перспективе Черемушки могут значительно увеличиться и за счет территорий под аэропортом. Ее освоение предусмотрено генпланом (пока неутвержденным) в ближайшие 20 лет. К слову, градсовет уже рассмотрел концепцию одного квартала площадью почти 60 га и с населением около 17 тыс. человек. А ведь это – лишь часть «Новых Черемушек» будущего.
Есть у района и проблемы. Первым домам Черемушек уже исполнилось 50 лет, новых высоток здесь немного, а «хрущевки», теряют свои эксплуатационные качества. Известно ведь, что эти дома проектировались как временные. Если говорить о панельных сериях, то срок эксплуатации домов сперва определили в 25 лет, а затем продлили до сорока. Стоит ли их сносить (где найти деньги на отселение?), или же лучше отремонтировать (а не развалятся ли дома при первом же значительном землетрясении?) – эти вопросы вызывают разногласия даже среди специалистов.
См.: https://reporter.com.ua/articles/4p1/