80 лет назад, 24 января 1942 года, в Одессе родился Валерий Владимирович Ободзинский – в 1960-70-х годах – один из самых популярных эстрадных исполнителей в Советском Союзе. Самое последнее его выступление было в Санкт-Петербурге...
Валерий Ободзинский был самоучкой: он никогда не заканчивал музыкальной школы и все мелодии разучивал на слух. Он начинал на теплоходах и в небольших оркестрах, но уже к 25-ти годам начал выступать с сольной программой и собирать полные залы поклонников. «Эти глаза напротив», «Восточная песня», «Луна на солнечном берегу» – пластинки Ободзинского моментально расходились миллионными тиражами. В середине 1970-х артист давал концерты каждый день, а композитор Тухманов говорил о нем: «Он был романтик, любил лирику и пел песни о любви».
Валерий Ободзинский родился в оккупированной немцами Одессе в 1942 году. Через несколько месяцев после рождения ребенка родители оставили его на попечение родственников, а сами тайком сбежали добровольцами на фронт. Ободзинский вспоминал: «Я дедушку и бабушку никогда не называл так. Я называл их папа и мама». Кроме внука они воспитывали сына Леонида, который был старше племянника всего на три года. Жили бедно, часто приходилось голодать. Несколько комнат в их коммунальной квартире занимал немецкий солдат. Однажды голодный Леонид украл у немца кусок колбасы. Военный так разозлился, что грозил пристрелить мальчика вместе с двухлетним Валерием Ободзинским на руках. За детей вступилась бабушка: она умоляла солдата пощадить детей, и в конце концов он передумал.
После окончания войны в Одессу вернулись родители. Чтобы прокормить семью, им приходилось работать с утра до вечера. Отец устроился охранником в банк, мать – уборщицей на канатный завод. Валерий Ободзинский был предоставлен сам себе. Будущий певец днями напролет играл во дворе и связался с плохой компанией – хулиганил и воровал деньги у прохожих. У друзей был особый способ краж на городском пляже: Ободзинский начинал петь, отдыхающие слушали, а в это время из их сумок пропадали вещи. Он вспоминал: «Мы бегали каждое утро на марочку, мара – это трамваи, и шмон делали. Или я прикрывал, или отстегивал дурку – сумочку <…> и мне это нравилось, потому что появлялись деньги, азарт».
В 1949 году Валерий Ободзинский пошел в первый класс. Учился плохо, прогуливал занятия, а вместо домашних заданий предпочитал проводить время с друзьями. Денег в семье не хватало, и он начал рано работать. Сначала трудился кочегаром, потом вставлял пружины в матрасы. В старших классах будущий певец стал тесно общаться со студентом одесского музыкального училища. Друг привел Валерия Ободзинского в Дом культуры: показал концертные залы, познакомил с закулисной жизнью артистов. Ободзинский впервые увидел столько музыкальных инструментов одновременно. Его удивил контрабас: сначала подумал, что это большая скрипка. Друг начал учить его играть, и с этого момента будущий певец забыл о кражах. Все свободное время он проводил в Доме культуры и вскоре стал выступать с любительским ансамблем – петь и аккомпанировать на контрабасе. Все мелодии разучивал на слух: нот Ободзинский не знал.
В 1958 году Валерий Ободзинский закончил школу. Через несколько дней после выдачи аттестата он уже играл для туристов на теплоходе Одесса-Батуми. В 1960 году ансамбль пригласили на пароход «Адмирал Нахимов», и в одном из круизов Ободзинский познакомился с музыкантом, который предложил исполнителю приехать на прослушивание в Костромскую филармонию. И вскоре артист переехал в Кострому, сдал вступительный экзамен и стал вокалистом. Концертным залом в то время руководили Валентина и Валерий Макаровы. Они помогли начинающему певцу устроиться в новом городе, а через год рассказали о вакансии в Томской филармонии. Валерия Ободзинского взяли на новую работу, и он уехал в Томск.
С концертами Томской филармонии Ободзинский объездил почти всю Сибирь и Дальний Восток. График гастролей был напряженным: в городах давали по несколько концертов, изматывала долгая дорога. В 1961 году на гастролях в Иркутске певец познакомился с Нелли Кучкильдиной. Она родилась в Свердловске (сегодня – Екатеринбург), а в Иркутске училась на преподавателя иностранных языков. Кучкильдина вспоминала: «Так получилось, что он выбрал меня из зала, и все отделение пел для меня. Это было накануне 8 марта, и я собиралась уходить домой, а мне подруга говорит: «Нелли, не уходи, он остаётся, будет петь, танцы будут. Мы с приятелем остались». Певец пригласил девушку на вальс и они протанцевали весь вечер.
После концерта Валерий Ободзинский и Нелли Кучкильдина стали переписываться. В середине 1960-х они поженились. Причем, несколько раз: когда пара отдыхала в Ялте, молодая жена потеряла в море обручальное кольцо. Тогда Ободзинский пошел в ювелирный магазин и купил им новые. Вечером сыграли свадьбу во второй раз.
Нелли Кучкильдина ездила с мужем на все гастроли. У них родилось двое детей: Анжела и Валерия. Имя старшей дочери родители придумали быстро – в то время была популярна итальянская песня «Анжела». Валерий Ободзинский попросил поэта Леонида Дербенёва написать к мелодии русский текст, и композиция вошла в репертуар певца.
В 1964 году, на концерте в Норильске, после выступления к Ободзинскому подошел Павел Шахнарович, музыкант знаменитого джазового оркестра Олега Лундстрема. Он услышал вокализы в исполнении артиста и захотел познакомиться поближе. Через несколько месяцев певца пригласили на прослушивание в Москву, и в тот же день взяли в состав ансамбля. Ободзинский вспоминал: «Я пришел к Лундстрему нескладным, жутко закомплексованным. В тоже время я был очень самоуверен и самолюбив. Долго пришлось снимать с себя провинциальные шкварки. Даже говор мой южный постоянно вылезал. За полтора года у Лундстрема я сделал колоссальный рывок». Певец стал исполнять вокализы «Я очень рад, ведь я наконец возвращаюсь домой» и «Праздничный ритм».
В 1964 году для Валерия Ободзинского написали первую песню. Борис Карадимчев подарил солисту композицию «Луна на солнечном берегу» на стихи поэта Онегина Гаджикасимова. В этом же году Ободзинский спел ее на Международном музыкальном фестивале песни в польском Сопоте.
В 1967 году певцу предложили работу в Донецкой филармонии: у Лундстрема он исполнял всего пару песен, а на новом месте предлагали составить сольную программу. Ободзинский согласился, и вскоре отправился в двухмесячное турне по городам СССР: Красноярск, Хабаровск, Владивосток. В его репертуаре была только одна собственная песня, артист в основном исполнял эстрадные композиции советских и зарубежных авторов: Станислава Пожлакова, Владимира Хвойницкого, Эдди Рознера.
В 1968 году композитор Давид Тухманов написал «Восточную песню». Музыкант вспоминал: «Слов еще не было, и поэт Онегин Гаджикасимов написал слова уже после того, как готова была мелодия. И первый, к кому я обратился, был Валерий Ободзинский. Я недолго думал». В 1968 году композиция впервые прозвучала в передаче «С добрым утром!» на Всесоюзном радио. Голос Валерия Ободзинского услышали миллионы. Исполнитель сразу же стал популярным: через несколько месяцев его пригласили на телевидение в эфир «Голубого огонька», где он спел «Дремлет море». В 1969 году фирма «Мелодия» выпустила первый миньон певца – небольшую пластинку, на каждой стороне которой помещалось только две композиции. Туда вошли «Восточная песня», русская версия «Девушки» Джона Леннона и Пола Маккартни, «Песня-чайка» и «Солнце не спит».
В 1970 году Давид Тухманов вместе с женой Татьяной Сашко написали для Ободзинского песню «Эти глаза напротив». Мелодия стала хитом. В этом же году вышла его первая большая пластинка «Поёт Валерий Ободзинский». Весь тираж – 13 миллионов копий – распродали за несколько месяцев.
В 1971 году у Валерия Ободзинского появился новый шлягер – «Что нам остается от любви». Музыку написал Давид Тухманов. Через год певец перешел на работу в «Росконцерт» и стал часто выступать в Москве. Ободзинский собирал полные концертные залы. Павел Шахнарович договорился о совместных гастролях певца и джазового оркестра Лундстрема: так исполнитель «Восточной песни» мог давать больше концертов, чем установило министерство культуры. Шахнарович вспоминал: «Чтобы выполнить свою норму – 17 концертов в месяц, оркестру где-то десять месяцев в году приходилось проводить в гастрольных поездках. А благодаря Ободзинскому у них было по 2–3 концерта в день. За месяц они выполняли квартальную норму. И получали дополнительный отдых. Выгодно это было и нам. Поскольку Валера в оркестре не работал, их норма ему не засчитывалась. И дальше он мог еще гастролировать в счет своей нормы». Ободзинский также выступал вместе с ВИА «Верные друзья» Юрия Щеглова. В первом отделении выступал ансамбль, во втором на сцену выходил певец.
Валерий Ободзинский записывал музыку к кинофильмам. В 1971 году на большой экран вышла картина Николая Москаленко «Русское поле», где звучит песня «Колдовство». Спустя год певец исполнил композицию «Мираж» для ленты «Тайник у красных камней» Григория Кохана. Слова к обеим мелодиям написал поэт Леонид Дербенёв. Его жена Вера Дербенева в книге «Леонид Дербенев: между прошлым и будущим» писала: «Валерий Ободзинский – сладкоголосый соловей, мальчик с золотым голосом… Какими только эпитетами и сравнениями не награждал Леня этого замечательно эстрадного певца, и не он один. Такими голосами поют ангелы в раю».
Чтобы зарабатывать больше денег, Валерий Ободзинский решил получить звание заслуженного артиста: так ставка за концерт становилась значительно больше. Музыкант целый месяц выступал в сельских клубах Марийской АССР, и в 1973 году ему присвоили статус заслуженного. Вскоре «Мелодия» выпустила еще один миньон Ободзинского с песнями «Любимая, спи», «Колдовство», «Прощание с любимой». В 1974 году он записал хит «Птицы не люди». Это была русская версия песни из западного боевика «Золото Маккены», который вышел на экраны еще в 1969 году.
Валерий Ободзинский постоянно искал новых композиторов для создания песен. Он говорил: «В первую очередь успех певца зависит от его репертуара. Самое главное для певца – это репертуар. Он должен быть разнообразен, он должен быть интересным. Это очень сложно, в общем-то, – заставить публику два часа слушать одного певца». Исполнитель обратился к члену художественного совета фирмы «Мелодия» Никите Богословскому. В 1975 году вышел миньон певца, куда вошли песни, написанные только композитором. Хитами стали «Любовь моя – песня» и «Вечный вальс».
Государственный комитет СССР по телевидению и радиовещанию обвинял певца в том, что в его репертуаре мало «идеологических песен». Ободзинскому предложили изменить программу, но он не согласился. Музыкант говорил: «Моя принципиальность в том, что я не кривил душой. Я не хотел петь песни, который меня заставляли петь <…> Вся наша советская действительность, вся наша конъюнктура и все чиновники воспитаны на других песнях. Потом идеология – это такой паноптикум». Его перестали приглашать на телевидение, песни Ободзинского почти исключили из ротаций на радио: ссылались на постановление секретариата ЦК «О повышении ответственности <…> за идейно-политический уровень публикуемых материалов и репертуара». Сначала певец не воспринял санкции всерьез. Он был уверен, что это не повлияет на его популярность: выпускать записи и проводить сольные концерты ему по-прежнему разрешали. В 1978 году вышла пластинка поэта Владимира Харитонова «Белые крылья». Вместе с группой «Цветы» Валерий Ободзинский записал для нее две песни: «Ты подожди ответа» и «Белые крылья».
В 1979 году певец развелся с женой. Он стал злоупотреблять алкоголем, срывал концерты. В 1986 году Ободзинского уволили из «Росконцерта», и он перестал выступать на сцене. Певец говорил: «У меня было подавленное настроение. Я просто понял, что я достиг потолка. Или мне нужно бросать и уходить овощи продавать – я, к сожалению, больше ничего не умею, кроме того, как петь. Или мне нужно откровенно остановиться и проанализировать самого себя и всю свою жизнь».
В 1987 году Ободзинский устроился сторожем на галстучную фабрику.
В 1991 году певец познакомился со своей поклонницей Анной Есениной. Она работала в библиотеке неподалеку от фабрики. Певец говорил: «Анна – это женщина, с которой я живу, которую я люблю. Это удивительный человек, который с детских лет собирает мои пластинки, материалы обо мне, газеты <…> Она живет моей жизнью, моими песнями». В 1992 году, после долгого перерыва, Ободзинский записал диск с композициями Александра Вертинского.
В сентябре 1994 года артист вернулся на сцену и выступил в концертном зале «Россия». А через несколько месяцев вышел альбом «Карнавал любви» с лучшими песнями Валерия Ободзинского. Певец стал снова давать концерты и съездил в тур по стране. Помимо своих хитов, он включал в свою программу композиции известных ВИА: «Синяя птица», «Самоцветы», «Пламя». Аранжировкой занимался музыкант Дмитрий Галицкий.
В 1997 году Валерий Ободзинский в Санкт-Петербурге дал совместный концерт с эстрадной артисткой Геленой Великановой. Это было его последнее выступление. 26 апреля 1997 года, певец скончался. В 2002 году на «Площади звезд» перед концертным залом «Россия» открыли именную звезду Ободзинского.
См.: https://www.culture.ru/persons/9850/valerii-obodzinskii