9 марта – День светлой памяти Леонида Осиповича Утёсова – одного из символов Одессы...
Одесское коммерческое училище Файга славилось тем, что из него никого никогда не исключали. Единственным таким учеником стал юный Ледя Вайсбейн, раскрасивший в два цвета – мела и чернил – костюм учителя закона божьего. Семья решила, что их отпрыск никакой приличной профессии не получит, а старший брат и вовсе полагал, что ему один путь – на большую дорогу.
Тогда подросток ушел из дома с передвижным цирком, а позже стал работать в театре миниатюр. Псевдоним он придумал сам и выбрал его потому, что прежде такой фамилии не существовало. Она была уникальной, как и сам Утесов. Умело сочетая достоинства артистов разных жанров, он добивался синтеза искусств не только в своих номерах, но и выступлениях руководимых им коллективов. Первым из них стал созданный еще в 1919 году Комический хор, а 8 марта 1929 года на сцене Малого оперного театра в Ленинграде впервые выступил его знаменитый оркестр «театрализованного джаза».
А первая заграничная поездка – в Ригу – состоялась в 1927 году. Артист выступал как чтец с рассказами Зощенко, разыгрывал небольшие пьески и совершенно забыл об одном инциденте. Позже в архивах отыскали фотографии Утесова и протокол его допроса латвийской охранкой, которая заподозрила, что он прибыл на гастроли «со специальным заданием вести коммунистическую агитацию», и поставила вопрос о высылке Утесова из Латвии.
В 1934 году вышла кинокартина «Веселые ребята», в котором Утесов сыграл главную роль. Исполненные им песни «Марш веселых ребят» и «Сердце, тебе не хочется покоя» запела вся страна, артист стал всенародным любимцем. А до этого ведь в газетах писалось, что «джаз Утесова – это проституция в музыке»! Приход настоящей славы имел и трагикомические последствия, когда однажды в Кисловодске его чуть не погребла под собой восторженная толпа детей человек в 700. Долгое время после этого случая артист боялся встреч с пионерами.
Можно смело утверждать, что вся советская песенная эстрада прошла свой путь вместе с Утесовым. Он работал со всеми классиками жанра – от Исаака Дунаевского до Оскара Фельцмана, открыл имена таких авторов, как Василий Соловьев-Седой и Аркадий Островский, а его оркестр первым сыграл «Танец с саблями» Арама Хачатуряна в джазовой обработке, как и музыку к балету «Спартак». Сам певец гордился тем, что первым начал петь советские лирические песни. Его голос узнаваем, каждая исполненная им песня рождает свой образ, и потому Артист продолжает жить.