
Член Клуба одесситов Санкт-Петербурга Георгий Ковтун
Сто дней
Все началось 24 февраля 2022 года. До последней минуты мы не верили в то, что такое возможно. Но в нашу жизнь вошла война. Вой сирен, сводки с фронтов, комендантский час, паника и бегство из страны почти семи миллионов человек. Моя дочь с семьей пять дней не выходили из дома, круглосуточно слушали новости. Потом вскочили в автомобиль и поехали «куда глаза глядят». Мы остались. У нас пожилая мама, пережившая в детстве Великую Отечественную войну. Она как ребенок все спрашивала: «Саша, кто с кем воюет?». Центр Одессы забаррикадировали мешками, блоками, ежами и шипами. Проход-проезд запрещен.
В первые недели массово ловили шпионов. Жильцы нашего дома ночью вызывали полицию, если у кого-то подозрительно светился ночник красного цвета в окне, или моргал от ветра фонарь во дворе – опасались наводчиков ракет.
Ракеты появились через месяц: по нефтебазе, по аэродрому, по мосту через Днестровский лиман в Затоке. Было попадание в жилой дом, от сбитой ракеты погибли мирные люди, ребенок... В городе организовали территориальную оборону из гражданских. Выдали автоматы-пулеметы. Заминировали пляжи на случай десанта. Всюду вооруженные патрули. На бигбордах и транспарантах призывы с матерными выражениями. Театры, музеи, школы, институты закрыты. Но! Работали консерватория и городские библиотеки – последние очаги культуры, что спасало от всеобщего панического страха. Мы не могли не воспользоваться этим, чтобы поддержать людей творчеством и чтобы сохранить в себе человека.
8 апреля в научной библиотеке им. Грушевского прошла презентация моей книги «Море, Кино, Музыка и Телевидение…» Рассказы из книги читали: заслуженный работник культуры ведущая Одесской филармонии Анна Розен, вице-президент Интеллектуального форума Украины Лариса Козловская, студент Одесского театрального колледжа Андрей Сухачев и другие. Музыкальные паузы заполнили скрипачи и пианисты из школы им. Столярского. А в финале грянул народный хор – театр «Козацьке коло» под руководством Ларисы Козловской.
Ко второму месяцу войны люди понемногу стали справляться со страхом. Появились камерные концерты в Клубе Одесситов. Леди-джаз Одессы Елена Шевченко с замечательным пианистом Алексеем Петуховым провели ряд интереснейших программ. На одном из этих концертов мы встретились с режиссером Георгием Ковтуном. Он приехал в театр Музкомедии еще до войны для постановки спектакля «Принцесса цирка». Была назначена премьера 8 марта, но из-за событий все отменилось. «Я должен уезжать, у меня премьера в Казахстане, – сказал Георгий после концерта. – Приходи завтра на репетицию в театр. Приглашаю!». На следующий день была воздушная тревога. Репетиция началась под вой сирен в подвале Музкомедии, а после отбоя тревоги все переместились на сцену с опущенным пожарным занавесом. Такого энтузиазма у актеров я давно не видел. Больше месяца люди не выходили на родную сцену. Кое-что подзабыли. Но ассистент режиссера четко давала реплики, подсказывала все детали, а Георгий Ковтун с нескрываемым удовольствием улыбался в казацкие усы и правил «рукой мастера» нюансы. Спасибо, Георгий!
P.S. от Кати Степановой: Эта репетиция и в мирное время дала бы огромный заряд энергии, а в дни, когда многие из оставшихся просто боялись выходить из дома и жили в постоянном страхе, счастье творчества просто переполняло душу.
Самыми трудными были 1, 2 и 9 мая. Одесситы всегда выходили на Куликово поле помянуть погибших в Доме профсоюзов и на Аллею Славы к памятнику Неизвестному матросу. Но в этом, 2022 году, город опустел. На праздничные дни был объявлен круглосуточный комендантский час. С Аллеи Славы исчезли плиты с именами российских городов-героев. В СМИ слышались призывы о сносе памятников Пушкину, Екатерине II, Воронцову и Суворову. Русский драматический театр отказался от первого слова в своем названии… Правда, ни театры, ни филармония, ни музеи не работали после начала войны.
Когда в городе исчез бензин, проснулся юмор. Вот сценка. Заправка в районе телецентра. Работает одна на всю Одессу. «Хвост» очереди тянется без конца и поворачивает на Среднефонтанскую. Догадливый одессит, чтобы скоротать время в очереди, взял пустую канистру, надписал табличку и пошел по машинам вдоль всей очереди. На табличке надпись: «Помогите бывшему чиновнику». И что? Улыбались, шутили, давали деньги на бензин, хотя и сами находились в такой же «Ж». Приз за находчивость! Сохранить «Одессу в себе» в эти дни помогали и юмор, и творчество.
Неожиданно раздался телефонный звонок. Известный журналист и писатель Александр Галяс предложил мне принять участие в проекте «Одесские песни». Александр Васильевич – уникальный человек. Он знает все о нашем городе и всех, кто хоть что-то писал или говорил об Одессе. С журналистской дотошностью «выкапывает» редкие факты и делает их достоянием общественности в газете «Порто-Франко», где служит заместителем главного редактора.
– Саша, – сказал по телефону Галяс, – ты единственный, кто встречался с Андреем Эшпаем. Расскажи, пожалуйста, о песне «Ах, Одесса моя, ненаглядная». В назначенный день в библиотеке им. Паустовского состоялась первая лекция цикла «Одесские песни». И я рассказал историю, описанную в книге «Фестивали, конкурсы, и не только…» Вот этот рассказ.
«Бойтесь одесских репортеров!»
С великим советским композитором Андреем Эшпаем посчастливилось встречаться не раз. Первое знакомство произошло в 1999 году на открытии Международного конкурса саксофонистов имени Александра Глазунова в Москве, где Председателем жюри был Андрей Яковлевич, а моя дочь принимала участие как конкурсантка. Незабываемая пламенная речь Председателя была не только вдохновенна, как и его музыка, но также глубоко содержательна и идеально выстроена по форме. Эшпай цитировал дирижера Шарля Мюнша: «Если у вас перед выходом на сцену нет розового тумана перед глазами и чувства, близкого к панике, в вас закончился артист». И добавлял от себя: «В этом качестве я близок всем вам». А финал Его речи стал девизом для многих юных музыкантов на долгие годы:
«И всё-таки жизнь – это чудо! А чудо не запретишь.
Да здравствует амплитуда – То падаешь, то летишь!»
(Виктор Боков)
Творческий градус, заданный тогда Эшпаем, многие конкурсанты воплотили в своих выступлениях, а, может быть, и в жизни.
Победитель того конкурса Владислав Вальс исполнял в финале замечательный Эшпаевский концерт для саксофона-сопрано с оркестром. Это было незабываемо. Мою дочь Анну все годы ее обучения в академии им. Гнесиных не оставляла мечта исполнить эту чудесную музыку. И только уже в ассистентуре, когда профессор Маргарита Шапошникова сказала: «Ну вот, Аня, теперь можно!», – настало счастливое время новых встреч с композитором.
Для работы над концертом были назначены встречи. С трепетом входила Анна в дом на набережной Москва-реки. Да и сама Маргарита Константиновна говорила ей, что волнуется, рассказывала по секрету, как все девушки в свое время были влюблены в высокого статного блондина. Ещё бы! Красавец, герой, разведчик, участник взятия Берлина, награжден орденом Красной Звезды. А юному Эшпаю в 1945-м было всего 19 лет...(окончание в книге «Фестивали, конкурсы и не только...») На фото: Александр Галяс (Alexandre Galyas) и Леонид Утёсов; Андрей Эшпай, Марианна Лакарен и Анна Степанова...
