18 января 1943 г. в 09:30 в ходе операции «Искра» части 123-й стрелковой бригады Ленинградского фронта соединились с частями 372-й дивизии Волховского фронта на восточной окраине Рабочего поселка № 1 под Шлиссельбургом. Позже произошли встречи других советских военных соединений. В тот же день был полностью освобожден Шлиссельбург и все южное побережье Ладожского озера.
Около полуночи 18 января по радио было передано сообщение о прорыве блокады. Вышедшие на улицы и проспекты горожане ликовали. Ранним утром 19 января город был украшен флагами.
«На днях наши войска, расположенные южнее Ладожского озера, перешли в наступление против немецко-фашистских войск, блокировавших город Ленинград.
Наши войска имели задачей разрушить оборону противника и этим прорвать блокаду Ленинграда.
Следует при этом иметь в виду то обстоятельство, что за многие месяцы блокады Ленинграда немцы превратили свои позиции на подступах к городу в мощный укрепленный район, с разветвленной системой долговременных бетонированных и других сооружений, с большим количеством противотанковых и противопехотных препятствий.
Наступление наших войск проходило с двух сторон: с западного берега реки Нева, юго-западнее Шлиссельбурга, и с востока из района южнее Ладожского озера.
Прорвав долговременную укрепленную полосу противника глубиной до 14 километров и форсировав реку Нева, наши войска в течение семи дней напряженных боев, преодолевая исключительно упорное сопротивление противника, заняли город Шлиссельбург, крупные укрепленные пункты Марьино, Московская, Дубровка, Липка, рабочие поселки №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, станцию Синявино и станцию Подгорная.
Таким образом, после семидневных боев войска Волховского и Ленинградского фронтов 18 января соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда».
Из радиосообщения Юрия Борисовича Левитана 18 января 1943 года
Узкий коридор от Волховского фронта к Шлиссельбургу, представлявший собой полоску торфяного болота шириной от 8 до 11 километров, позволил восстановить сухопутную связь с Ленинградом вплоть до окончательного снятия блокады. По южному берегу Ладожского озера развернулось строительство железной дороги Шлиссельбург — Поляны протяженностью 36 км. 6 февраля по новой «Дороге жизни» в Ленинград пошли поезда.
Героическая оборона Ленинграда – особая страница в истории нашей страны, символ величайшего мужества и беспримерного героизма. Несмотря на жесточайшие испытания, равных которым не знала мировая история, город продолжал жить, бороться, трудиться, ковать Великую Победу.