
Памятник М. С. Воронцову в Тифлисе
7 марта 1845 года Михаил Семенович Воронцов покинул Одессу на фрегате «Бессарабия» и направился в те края, где под пулями начинал службу поручиком. В этом же году последовало его возведение в княжеское достоинство, а в 1852 году – присоединение титула «светлейший». К тому времени ему было уже почти 63 года, он был назначен главнокомандующим отдельным Кавказским корпусом и наместником Кавказским с сохранением должностей по управлению Новороссийским краем...
К его прибытию дела на Кавказе для России складывались очень плохо. В течении четверти века там возглавлял борьбу горцев против могущественной империи Шамиль – одаренный полководец, обладавший отменными организаторскими способностями. Он сумел нанести ряд болезненных поражений российскими войскам, создать хорошо организованную и боеспособную армию горских народов, навести на контролируемых землях относительный порядок.
При сложившейся ситуации Николай I решил предать управление охваченной войной окраиной империи человеку, обладающему несомненным талантом администратора в сочетании с большим военным опытом.
Перед назначением М. С. Воронцова на Кавказ в Петербурге был разработан подробный план похода на укрепленный аул Дарго – резиденцию Шамиля. И хотя Михаил Семенович просил дать ему время осмотреться, его обязали действовать строго по плану.
Поход состоялся, аул Дарго был взят. Но Шамиль ускользнул от русских войск, а Кавказский корпус понес большие потери.
Почти четверть века Россия стремилась покорить Кавказ за счет военных действий. Было погублено огромное количество как русских солдат и офицеров, так и коренного населения, но добиться желаемого результата так и не удалось.
М. С. Воронцов пошел по другому пути: он считал, что российское присутствие на Кавказе не должно подавлять самобытность населяющих его народов, оно просто обязано считаться и прислушиваться к исторически сложившимся традициям края, потребностям, характеру жителей. Именно поэтому в первые же годы пребывания на Кавказе им было учреждено мусульманское училище. В Тифлисе, Кутаиси, Эриване, Ставрополе были построены общеобразовательные школы с последующим их объединением в систему отдельного Кавказского учебного округа.
М. С. Воронцов учредил пароходство на Каспийском море, основал портовый город Ейск, общество сельского хозяйства, кавказский музей, начал издавать газету «Кавказ», добился предоставление возможности получать образование в столичных учебных заведениях и т. д. – в результате таких преобразований отношение местного населения к России стало меняться, военных столкновений становилось все меньше и меньше. Присоединение территории Кавказа к России стало свершившимся фактом.
Эта политика продолжалась и после отъезда с Кавказа Воронцова. 25 августа 1859 года Шамиль прекратил борьбу и был отправлен в Петербург. Многолетняя и кровопролитная война на Кавказе практически завершилась.
В наши беспокойные дни небезынтересно знать о дальнейшей судьбе Шмиля. Его не расстреляли, не посадили в тюрьму, не довели до самоубийства. Совместно с семейством и несколькими верными людьми он проживает какое-то время в Санкт-Петербурге во вполне комфортных условиях: посещал театр, библиотеку, свободно ходил по городу, ознакомился с военными училищами. Шамиль был принят Александром II, причем император высказал своему «гостю» самое уважительное отношение. Он был возведен в потомственное дворянство. Заботясь о здоровье Шамиля – уже немолодого и много пережившего человека, царь предложил ему перебраться в Киев, где климат был несравненно мягче.
Один из сыновей Шамиля – Гази Мухаммад пожелал уехать в Турцию, ему на это было дано разрешение. Другой сын – Муххамад Шапи много лет служил в Русской армии и вышел в отставку генералом.