7 мая 1840 года родился великий русский композитор П. И. Чайковский.
В Одессе он побывал дважды: в 1887 и 1893 гг. Композитор писал в письмах о нашем городе: «В шесть часов стали подходить к Одессе. Очень красивый город. Остановились в Северной гостинице. Мне нездоровилось. Потом гуляли по чудесному городу. Обошлось. Ходил долго по главным улицам», «Сей город мне ужасно нравится».
Из личных воспоминаний Л. Кауфмана о последнем приезде великого композитора в Одессу: «В первый раз я увидел П. И. Чайковского в одесском городском театре в 1893 году [у автора ошибочно указан 1892 г.]. Он был приглашен в Одессу дирижировать двумя симфоническими концертами и руководить постановкою его оперы «Пиковая дама». Когда публике стало известно, что в одной из лож сидит Чайковский, театр огласился шумными, долго не смолкающими аплодисментами. Прятавшийся за спинами своих соседей композитор вынужден был высунуться из ложи и раскланяться. Антрепренер театра И. Н. Греков тщетно просил Петра Ильича показаться публике со сцены»...
Ошеломительный успех композитора в Одессе, к тому времени уже завоевавшего всероссийскую и мировую славу, дошел и до северной столицы: «Петр Ильич приехал в Одессу по приглашению местного Музыкального общества, чтобы дирижировать концертом, который весь состоял из произведений великого маэстро. Весть о приезде Чайковского быстро облетела город и произвела сенсацию. Все только и говорили о творце музыки «Евгения Онегина». Его встретила Одесса восторженно. Весь музыкальный мир благоговейно преклонился перед композитором». Билеты на концерты брались с бою, несмотря на высокую цену, назначенную Музыкальным обществом...
В бытность Чайковского в Одессе давалась впервые «Пиковая дама». Этот вечер был беспримерным торжеством композитора. Его вызывали бесконечное число раз, его торжественно венчали, так сказать. Весь театр дрожал от рукоплесканий. Вся публика, как один человек, поднималась с мест, аплодировала, благодарила. Оркестр играл... Композитор был растроган до слез и в свою очередь благодарил публику. Полные дивного очарования, обновленные душой, оставили все театральную залу и долго, конечно, помнили чудные минуты, пережитые впечатления», – писал один из корреспондентов «Петербургский листка», бывший свидетелем огромного успеха композитора в нашем темпераментном городе.
В Одессе был создан единственный портрет Петра Ильича, написанный с натуры (композитор не любил собственные изображения и позирование для них). Автор портрета Н. Д. Кузнецов – одесский художник, академик, создавший целую галерею портретов выдающихся деятелей русской культуры: Ф. И. Шаляпина, А. М и В. М. Васнецовых... Именно с него И. Е. Репин писал образы палача в картине «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных» и казака с повязкой на голове в своих «Запорожцах». Дочь художника Мария Николаевна Кузнецова-Бенуа -русская оперная певица и танцовщица, блиставшая на сценах лучших театров мира. Именно Чайковский, бывавший в доме Кузнецовых, обратил внимание на талант будущей певицы и сочинил для неё детские песни. Дебютировала М. Н. Кузнецова в роли Татьяны в опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин». Вот такие культурные нити связывали Одессу с большим искусством.
К сожалению, сейчас в одесском Театре оперы и балета, где дирижировал величайший русский композитор, сняты из репертуара все его произведения. Больше не звучит прекрасная музыка опер «Евгений Онегин», «Пиковая дама». Нет «Лебединого озера». И одесситы лишены своей ежегодной культурной традиции – прийти в зимние праздники на балет «Щелкунчик», чтобы проникнуться волшебной музыкой Петра Ильича, и с верой в светлое и прекрасное будущее встретить Новый год.
См.: https://vk.com/odessatypical