Будущий виртуозный американский пианист и композитор Джордж Гершвин родился 26 сентября 1898 года в Нью-Йоркском районе Бруклин. Изначально мальчик был назван Яковом. Его родители имели еврейские корни, и еще до рождения своих детей уехали жить в США. Отец композитора – Мойше Гершовиц покинул Санкт-Петербург в 1890 году, а затем сменил имя на Моррис Гершвин и всю жизнь трудился на обувной фабрике. Мать – Роза Брускина родилась в Одессе, уехала в Соединенные Штаты немного раньше, чем ее будущий муж. Гершвины воспитывали четырех детей, из которых Джордж был вторым, у него также были братья Айра и Артур и сестренка Фрэнсис.
Семья не обладала большим достатком и ютилась в маленькой деревянной квартирке. Джордж, в отличие от своих братьев и сестры, был очень своенравным и обладал сложным характером. В школе не отличался особым стремлениям к учебе, чем очень огорчал Розу, которая мечтала, чтобы ее дети хорошо учились и стали преподавателями. Зато Джордж делал успехи в катании на коньках и даже завоевал «титул» уличного чемпиона. Друзья мальчика с детства замечали, что он мог на какое-то время полностью уйти в себя и не обращать внимания на окружающий мир. Причиной всему стала музыка. Когда будущий композитор слышал красивые напевы, он замирал и забывал обо всем на свете.
Биография Гершвина гласит, что в 8 лет Джордж попал на школьный концерт, на котором выступал музыкант Марк Розенцвейг с музыкальной пьесой «Юмореска». Мальчик был так впечатлен выступлением скрипача, что полтора часа ждал его под проливным дождем. А когда узнал, что Марк вышел через запасной вход, направился прямо к нему домой. Гершвин нашел общий язык с Розенцвейгом и часто ходил к нему в гости. Дома у скрипача стояло фортепиано, которое словно манило мальчика. Именно Марк показал маленькому Джорджу удивительный мир искусства и знакомил с гениальными музыкальными произведениями. Будущий композитор стал брать первые профессиональные уроки, и пытался на слух воспроизводить знакомые мелодии. Уже тогда старший брат Джорджа Айра мечтал стать музыкантом и занимался в специализированной школе, родителей сильно удивил тот факт, что их младший сын без посторонней помощи овладел фортепиано и обогнал своего брата. Моррис и Роза поняли, что мальчика тоже нужно отдать в руки профессионалам.
С музыкальной школой дела у юного Джорджа как-то не заладились. Изучение нудных гамм, сольфеджио и регулярные занятия нагоняли на мальчика тоску. Гершвин проходил обучение в нескольких местах – сначала с ним занимались пожилые преподавательницы, а один из педагогов даже имел особую технику обучения, и мальчик почти не играл на фортепиано. Ни одно из музыкальных учебных заведений Джордж так и не закончил. Родители видели своего сына коммерсантом, но жизнь выбрала для него совсем другую дорогу.
В 1915 году произошло одно из самых важных событий в жизни молодого человека – он познакомился с музыкантом Чарльзом Хамбицером, с которым моментально подружился. Маэстро давал ему множество бесценных советов и идей, а также предложил отличных учителей. К семнадцати годам Джордж прекрасно разбирался в музыкальном искусстве, блестяще владел фортепиано и писал свои первые произведения. Он усердно изучал классические мотивы, но особенно ему нравился популярный стиль в музыке. Несмотря на свой юный возраст, Гершвин получил работу в музыкальном издательстве Джерома Ремика, где имел должность пианист-популяризатор. Молодой музыкант подрабатывал, выступая в ресторанах, и писал большое количество сочинений. В 1926 году Джордж представил на суд публики одно из своих первых «музыкальных детищ» под названием «Когда вы захотите». Несмотря на то что композиция не стала сильно популярной, с ее помощью Гершвин смог обратить на себя внимание режиссеров с Бродвея. Песня очень понравилась известной в те времена певице – Софи Такер. После ее блестящего исполнения, Джордж получил признание на Бродвее. Его имя стало часто появляться в прессе, а венгерский композитор Зигмунд Ромберг взял его композиции в свое ревю. Затем режиссеры Бродвея поставили несколько мюзиклов с музыкой Гершвина, а один из известнейших американских композиторов сказал, что Джордж обладает искрой гениальности.
С 1918 года мужчина перестал брать подработки и давать индивидуальные уроки — теперь он мог всецело заниматься любимым делом и получать за это кругленькие суммы. Джордж писал композиции для сценических выступлений на Бродвее и работал автором в джазовой группе Пола Уайтмена. Только за год он «оживил» своей музыкой 10 мюзиклов, которые прогремели на всю Америку. На премьеру «Рапсодии в блюзовых тонах» в 1924 году пришло большое количество именитых гостей – в первом ряду сидели гениальные музыканты Рахманинов, Годовский и Стравинский. Мюзикл стал очень успешным, а Джордж получил настоящее признание публики. Вслед за собой слава принесла материальное благосостояние. Композитор приобрел пятиэтажный дом и уехал путешествовать по Европе на целых три года. Мужчина лично составил маршрут, который начинался с Англии и Франции, а закончился в Австрии. Когда Гершвин вернулся в Америку, он представил на суд публики симфоническую поэму «Американец в Париже». Успех произведения был ошеломительный, после чего его стали исполнять многие коллективы. Музыка Джорджа Гершвина представляла собой смесь абсолютно разных музыкальных жанров. В ней была и классика, новейшие негритянские ритмы, фольклорные мотивы, экстравагантные мелодии. Все это было приправлено невероятной экспрессией и смелыми ритмами.
Когда Джордж получил большую популярность, он стал сотрудничать со своим родным братом Айре. Мужчина в последующем называл себя Артуром Френсисом (имена их младших брата и сестры), ведь он был уверен, что в мире музыки фамилия Гершвин должна быть единственной и уникальной. Творческий союз двух братьев имел большой успех, вместе они создали несколько десятков композиций для бродвейских представлений и кинофильмов. В те времена это был по-настоящему востребованный дуэт. Самым триумфальным сочинением Джорджа и Артура стал мюзикл «Lady, Be Good». Одна из его песен была признана лучшей балладой о любви прошлого века.
Согласно биографии Гершвина в 1936 году композитор уехал в Голливуд, чтобы заняться написанием музыки к кинофильму Shall We Dance (Давайте потанцуем), в котором сыграли популярные актеры того времени. Сочинения музыканта, которые объединили балет и джаз, занимают около часа киноленты. Чтобы создать идеальный союз абсолютно разных стилей, Джордж писал и аранжировал композиции несколько месяцев. В начале рокового 1937 года Гершвин выступил с уникальным музыкальным концертом совместно с симфоническим оркестром, которым руководил маэстро из Франции Пьер Монте. Прямо на сцене мужчину стали преследовать «музыкальные отключения». В июне Гершвин упал во время очередного выступления, и его уже не смогли спасти. Слаженная работа двух братьев Джорджа и Айры, благосостояние, слава – все рухнуло в один момент, трагичным и неожиданным образом. Джордж так усердно трудился над своей легендарной оперой, что получил сильнейший нервный срыв и был полностью истощен. В итоге его покинули аппетит и нормальный сон. Медики настаивали, чтобы композитор переехал в более благоприятные климатические условия и на время забыл про работу. Гершвин воспользовался первым советом, но вот оставить музыку так и не смог.
Внешне мужчина практически не изменился, но морально он очень устал и был сильно подавлен. В 1937 году врачи нашли у композитора симптомы, которые бывают при онкологических заболеваниях. После медицинского обследования была диагностирована опухоль головного мозга. Специалисты делали все, чтобы спасти жизнь популярного музыканта, в одной из лучших американских клиник злокачественное образование было удалено. К сожалению, все усилия докторов были напрасны, и Джордж скончался 11 июля 1937 года, прямо на операционном столе. Гершвин немного не дожил до 39 лет, а ведь у него было столько масштабных планов и идей, которые он так и не успел воплотить в жизнь.
Интересные факты
Музыкант был захоронен на кладбище Westchester Hills, которое находится в пригороде Нью-Йорка.
Гершвин ни разу не был женат, детьми он тоже не обзавелся. Завещание Джордж писать не стал, поэтому его недвижимость досталась матери. Наследники долгое время собирали прибыль от авторских прав на его музыкальные произведения. Однако они утратили свою силу в 2007 году, когда прошло 70 лет со дня смерти музыканта. В 2005 году журналисты провели расследование и пришли к выводу, что Гершвин был одним из богатейших композиторов в мире.
Гершвин был удостоен награды на церемонии вручения премии «Оскар» в 1937 году за композицию "They Can't Take That Away from Me" (Этого у меня не отнимут), которую он написал вместе с родным братом для кинокартины Shall We Dance (Давайте потанцуем). Легендарная статуэтка была вручена посмертно, Джорджа не стало через пару месяцев после премьеры фильма.
Музыкальный язык Гершвина можно описать, как непосредственный, красочный, с нотками юмора. Главное место в его творческой карьере заняли мюзиклы, которые он очень любил, и в которые вкладывал всю свою душу.
Во всех музыкальных шедеврах композитора есть своеобразная форма, реальность сценических ситуаций и противостояний, энергичность развития сценария, дуэт трагических и комедийных картин.
В 1918—1919 года на бродвейских подмостках уже вовсю гремела музыка Гершвина. Композиция «Swanee», которую взял в свое шоу «Sinbad» Эл Джонсон, имела настоящий успех. В итоге певец несколько раз записывал её на пластинках и неоднократно пел в кинофильмах.
Первый учитель Гершвина, Иосиф Шиллингер славился своим уникальным подходом к сочинению музыки – композитор воспринимал творческий процесс с математической точки зрения и пытался найти универсальный музыкальный алгоритм.
Гершвин очень увлекался живописью и литературой.
Старший брат и соавтор Джорджа – Айра Гершвин взял себе сценическое имя Артур Френсис, которое было составлено из имен их брата и сестры.
В 1945 году на экраны вышла картина, посвященная композитору. Фильм назывался «Рапсодия в блюзовых тонах».
Прообраз Гершвина был также использован в популярном сериале «Хроники молодого Индианы Джонса». Композитора сыграл актер Том Беккет.
Самым внушительным сочинением композитора стала опера «Порги и Бесс». Автор литературного первоисточника лично принимал участие в процессе написания шедевра.
В Нью-Йорке есть театр, который назвали в честь потрясающего творческого союза двух братьев — Джорджа Гершвина и Френсиса Артура.
Одной ночью 1926 года, когда Джордж никак не мог уснуть, он решил прочесть роман Дюбоза Хейуорда «Порги». Произведение так поразило мужчину, что он моментально стал придумывать в голове музыкальные мелодии. Композитор позабыл о сне и не мог оторваться от книги до самого рассвета, а потом отправил писателю письмо, в котором признался, что мечтает написать оперу по его произведению. Дюбоз Хейуорд любезно согласился на предложение музыканта, однако музыку оперы «Порги и Бесс» Гершвин начал писать только в 1934 году, так как был сильно занят созданием других композиций и работой дирижёра.
Из биографии Гершвина мы узнаём, что Джордж покинул Нью-Йорк и поселился в глухом посёлке штата Южная Каролина, чтобы всецело погрузиться в работу над грандиозным произведением. В целом музыкант потратил на создание оперы почти 2 года. Долгий труд оправдал себя и произведение «Порги и Бесс» стало по-настоящему значимой и известной работой маэстро. Джордж смог создать потрясающий шедевр, в котором безупречно сошлись джазовые фантазии, фольклорные мотивы и оркестровые партии. Американцы впервые услышали оперу в Бостонском «Колониел-театре» в 1935 году. Зрителям так понравилась премьера, что они аплодировали и выкрикивали восторженные слова 15 минут. «Порги и Бесс» вошла в историю Америки, как первое представление, на которое могли прийти люди разной расовой принадлежности. В начале 1963 года опера отправилась с гастролями по США, а в Европе появилась только после 1945 года.