26 ноября 1767 года родился граф, затем — светлейший князь Платон Александрович Зубов — Новороссийский генерал-губернатор, которому после князя Потёмкина была подчинена Одесса.
При недостатке средств на строительство Города и порта в 1796 г. Зубов выделил Одессе из доходов Новороссийского края 312 135 рублей на постройку госпиталя, Соборной церкви, магистрата,
Первая построенная в Одессе пристань была названа де Рибасом в честь Зубова Платоновским молом.
По представлению де Рибаса и Зубова Екатерина ІІ своим рескриптом утвердила их предложение о поселении в Одессе и окрестностях большого количества греков-единоверцев, перешедших из архипелага под знамёна и флаги русские. То же касалось и албанцев. Всем им были выделены наделы земли.
По рапорту Зубова в 1795 г. императрица разрешила учреждение в Одессе магистрата с поручением ему «входить и в дела, до поселения единоверных людей относящиеся»…
Бронзовая фигура Платона Зубова — одна из четырех, стоящих по сторонам постамента опять покойного памятника на Екатерининской площади. Она находится там, потому что Зубов оказал решающее влияние в споре о необходимости постройки нового порта России на Черном море в пользу Хаджибея.
Как-то Зубов спросил у де Рибаса:
— Почему у нашего Города нет приличного названия? Зачем сохранять турецкое?
— На Тилигуле возле Хаджибея еще до рождения Христова была греческая колония. Именем греческого поселения было бы прилично назвать город. За давностью лет никто уже не помнит, как она называлась.
— Так пусть этим займутся наши бездельники-академики!..
Вскоре на Малой ассамблее в Зимнем Екатерина сказала: «Наши ученые мужи отыскали в Академии старые атласы и определили, что при Хаджибее находилось греческое поселение, Одисос именуемое. Но сие название, вследствие обилия в тех краях городов мужского рода, решили мы переименовать в город, носящий имя в женском роде, — ОДЕССА.
Прошу всех господ иностранных посланников сообщить сие своим правительствам.
Турецкий Хаджибей мы переименовываем в христианскую Одессу».