Каким было Рождество в старой Одессе, и что делали обитатели в канун праздника век, а то и два назад?
Во многом времяпрепровождение жителей Одессы в начале XIX века было похоже на наше. Они устанавливали елки и покупали подарки, веселились на шумных балах и пирушках, собирали помощь бедным. Конечно, они ели. На этот раз мы постараемся реконструировать Рождественский стол вековой, а скорее даже полутора-двухвековой давности.
В 1834 году выходит почти забытый альманах «Помощь бедным». Нас он интересует потому, что статистик и журналист Павел Морозов поместил туда свою статью с наблюдениями, как в Одессе празднуют Рождество. Конечно, он не мог обойти своим вниманием и кулинарные особенности города, в котором он к тому времени проживал уже десять лет.
Рождественский стол одессита 1830-х гг. был немыслим без восточных слабостей и рыбы. Будучи уроженцем Пензенской губернии, Морозов сразу выделяет особенности южной кухни:
«...Вещественная часть этих обедов, кроме блюд известных северным жителям, украшается свежими растениями с берегов Босфора, фигами, более известными сейчас под названием инжир, сахаренными их собственным соком, мучнистым рахат-лукумом и богатой данью Черного моря: разновидными камбалами, скумбрией, крабами, креветками и прочими и прочими...»
Если в ваши планы не входило вояжировать на Молдаванку на границе с Воронцовкой и Сахалинчиком, то можно было отметить Новый год в центре.
В 1820-1830-е гг. центром клубной жизни и праздничных сходок был отель Рено. Там же размещалась первая в Одессе биржа, до того, как построили здание Старой биржи (нынешняя мэрия). Поэтому за отсутствием иных мест публика собиралась там. В более позднее время в Одессе было немало мест, где можно было отлично поесть и встретить Новый год заодно.
Рекламы путеводителей рубежа XIX-XX вв. пестрят названиями и ценами. Отобедать в ресторане Папучиева в Пале-Рояле стоило всего 40 копеек; приезжим рекомендовали посетить ресторан «Медведь», где были «общедоступные цены и ежедневно играл оркестр». Если же вам не хватало экстрима, то можно было отправиться в «Сад Мартына». Не знаете, что это? Объясняем: «одно из лучших пригородных гуляний». Ресторан возле Чумной горы «снабжен лучшими кушаньями и напитками. Постоянно играет оркестр музыки. Прохлада, свет и воздух. Имеется четыре кегельбана. Танцевальная зала».
В ночь на новый 1900 год в Одессе торжественно открылась полностью перестроенная гостиница «Лондонская». К празднику из Парижа «были выписаны свежая спаржа, бри и камамбер, а из Москвы — телячьи котлеты, свежие огурцы, дупеля, вальдшнепы, рябчики, каплуны, огурцы соленые в тыквах и филипповские калачи».
См.: «Одесскiй Листокъ»
А как в Северной Пальмире?
Во все времена люди старались скрасить унылые зимние дни всевозможными развлечениями и праздниками. Новый Год и Рождество — одни из самых долгожданных праздников в году и для детей, и для взрослых. Вкусные угощения, прогулки по заснеженным паркам, гирлянды и, конечно же, нарядная, украшенная игрушками и конфетами елка!
Однако традиция украшать елку к Рождеству пришла в Россию только в начале XIX в. И началась эта мода с императорской семьи. В 1817 г. первую елку в царском доме устроила великая княгиня Александра Федоровна, будущая императрица, супруга Николая I. Этот новый для России обычай Александра Федоровна, урожденная прусская принцесса, привезла из Берлина. С тех пор в императорской семье появилось украшенное хвойное деревце, и детский праздник вокруг него стал проводиться регулярно накануне Рождества, в сочельник 24 декабря. Несмотря на семейный характер праздника, на него обязательно приглашались придворные с детьми. Для каждого из царских детей предназначался свой стол с установленной на нем елкой и подарками: акварелями, гравюрами, иллюстрированными альбомами, книгами, инструментами для столярных работ, наборами для рисования, а также игрушками и сладостями.
В альбоме императрицы Александры Федоровны есть акварель художника А. Ф. Чернышева, на которой изображен праздник елки 1848 г., проходивший в Концертном зале Зимнего дворца. В фондах Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ) сохранился карандашный рисунок великого князя Константина Николаевича, изображающий рождественскую ель с вплетенной в ее ветви надписью по-французски «Noel», что означает «Рождество». Надпись, сделанная под рисунком воспитателем великого князя Ф. С. Лутковским, поясняет, что рисунок был выполнен великим князем накануне рождественских праздников 1839 г.
В семье последнего российского императора Николая II подарками родителям на Рождество и Новый год были собственноручные детские рисунки. Часто дети сопровождали рисунки своими сочинениями или переписывали отрывки из литературных произведений известных авторов. На рисунках изображались традиционные новогодние и рождественские атрибуты – зажженные свечи, заснеженные елки, трубящие ангелы. В ГА РФ в фондах императора Николая II, императрицы Александры Федоровны и их детей сохранились новогодние и рождественские открытки, которыми члены царской семьи обменивались по случаю наступления ежегодного волшебного праздника.
Новогодние и рождественские праздники традиционно сопровождались зимними развлечениями на свежем воздухе. Императорские дети катались на санках, коньках, иногда на лыжах. В Царском Селе местом для катка служили Большой пруд Екатерининского парка и пруды возле Александровского дворца, а в Петербурге каток заливали в саду Таврического и Аничкова дворцов. Одним из любимых зимних развлечений великих князей было катание с ледяных гор в Таврическом саду или в Гатчине, где для этой забавы приспосабливали террасные берега озера неподалеку от дворца. Игра в снежки и сооружение снежных крепостей также входили в круг зимних занятий нескольких поколений царских детей.
В ГА РФ имеется рисунок художника А. Ф. Чернышева, на котором изображены сыновья Николая I на коньках за игрой «в мяч», а также рисунок друга сыновей императора Александра II А. Б. Перовского, представляющий великих князей, бросающих друг в друга снег на катке в Таврическом саду. На рисунке великой княгини Ольги Александровны, сестры Николая II, запечатлены члены императорской семьи в заснеженном парке за традиционными зимними забавами.
А. Н. Сидорова,
Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ)
А. Ф. Чернышев. Рождественская елка в Зимнем дворце. 1848 г. ГА РФ. Ф. 672. Оп. 1. Д. 557. Л. 20.
А. Ф. Чернышев. Великие князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич с воспитателями на катке в Царском Селе. 1848 г.
ГА РФ. Ф. 672. Оп. 1. Д. 557. Л. 2.