В день 80-летия полного снятия блокады Ленинграда нельзя не вспомнить командующего Ленинградским фронтом маршала Леонида Александровича Говорова. Но мы, питерские одесситы, с огромной благодарностью вспомним и его жену Лидию Ивановну, одесситку!
В один из осенних вечеров 1923 года в Одесском оперном театре шла опера «Лакмэ» французского композитора Лео Делиба. Зал был полон. В ложе бенуара, у самой сцены, сидела девушка. Миниатюрная, тоненькая, черноволосая. Девушка слушала, как герои спектакля поют о любви, которая преодолевает все преграды и никогда не заканчивается. И думала о том, как бы ей самой хотелось встретить в жизни такую любовь. В один из моментов она посмотрела в партер. И среди зрителей заметила молодого человека в военной форме. Вдруг он тоже обернулся — как будто почувствовал взгляд. Их глаза встретились. Так впервые увидели друг друга будущий маршал Леонид Александрович Говоров и его супруга Лидия Ивановна.
Во время антракта он отыскал её в толпе. Они познакомились. И уже через несколько минут делились мыслями и впечатлениями так искренне, словно были старинными знакомыми. После спектакля Леонид проводил Лидию до дома. А через несколько недель они стали мужем и женой. Говоров тогда служил командиром артиллерийского полка Перекопской стрелковой дивизии. Лидия Ивановна понимала, что, выходя замуж за военного, выбирает кочевую жизнь. Однако это её совсем не пугало. Ради супруга она была готова жертвовать собственным комфортом. Лидия с готовностью следовала за мужем всюду, куда бы ни забрасывала его служба. Так продолжалось много лет.
А в 1941-м им впервые пришлось надолго расстаться. Началась Великая Отечественная война. Леонида Александровича назначили командующим артиллерией Западного фронта. Он занимался организацией обороны Москвы. Долгие месяцы Лидия не видела мужа. Только получала от него письма. Летом 1942-го Лидия Ивановна узнала, что её супруга назначили командующим Ленинградским фронтом. Тяжело было думать, что теперь он где-то совсем далеко, в осаждённом врагами городе. Лидия в письмах упрашивала мужа, чтобы он разрешил ей приехать к нему, быть рядом. Леонид Александрович не соглашался — он не хотел подвергать любимую жену такому огромному риску. А она всё равно не выдержала и приехала — зимой, когда в блокадном Ленинграде было особенно тяжело. Самолет, в котором летела Лидия, не смог сесть на лёд Ладожского озера — было слишком скользко. Приземлились за несколько километров. До берега женщина добиралась на телеге. Потом пересела в один из грузовиков, следующих в город по Дороге жизни. По пути машину обстреляли. Она едва не провалилась под лёд. Но после всех этих испытаний Лидия наконец-то смогла обнять своего дорогого мужа. До самого конца блокады она оставалась в Ленинграде вместе с ним. В январе 1944-го Лидия Ивановна с Леонидом Александровичем стояли на Троицком мосту и смотрели на залпы салюта в честь долгожданного снятия блокады. За вклад в освобождение города Леониду Говорову было присвоено звание маршала Советского Союза.
Вспоминает внук военачальника Алексей Говоров:
— Из того времени, когда шла Великая Отечественная война, меня поразило одно решение бабушки — зимой 1942 года (в страшные блокадные дни. — Ред.) она приехала из Москвы в Ленинград. Понимала, как тяжело приходится мужу: в июне 1942-го его назначили командующим Ленинградским фронтом, и он стал уже шестым из назначенных в течение девяти очень трудных месяцев. На плечи Леонида Говорова легла гигантская ответственность. Лидии Ивановне хотелось быть рядом. Но Леонид Александрович был категорически против приезда. А она всё же настояла на своём. Хотя в то время многие, наоборот, всеми способами пытались уехать из осажденного города. И в этом была вся бабушка. Хрупкая, миниатюрная женщина обладала невероятно сильным духом.
Самолёт, на котором летела Лидия Ивановна, из-за обледенения совершил вынужденную посадку неподалеку от Ладожского озера. До берега доехали на дрезине, после пересели в автомобиль и до Ленинграда добирались по Дороге жизни в колонне грузовиков. Неожиданно шедшая впереди машина провалилась под лёд, водитель, к счастью, успел выскочить. Колонна ехала по опасной трассе чуть больше часа, но эти минуты показались всем вечностью. Об этом я потом написал в школе сочинение…
И всегда помню о случае, который произошел с бабушкой в конце 1943 года. Говоровы жили в доме 29 по Кронверкской улице, дед появлялся дома не часто — сутками находился в штабе, в Смольном, и на передовой. И вот однажды в их дворе разорвалась авиабомба. Осколок влетел в комнату, где только что находилась моя бабушка. Она вышла с посудой буквально за минуту до взрыва бомбы. Осколок врезался как раз в ту стену, где только что стояла Лидия Ивановна. В это время моя бабушка ожидала ребёнка — моего отца. То, что всё обошлось, в нашей семье до сих пор считают чудом».
Леонид Александрович в отпуск уходил всего два раза в жизни. В 1946-м они с Лидией Ивановной съездили на отдых в Венгрию и Чехословакию. Потом некоторое время отдыхали в Сочи. Минуты, когда они могли быть рядом друг с другом, и не думать больше ни о чём, Говоровы ценили на вес золота.
Леонид Александрович Говоров ушёл из жизни в 1955 году. Несмотря на то, что Лидия Ивановна надолго пережила супруга, она больше не вышла замуж. Потому что в её сердце жила та самая любовь, о которой она когда-то мечтала, глядя на сцену Оперного театра: единственная, огромная, способная всё преодолеть.
См.: https://radiovera.ru/leonid-i-lidija-govorovy.html
https://mr-7.ru/articles/2023/02/22/marshal-pobedy-govorov-pishi-skoree-moi-adres-deistvuiushchaia-armiia