План Ахтиярской гавани, с указанием древних городов Ахтиара и Херсонеса, постов российской армии. Снимал и сочинял премьер-майор С.Бурнашев. 1772 г. РГАДА.
Предназначение и весь смысл существования Севастополя (в переводе с греческого – величественный, славный город) – это корабли и море, ведь строился он именно как военный порт Российской империи. Весь город повернут к морю, главный его фасад – морской.
8 апреля 1783 г. императрица Екатерина II подписала манифест «О принятии полуострова Крымского, острова Тамана и всей Кубанской стороны под Российскую державу». Документ был обнародован 28 июня того же года. 6 февраля 1784 г. состоялся указ Екатерины II из Военной коллегии о присоединении Крыма и учреждения губернии под именем Таврической области во главе с генерал-губернатором князем Г.А. Потемкиным.
Включение Крымского полуострова в состав Российской империи коренным образом изменило положение на юге страны. Новороссийская и Азовская губернии стали уже внутренними областями, границы государства сместились к морю, Россия получила возможность иметь на Черном море военный флот. Для поднятия обороноспособности страны естественной задачей становилось создание новых городов на территории Крыма и Новороссии.
Потемкин лично, несмотря на свирепствовавшую эпидемию (чума), сразу после присоединения осмотрел Крым с целью найти наилучшие места для создания городов. В письме от 29 июля 1783 г. генерал-губернатор Потемкин писал императрице: «По отправлении курьера поеду в Ахтияр для положения, как укреплять; и как о сем месте, равно и о всей пограничной системе, представлю мое мнение». Подобрав подходящее место для нового города Севастополя, Потемкин взял опеку над строительством базы для молодого российского Черноморского флота.
На юго-западном берегу Крымского полуострова, близ татарской деревушки Ахтияр, у развалин древнего Херсонеса, находился обширный глубокий залив, в котором мог спокойно поместиться огромный флот, а небольшие бухты, вдающиеся из залива в берег, представляли полное удобство для устройства при них адми¬ралтейства, верфи и других портовых сооружений. План Ахтиярской гавани, с указанием древних городов Ахтиара и Херсонеса, постов российской армии был составлен еще в 1772 г. премьер-майором С. Бурнашевым. Значительная глубина этих бухт предоставляла возможность большим линейным кораблям подходить к самому берегу, а широкий проход давал удобный при всех ветрах выход с рейда в море, круглый год не замерзающее. Укрепления, возведенные на береговых возвышениях, могли защищать рейд от нападения неприятеля, а прекрасный теплый климат и отсутствие болот свидетельствовали о здоровом положении местности.
К середине XVIII в. на территории вокруг будущего Севастополя имелись лишь монастырь и села Инкерман и Ахтияр. По имени последнего иногда называли самую большую бухту. Военно-стратегическое значение этого места еще до присоединения Крыма привлекло внимание русских моряков, которые в 1782 г. сделали первый промер глубин. Екатерина писала в это время Потемкину: «Присоединение, сея гавани поставляем Мы выше всякого сомнения или спора с чьей бы то стороны не было».
Потемкин уделял строительству Севастополя особое внимание, и 10 (по новому стилю 21) февраля 1784 г. был издан указ об основании военного порта с верфями, портом и военным поселением. Севастопольская крепость должна была быть «со внутренним строением, Адмиралтейством, морскими магазеинами, с каменною плотиной и с тремя отдельными зданиями». В 1785 г. Потемкин докладывал императрице: «Главная и одна только крепость должна быть – Севастополь – при гавани того же имени, которой описание и сметы у сего прилагаются.»
Большую роль в строительстве города сыграл инженер Николай Иванович Корсаков – человек из знатной, но небогатой семьи, получивший прекрасное образование. План Севастополя был разработан Корсаковым в 1785 г.
С 1786 г. Севастополь строился под руководством капитана, а затем вице-адмирала графа М.И. Войновича, назначенного на место умершего Ф.Ф. Мекензи ((Томас МакКензи, MacKenzie)). О состоянии города первых лет его жизни свидетельствуют «Записки “севастопольского старожила”»: “Севастополь за три года со время основания до путешествия императрицы Екатерины II, имел всех строений не более сорока, казенных и партикулярных; в порту не было еще никаких укреплений, и адмиралтейство только еще устраивалось…”
На низменном берегу в 1785 г. была возведена каменная лестница, названная Екатерининской пристанью. Со временем она получила название Графской, в честь графа Войновича. Слева от нее располагалась одноэтажная караульня, сохранившаяся до наших дней. Напротив лестницы размещались дома Мекензи и капитанов кораблей. С другой стороны площади находилась офицерская казарма, от которой начиналась обсаженная тополями, сливами и вишнями Балаклавская дорога. Вдоль нее находилось несколько жилых строений и Николаевская церковь, отличавшаяся гармоничностью и стройностью пропорций.
В 1787 г. императрица Екатерина II посетила Севастополь, где ей и сопровождавшим ее послам был представлен созданный Г.А. Потемкиным Черноморский флот, который с 13 августа 1785 г. находился в его подчинении. Знаменитый парадный обед в Инкерманском дворце, из окон которого открывался великолепный вид на севастопольский рейд, поразил путешественников. По знаку, данному Потемкиным, занавеси были отдернуты и стоявший на рейде черноморский флот салютовал Екатерине и ее гостям. На рейде находилось 27 военных судов и 8 транспортов.
Особое значение приобрел город в период русско-турецкой войны 1787-1791 гг. После окончания войны Севастополь превратился в один из крупнейших городов Крыма. В 1792 г. здесь проживали 15 тыс. человек. Сохранились документы о греках, желающих переселиться из Архипелага в Таврическую область, об учреждении для них народных школ и училищ; списки переселенцев и греческих чиновников, просящих об отводе земли вокруг Севастополя и Балаклавы.
Труды основателей и строителей города увенчались скорым успехом, спустя всего двадцать лет после основания – 23 февраля 1804 г. Севастополь указом Александра I был назначен «главным военным портом» России на Черном море, а купеческим кораблям разрешалось заходить в него только во время шторма или поломки.
Н. Ю. Болотина,
Российский государственный архив древних актов (РГАДА)
План города Севастополя с казенной землей и окружающими владельческими дачами. 1806 г. Чертил и описывал помощник губернский секретарь Овчинников. РГАДА.