Диплом «Одесса Космическая» в память об одесситах-выдающихся ученых, техниках, пилотах, внесших существенный вклад в осуществление программы мирного освоения космоса – учрежден Одесским отделением Лиги Радиолюбителей Украины. Выдается радиолюбителям (наблюдателям) всего мира за установление двусторонних радиосвязей (наблюдений) с любительскими радиостанциями г. Одесса и Одесской области. Источник: QRZ.RU https://www.qrz.ru/awards/2521.html
Одесса за свою недолгую историю неоднократно доказывала, что часто бывала «впереди планеты всей». Не случайно бытует мнение, что Одесса еще и «родина космонавтики». Попробуем убедить читателей в справедливости этого утверждения на примерах тех, кто стоял у истоков космической эры. Летчик-космонавт В. И. Севастьянов отметил в день открытия памятника В. П. Глушко на Приморском бульваре: «На всех космических картах человечества Одесса навсегда занесена золотыми буквами – тут родилась мечта о небе Сергея Королева, здесь дал клятву Циолковскому посвятить себя полетам в космос В. П. Глушко. В Одессе приобщались к авиации наши космические братья Георгий Добровольский и Георгий Шонин».
Известно, что конструктор и организатор производства ракетно-космической техники, основоположник практической космонавтики, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, академик Академии наук СССР Сергей Павлович Королев не только провел детство в нашем городе. Семья жила на улице Канатной №12 на углу Греческой, в сентябре 1917 года он пошел в первый класс третьей мужской гимназии на Успенской № 1. где сейчас Институт внутренних дел. С 1922 по 1924 Сергей учился в стройпрофшколе № 1 на Старопортофранковской в здании бывшей 2 Мариинской гимназии. Об этом свидетельствует мемориальная доска. Именно там он «заболел» авиацией. Обладая недюжинными способностями и неуемной тягой к новой тогда авиационной технике, занимался во многих кружках и на разных курсах. Именно в нашем городе в 1921 году он познакомился с летчиками и механиками из местного гидроотряда и проводил у них немало времени. Вступив в члены Общества Авиации и Воздухоплавания Украины и Крыма, занимавшего бывший особняк А. Анатра на Пушкинской, 29, Сергей начал активно участвовать в общественной авиационной жизни Одессы. В 16 лет он лектор по ликвидации авиабезграмотности, руководитель кружка в порту. В июле 1924 года выступил автором проекта безмоторного самолета К-5. Компетентная комиссия рекомендовала его к постройке. Все это позволило ему поступить в 1924 году в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники.
В октябре 1924 года Сергей Королев, соскучившись, на несколько дней приехал в Одессу к родным и друзьям. В Одессе Сергей влюбился в свою одноклассницу Ксению Винцентини, ставшую впоследствии его женой. До ареста 27 июня 1938 года Сергей Павлович почти ежегодно бывал в Одессе. В одном из писем матери, он объяснял, почему всегда с нетерпением ждал встречи с Одессой: «Ведь именно в ней мною прожиты самые золотые годы в жизни человека». Последний раз Сергей Павлович побывал в родном городе много лет спустя в 1959 году, совершая круиз по Крымско-Кавказской линии. Но, даже отдыхая, он занимался делами. Во время стоянки теплохода в Одесском порту он знакомился с ходом работ по устройству плавучих станций слежения за искусственными спутниками Земли на борту пароходов «Краснодар» и «Ильичевск». В городе же так и не удалось побывать ни в этот раз и больше никогда.
Именно в память об этом периоде жизни Сергея Павловича не один год в Одессе идет разговор о сооружении ему памятника «соответствующего масштабу и уровню личности этого гениального конструктора». Высказывалось сожаление, что не удалось этого сделать к 100-летию со дня его рождения. Юбилейные январские дни 2007 года в Одессе начались митингом у дома, где прошли семь лет его жизни. В Доме ученых состоялось торжественное собрание, посвященное этой знаменательной дате и чествование победителей областного конкурса рефератов, посвященных С. П. Королеву.
Наконец 21 августа 2008 года Одесский городской совет принял такое решение. Было определено и его место – в Киевском районе в квартале, ограниченном проспектом академика Глушко, улицами академика Королева и Левитана и Люстдорфской дорогой. Предполагалось также сооружение в городе музея космонавтики. Но, как всегда, денег на это не предусмотрели. И уже в октябре все упорнее слышны разговоры о том, что монумент станет «народным» и деньги на него нудно собирать всем миром, как в свое время на памятник А. С. Пушкину и И. Бабелю в наши дни.
Но, оказалось, что денег нет даже на объявление о начале конкурса на лучший проект памятника, не говоря о других расходах. Александр Глушко-сын легендарного ракетостроителя В. П. Глушко еще раньше, в октябре 2007 года, в канун 100-летнего юбилея В .Глушко, заявил перед переносом его памятника с Приморского бульвара на проспект Глушко. «Было принято решение, что на улице Королева будет установлен памятник Королеву и только после этого на проспект Глушко перенесут памятник отцу». При этом он высказал надежду на то, что «на одесской улице Королева теперь поставят памятник Королеву, а на проспекте Глушко – моему отцу. Я надеюсь, что эти два монумента будут открыты в один день как часть одного ансамбля – музея космонавтики им. Глушко». Прошло почти 3 года и на заседании исполкома горсовета 29 июня 2010 года, было дано разрешение компании «Югкурортсервис» на разработку градобоснования установки на месте сгоревшего кинотеатра «Луч» детского кафе с игровым комплексом, кинозалом и музеем истории космонавтики. При этом компания на свои средства должна провести благоустройство сквера и поставить памятник академику Сергею Королеву. В народе говорят – «обещанного три года ждут». Не получилось. Но мы продолжаем надеяться. А вот Александр Глушко сомневается, утверждая, что «ни памятника Королеву, ни музея там не будет».
2 сентября 1908 года в нашем городе родился крупнейший ученый в области ракетно-космической техники, один из ее пионеров. Родился будущий основоположник ракетного двигателестроения, академик Академии наук СССР, директор НПО «Энергия», дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и дважды лауреат Государственной премии, Почетный гражданин Города-героя Одессы Валентин Петрович Глушко – человек, жизнь и деятельность которого воспринимается как частица нашей истории. С детства Валентин был увлекающимся мальчиком: играл на скрипке, писал стихи, рисовал. Любовь к музыке осталась на всю жизнь, занятия рисунком помогли в будущем при составлении Атласа Луны, звездных карт. Еще в 1924 году в журнале «Мироведение» публиковались его статьи и зарисовки Марса и Венеры. В 13 лет, после прочтения книги Жюля Верна «Из пушки на Луну», им навсегда овладела идея покорения космического пространства. Реализовать мечту помогла юноше и родная Одесса, и отец, и школа, и кружок молодых мироведов, и астрономическая обсерватория, где он начал работать наблюдателем. В «Астрономическом бюллетене» по результатам наблюдений появляются его первые публикации. Его школьный телескоп, с помощью которого он наблюдал за полярными шапками Марса и Венеры находился среди экспонатов музея «Одесские страницы в истории космонавтики». С конца 1922 до отъезда в 1925 году в Ленинград, Валентин был членом и руководителем созданного им кружка «Юных мироведов» Одесского отделения Русского общества любителей мироведения. В Одессе в 1923 году завязалась его переписка с основоположником современной космонавтики К. Э. Циолковским. В одном из писем Валентин поведал великому ученому о том, что межпланетные сообщения «являются моим идеалом и целью моей жизни, которую я хочу посвятить для этого великого дела». В воскресном вечернем номере одесской газеты «Известия» 18 мая 1924 года была опубликована статья Валентина Глушко «Завоевание Землей Луны 4 июля 1924 года», где он рассматривал различные идеи трансмировых сообщений. Газета тут же была отправлена в Коломну, где жил высший для него авторитет – К. Э. Циолковский. То, что Константин Эдуардович трижды отметил увлечение юноши, принесло ему счастье. Летом 1925 года по ходатайству Одесского отделения Русского общества любителей мироведения при Доме ученых, Валентин Глушко был направлен для учебы в Ленинградский государственный университет.
Валентин Петрович никогда не забывал своего родного города, всегда с любовью вспоминал Одессу и очень с признательностью о ней и всегда сожалел, что редко приходится бывать на родине. В автобиографическом очерке «Рождение мечты и первые шаги» – в этом поэтическом описании юношеских замыслов и вступления в большую науку, он пишет: «В Одессе – этом близком моему сердцу городе, на бывшей (и ныне – авт.) Ольгиевской улице в доме № 10, прошло мое отрочество, и наступила юность, здесь сложилось все, однозначно определившее цель моей жизни». И позднее – «Одесса для меня действительно незабываемый город. Не только потому, что здесь я родился, а потому, что обрел здесь призвание». Валентин Петрович мечтал создать в Одессе музей космонавтики. Уже был подготовлен его эскизный проект, найдено подходящее помещение на углу улицы Бунина и переулка вице-адмирала Жукова, подобран для него комплект экспонатов. Но ему сделать это не удалось. Но музей, все же появился. Валентин Петрович завещал, а его сын Александр передал в 1990 году нашему художественному музею четыре картины И. К. Айвазовского, в том числе «После захода солнца», написанную в 1856 году. Одна картина была подарена музею Западного и Восточного искусства. Напряженная работа не дала возможности Валентину Петровичу побывать в Одессе даже в момент присвоения ему 28 апреля 1978 года звания Почетного гражданина города-героя, принять атрибуты высокой награды и признательности земляков. И это несмотря на то, что он обещал приехать, стремился сюда. Не был он и на торжествах по случаю открытия 10 июля 1978 года его бюста как дважды Героя Социалистического Труда на Приморском бульваре. И только теплым летним днем 23 августа 1984 года Валентину Петровичу удалось практически впервые после 60-летней разлуки с родным городом побывать в Одессе. Он смог выкроить немного свободного времени, чтобы посмотреть на город, недолго прогуляться по знакомым с детства Ольгиевской, Садовой, ненадолго выйти в море. Он отметил, что город удивительно красив, выразил удовлетворение, что его «чистят и реставрируют» и пожелал «хранить такую красоту». В горисполкоме ему вручили Диплом Почетного гражданина Одессы. Звучали приветствия пионеров, а взволнованный Валентин Петрович мысленно был в городе детства и юности, думал о прожитых годах, о свершениях и планах на будущее. Поблагодарив за оказанную честь, он подарил фотографию города, сделанную во время полета космонавтами, показав «как красива Одесса из космоса». Прощаясь вечером с городом и провожавшими его одесситами, В. П. Глушко отметил: «Всего восемь часов провел я в родном городе, но каких приятных и значительных, восемь часов».
В Одессе чтят память своего знаменитого земляка. На доме по улице Софиевской, 10, где он жил, установлена мемориальная доска. На один из красивейших проспектов, носящих его имя, в июле 2008 года перенесен с Приморского бульвара бюст дважды Героя Социалистического Труда Валентина Петровича Глушко. Правда, это вызвало неоднозначную оценку как его родных и близких, так и общественности города.
В сентябре 2008 года дни празднования 100-летия со рождения В. П. Глушко в Одессе по специально разработанной программе, прошли многие значимые мероприятия. В их числе: две Международные научные конференции; научно-практическая конференция учителей физики и астрономии «Современная астрономия и космонавтика в школьном образовании»; торжественное открытие памятника В. П. Глушко на проспекте его имени и др.
1 июня 1928 года на Ближних Мельницах на тихой улочке, носящей имя Герцена в доме № 5, родился будущий летчик-космонавт, Герой Советского Союза, Почетный гражданин города-героя Одессы Георгий Тимофеевич Добровольский. Воспитывал его одна мать, отдавшая сыну всю нежность и ласку. С детства Жора, как его всегда называли, был влюблен в свой город, в его кипучую жизнь, в порт. Как и большинство одесских мальчишек, мечтал стать капитаном океанского корабля и бороздить необъятные морские просторы. Но все изменила война.
Первые ее дни врезались в память затемнением, погрузившим улицы города в густой мрак южных ночей, налетами вражеских бомбардировщиков, разрывами бомб и пулеметными трассами, дежурством на крышах домов и борьбой с зажигалками, устройством оборонительных сооружений на подступах и в самом городе. А потом была оккупация: облавы на улицах и виселицы; черные клубы дым и зловещий запах горелого человеческого тела, доносившийся с Пороховых складов по Люстдорфской дороге, куда фашисты согнали тысячи мирных жителей и подожгли. Лютая ненависть к захватчикам и искреннее желание вредить врагу и по мере сил уничтожать его, привели к решению убить эсэсовского офицера в День Красной Армии 23 февраля 1944 года. Попытка не удалась, но по решению суда Жора в связи с несовершеннолетием вместо расстрела был приговорен к 23 годам каторжных работ. Спас побег. Трудный первый год после освобождения города заставил думать о ремесленном училище, где учились многие его сверстники. Но оказался в открывшейся спецшколе ВВС. Понравилось там сразу - «как говорится, любовь с первого взгляда», – признался он. Именно там созрело твердое решение стать летчиком-истребителем, напрочь вытеснив мечты о капитанском мостике. После учебы в знаменитом Чугуевском военно-авиационном училище, лейтенант Георгий Добровольский начал службу в одном из авиаполков Одесского военного округа. Потом он будет навечно зачислен в его списки. Во время службы в Группе Советских войск в Германии постоянно приезжал в Одессу к матери. Женился на своей сводной сестре Людмиле – студентке нашего университета. В канун Нового 1971 года майор Георгий Константинович Добровольский во время подготовки к полету в космос последний раз побывал в Одессе, перевез мать в новую квартиру.
Наконец 6 июня 1971 года осуществилась давнишняя мечта. В 7:55 стартовал корабль «Союз-11» под командованием Г. Т. Добровольского. Космос поразил Георгия своей необъятной многокрасочной громадой. Экипаж корабля успешно выполнил более ста практических задач из различных областей. Среди многочисленных поздравлений, полученных Георгием Тимофеевичем на борту корабля – от коллектива школы, где он учился, друзей по Одесской спецшколе и службе. И еще одна телеграмма: «Одессит в космосе. Одесситы счастливы. Леонид Утесов». Завершив плановые задания, экипаж на спускаемом аппарате приближался к Земле. И вдруг… Правительственное сообщение с глубоким прискорбием известило, что 30 июня 1971 года после завершения программы полета на первой пилотируемой станции «Салют», при возвращении на Землю, погибли отважные космонавты: подполковник Георгий Тимофеевич Добровольский, бортинженер Герой Советского Союза Владимир Николаевич Волков и инженер-испытатель Виктор Иванович Пацаев.
В своем последнем интервью из космоса Георгий Тимофеевич, шутя, заметил: «Одесса нас не забудет». И действительно, одесситы чтут память о своем земляке. Еще во время его полета 22 июня 1971 года состоялось решение о присвоении Георгию Тимофеевичу Добровольскому звания Почетного гражданина города-героя Одессы, Он навечно зачислен в списки авиаполка Одесского военного округа, в котором проходил службу. Его именем названа школа № 10, где помещалась спецшкола ВВС, в которой учился будущий космонавт. Там, 12 апреля 1972 года был создан музей памяти космонавта Г. Т. Добровольского и установлена мемориальная доска. Один из проспектов новостройки в Суворовском районе назван его именем. У кинотеатра «Звездный» в 1979 году был открыт памятник работы скульптора И. Бродского, архитектора И. Покровского. «Летчик-космонавт Герой Советского Союза Добровольский Георгий Тимофеевич», – написано на памятнике. На доме, где родился и школе, где учился Г. Т. Добровольский, также установлены мемориальные доски.
Летом 1949 года Одесса обогатилась еще одним замечательным человеком. Это был будущий космонавт № 17 Герой Советского Союза, Почетный гражданин города-героя Одессы, генерал-лейтенант авиации Георгий Степанович Шонин. Продержавшись в тяжелые послевоенные годы до окончания семилетки, приехал поступать в Одесскую спецшколу ВВС 14-летний «богатырь», ростом в 141 см. и весом 39 кг. Жора Шонин. Поразил полюбившийся навсегда город, его «приветливые люди, богатые и своеобразные традиции, плюс пятнадцать лет отроду – все вместе делало жизнь счастливой и полной, несмотря на то, что ремешок был затянут на самую последнюю дырочку», – вспоминал Георгий Степанович впоследствии. Учеба, участие в художественной самодеятельности школы, знакомство с городом скрашивали все трудности и сложности новой жизни. Товарищи по службе и отряду космонавтом всегда признавали в нем одессита. В сатирической газете, посвященной его полету в космос, которая называлась «Великолепная семерка», друзья изобразили Жору в тельняшке и невероятных размеров морской фуражке. Под портретом надпись, прямо говорящая о его одесском происхождении:
«Шоб я так жил,
Наш Жора стал «Антеем»!
За космос он с пеленочек мечтал.
Мы вам сказать немножечко имеем,
Шо мальчик – лекс,
Герой! Шоб я пропал!
Свой очередной отпуск Г. С. Шонин обычно проводил в Одессе, городе, где поучил путевку в небо. Именно в Одессе его «надоумили» сесть за письменный стол и написать о событиях, участником которых он был, о людях, с которыми вместе служил, об отряде космонавтов. «Повесть сама выплеснулась из моей души на бумагу», - скажет потом Георгий Степанович. В 1976 году книга «Самые первые», посвященная «друзьям, погибшим на трудных дорогах космоса, увидела свет. В следующем году книга была удостоена первой премии ЦК ВЛКСМ им. Н. Островского.
В 1979 году судьба вновь и надолго свела Георгия Степановича с любимой Одессой. Он был назначен сначала заместителем командующего 5 воздушной армией, а в 1983 года заместитель командующего ВВС Одесского военного округа. Здесь, кроме служебных обязанностей, он ведет большую общественную работу – встречается с воинами округа, трудящимися, молодежью, особое внимание, обращая на военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Здесь у него родился сын, в память о космическом полете названный Антеем. С февраля 1983 года работая в Москве, он часто приезжал в Одессу – город своей незабываемой юности, город первой любви. Собирался приехать и на Юморину 1 апреля 1997 года, но не смог. А через неделю, 7 апреля от острой сердечной недостаточности он скончался.
В1990 году с Одессой связала свою судьбу семья космонавтов – отца и сына Скворцовых. А. А. Скворцов-старший, слушатель-космонавт 3-го набора ВВС, жил в нашем городе и скончался 28 января 2024 года. А. А. Скворцов-младший продолжает дело отца в России. Во время его полета в 2010 году на корабле «Союз-ТМА-18», продолжавшегося 177 суток, в космосе побывали и вернулись на Землю символы Одесщины – Герб города и вымпел области. Акция была приурочена к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне и посвящена, по мнению командира корабля, «всем, кто жил, живет и будет жить в Одессе».
С нашим городом связана судьба специалиста по дальней космической связи, выпускника Одесского института инженеров связи 1932 года, ветерана космических войск, лауреата Ленинской премии, доктора технических наук, полковника Амоса Александровича Большого. Он возглавлял Научно координационно-вычислительную часть, Главную оперативную группу управления при работах по ряду космических программ.
Одесса и одесситы внесли достойный вклад в развитие космонавтики. Благодаря аппаратуре, разработанной в нашем городе, были совершены многие открытия. Так, еще в 1973 году специалисты НИИ телевизионной техники изготовили первую в мире цифровую телевизионную аппаратуру. Они же изготовили специальную аппаратуру для полета первого японского космонавта. В Одессе разрабатывалась аппаратура для самоходных станций «Марс-4» и «Марс-5», станций, исследовавших Венеру. Одесситы участвовали в организации и работе плавучего телеметрического комплекса, проведении измерений в акватории Мирового океана, были на запусках космических аппаратов и автоматических межпланетных станций. Именно этим и другим целям обеспечения космических программ, служил Морской космический флот, корабли которого базировались и в Одессе. В короткий срок до весны 1960 года, были решены вопросы аренды судов ЧМП «Краснодар» и «Ворошилов». Специально переоборудованные, они встали у причалов Одесского морского торгового порта. Так были заложены основы флотилии научно-исследовательских судов, работающих на космическую отрасль. 1968 году вошли в строй еще два корабельных измерительных комплекса - «Академик Сергей Королев» и уникальный «Космонавт Юрий Гагарин», прибывший в августе 1971 года в Одессу-порт постоянной приписки. На них этих и других кораблях многие годы трудились тысячи одесситов, внесших достойный вклад в развитие отечественной космонавтики. В 1979 году Морской космический флот состоял из 11-ти специализированных судов. Все они были оснащены современной аппаратурой. Корабли флота непосредственно участвовали в управлении полетами всех советских космических станций, проведении стыковок и расстыковок космических кораблей. Они принимали участие в проведении и многих сложных научных экспериментов. Без них не обходился ни один старт с промежуточных орбит в сторону планет Солнечной системы, ни одна посадка пилотируемых кораблей. «Космонавт Юрий Гагарин» за 20 лет работы с 1971 по 1991 годы, выполнил 20 экспедиционных рейсов в Атлантическом океане, обеспечивая управление полетами искусственных спутников Земли, пилотируемых космических аппаратов и автоматических межпланетных станций.
К сожалению, Одесса имела непосредственное отношение и к закату морского космического флота. К 1996 году ЧМП оказалось неспособным содержать суда и платить зарплату экипажам. Так произошло и на «Гагарине». Подменная команда, чтобы выжить меняла на продукты все пригодное для наземного использования: снятые приборы, кабели и даже двери. После нашествия мародеров не могли найти концов многих экспонатов судовой библиотеки, музея с подарками космонавтов и портретом Ю. А. Гагарина, подаренный матерью первого космонавта. Уже в 1996 году, не используемые по прямому назначению бесхозные корабли «Академик Сергей Королев» и «Космонавт Юрий Гагарин» годились только на металлолом. Первым был продан «Королев» под именем «ОРОЛ», а следом и «Гагарин» по 170 долларов за тонну. В свой последний рейс в июле 1996 года из Одессы к месту утилизации, индийский порт Аланг, корабль, чтоб не было стыдно, шел под названием «АГАР» с закрашенными остальными буквами гордого имени «Гагарин».
Существовал в Одессе Клуб ветеранов МКФ, возглавляемый Б. И. Гордеевым. В его рядах и моряки-ветераны экипажей НИСов «Академик Сергей Королев». Космонавт Юрий Гагарин» и «Космонавт Владимир Комаров». Знаменательно, что у моряков космического флота существует свой гимн. Совет проводит большую работу по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, созданию новых памятных музейных уголков космонавтики. Так, например, как это сделано в конце 2010 года в школе №78 на улице Королева. На встрече ветеранов космонавтики со школьниками, на которой присутствовал космонавт А. А. Скворцов (старший), звучали воспоминания о незабываемых годах работы по обеспечению выполнения сложных космических программ.
«Крестным отцом» музея «Одесские страницы в истории космонавтики», созданного на базе собранной воспитанниками Областной станции юных техников, был основоположник отечественного ракетного двигателестроения академик В. П. Глушко. Именно с ним согласовывались все проекты его организации. Именно он обеспечил поступление в музей первых экспонатов, начиная с макетов двигателей, личных вещей самого Валентина Петровича и космонавтов, уникальной книги с автографами космонавтов. Музей был открыт 17 мая 1987 года в помещении Областного гуманитарного центра внешкольного образования и воспитания в самом центре города на ул. Троицкой, 37-а. Возглавил музей бывший воспитанник Одесской спецшколы ВВС, полковник в отставке, ветеран Байконура Д. М. Белиловский. В музее были представлены разделы, посвященные выдающимся деятелям в области освоения космоса, которые жили и работали в нашем городе. Там экспонировались не только макеты ракетно-космической техники, выполненные юными техниками Одессы, но и образцы, и макеты ракетных двигателей, набор космического питания. Экспозиции музея постоянно пополнялись. Так, ко Дню космонавтики в 2008 году был открыт новый стенд, посвященный морским кораблям космической службы «Академик Королев», «Космонавт Юрий Гагарин» и «Космонавт Владимир Комаров», приписанные к одесскому порту. Частыми гостями музея были космонавт Леонид Каденюк и сын академика В. П. Глушко Александр.
К огромному сожалению, в ночь с 17 на 18 июня 2010 года в здании произошел пожар. Были уничтожены многие экспонаты, в том числе уникальная книга В. П. Глушко с автографами советских космонавтов. Погибли и личные вещи: шарфик С. П. Королева, его бритва, фотографии, подаренные его семьей; китель, фуражка и ремень космонавта Г. С. Шонина. По словам директора музея И. Яровенчук «от всей экспозиции остался 20 сантиметровый слой пепла». Спасти удалось лишь немногое. Обидно, что и после пожара вместе с памятником архитектуры продолжало гибнуть то, что не было уничтожено огнем. Выделенных на ремонт средств катастрофически не хватало. Но осталась надежда на возрождение музея.
Виктор Головань
Флагман Космического флота "Космонавт Юрий Гагарин", порт приписки - Одесса, у причала одесского Морвокзала