Привет, Баку! или Баку — Одесса…
Начало настоящей весны приветливо улыбнулось туристской поездкой в Баку. Широко известный, космополитичный город, выросший, в своё время, как на дрожжах, на нефти — является как бы двоюродным братом выросшей у порта Одессы. Все КВН-щики старого поколения это прекрасно помнят (а также Лариса Долина, бакинка, с 3-х лет одесситка с одесскими родителями; Эммануил Виторган, бакинец с одесскими родителями, ленинградский студент и др.). Но. Проходят годы. Всё изменяется, протекая, и всё протекает. Изменяясь. Хотелось посмотреть лично. Посмотрели. Так вот! Видимо, мало (слава/хвала богу/аллаху!) утекло, или не дано ему утечь всему. Одесса в Баку выглядывает изо всех щелей. Ну, что можно было увидеть за три дня? Что ж — пойдём от великого к малому…
В мире прикладной математики, информатики и нечеткой логики профессор Лотфи Заде не нуждается в представлении. Именно так! Американский математик и логик, автор термина «нечёткая логика» и один из основателей теории нечётких множеств, профессор Калифорнийского университета (Беркли).
В 1965 году опубликовал основополагающую работу по теории нечётких множеств, в которой изложил математический аппарат этой теории. В 1973 году предложил теорию нечёткой логики (англ. fuzzy logic), позднее — теорию мягких вычислений (англ. soft computing), а также — теорию вербальных вычислений и представлений (англ. computing with words and perceptions). Его передовые идеи в настоящее время широко используются как в научных исследованиях, так и в промышленном производстве.
В Google Scholar на ноябрь 2011 года зарегистрировано 88,7 тыс. ссылок на его работы, из них 26 тыс. на первую публикацию о нечётких множествах в журнале Information and Control. На октябрь 2017 года Scopus показывает 482 академические работы, ссылающиеся на 20 работ Лотфи Заде, изданных с 1950 по 1956 год и 53708 академических работ, ссылающихся на 179 работ Лотфи Заде, изданных с 1957 по настоящее время, 36165 из которых ссылаются на публикацию о нечётких множествах 1965 года. Востребован!
Родился в селе Новханы близ Баку как Лютфи Алескерзаде (или Аскер Заде). С первого по четвёртый класс учился в бакинской русской школе № 16. В 1931 году семья Аскерзаде в связи со сложной экономической ситуацией в стране переехала в Иран… В 1965 и 2008 годах посещал Баку… В августе 2017 года обратился с письмом в администрацию президента Азербайджана с просьбой похоронить его в Азербайджане. Скончался учёный 6 сентября 2017 года. Перед кончиной он просил, чтобы его похоронили по мусульманским обычаям с совершением погребальной молитвы. Тело усопшего было доставлено в Баку 29 сентября и похоронено на Аллее почётного захоронения. 6 сентября 2018 года на могиле был установлен памятник работы Омара Эльдарова.
Азербайджанцы гордятся своим земляком. Его отец — Рагим Алескерзаде (1894-1980), журналист, — был азербайджанцем и иранским подданным родом из Ардебиля. Но! Мы-то знаем, у кого ещё может родиться такой умный мальчик. Правильно! Мать — Фейга (Фаня) Моисеевна Коренман (1897-1974), врач-педиатр, — еврейского происхождения, из Одессы. Привет, Баку!
А вот другой очень уважаемый в Баку, да и в России человек. Гаджи́ Зейналабди́н Таги оглы Таги́ев — российский и азербайджанский промышленник, общественно-политический деятель, миллионер и меценат, действительный статский советник IV класса (1903), коммерции советник (1905), купец 1-й гильдии, потомственный почётный гражданин (1900), благотворитель и филантроп.
Тагиев являлся одним из пионеров бакинской нефтяной промышленности. Основанной в 1873 году фирме «Г. З. А. Тагиев» в середине 1890-х принадлежали земли и промыслы на Биби-Эйбатской площади, нефтехранилища, керосиновый и масляные заводы, а также нефтеналивные суда на Каспийском море. Также Тагиев владел текстильной фабрикой, рыбными промыслами, торговыми фирмами, купеческим банком и пр. Тагиев был наиболее известным среди крупных мусульман-нефтепромышленников Баку и самым богатым мусульманином в Российской империи. Его капитал составлял около 16 миллионов рублей, а к концу 1917 года, по неполным данным, — 30 миллионов рублей. Тагиев сыграл выдающуюся роль в развитии экономического потенциала Кавказа на рубеже XIX-XX вв.
Тагиев был одним из наиболее известных нефтяных баронов-филантропов. Он был главой благотворительного просветительского общества «Нешри-Маариф» и членом Общества просвещения мусульман Дагестана. В 1917 году участвовал в финансировании Союза объединенных горцев. Также Тагиев основал в Баку театр, в котором ставились национальные пьесы и оперы. Помимо этого, Тагиев финансировал несколько печатных изданий, включая газеты «Каспий» и «Хайят», организовал и издал первый перевод Корана на азербайджанский язык, а также финансировал строительство Баку–Шолларского водопровода.
Тагиев материально поддерживал целый ряд начальных школ в Бакинской, Елизаветпольской, Эриванской губерниях, оказывал помощь в финансировании учреждений образования в Грузии, на Северном Кавказе, в Поволжье, Польше, Иране, тратил средства на подготовку национальных кадров. В 1901 году он основал и финансировал училище для девушек-мусульманок в Баку, а в 1913 году основал при училище педагогические курсы. В своём письме Николаю II известный одессит и питерец Д. И. Менделеев писал, что Тагиев жертвует «много на школы, чтобы оживить и возвысить свой родной город». Тагиев внёс значительный вклад в развитие образования в Азербайджане.
В национализированном особняке, подаренном Тагиевым своей супруге, с 1920 года функционирует Национальный музей истории Азербайджана (http://azhistorymuseum.gov.az/ru/). В нём же создан мемориальный музей Г. З. Тагиева.
Так вот, слово «Одесса» (с двумя «с») повторяется на фасаде этого здания около 40-ка раз!
Как и почему? Здание целиком занимает небольшой квартал модернового центра Баку. Весь периметр окон первого этажа при строительстве (!) был снабжён металлическими ролл-шторами (на фото на сайте музея – очень хорошо видны, коричневые такие). До сих пор работают. На шторах гордо (таки есть за шо гордиться!) стоят заводские клейма: «А Сегалла ОДЕССА», «Фрейлихъ и Бличи ОДЕССА». Рекорд… Привет, Баку!
Если говорить о рекордах, то Баку, конечно, претендует на звание культурной столицы Востока. Ещё и по любви к книге, которая – источник знаний (как писал Максим Горький, ныне кое-где переименованный в Марка Твена, но и Марк Твен бы поддержал высказанное мнение).
Видный общественный деятель, бывший игрок баскетбольной сборной Азербайджанской ССР, учредитель и руководитель музея миниатюрной книги Зарифа Теймур гызы Салахова — родилась в 1932 году в Баку. В 1953 году окончила педагогическое училище имени Сабира. В 1952-1956 годах училась в Азербайджанском педагогическом институте имени М. Ф. Ахундова. В 1956-1958 годах работала педагогом начальных классов, учителем русского языка и литературы в средней школе. В 1981-1993 годах занимала должность первого заместителя председателя правления Добровольного общества любителей книги Азербайджанской ССР. С 1993 года является председателем правления общества «Книга». Созданный Зарифой Салаховой музей миниатюрной книги начал свою деятельность 2 апреля 2002 года.
Коллекция уникального музея составляет более 7000 миниатюрок, изданных в 63 странах мира. Музей по праву можно назвать частным, так как его фонды — это личная коллекция З. Т. Салаховой, которая попала в Книгу Рекордов Гиннесса.
На почетном месте книга: Бабель И. Э. Как это делалось в Одессе. – СПб.: «Роспринт», 1991. Размеры карманные, 10,5 × 8,0 × 1,5 см, смотрится немаленькой по сравнению с большинством соседок. Вот, так! Самая одесская книга, изданная в Питере, — в Баку, любуется на грамоту Гиннеса. Привет, Баку!
Кстати, о Бабеле! Вот, как можно читать этот язык в переводе?! Все великие литературоведы рекомендуют читать все шедевры — именно в подлиннике. Вот, и в Баку дарят бакинцам и многочисленным приезжим возможность слушать музыку одесского языка (регионального варианта русского литературного языка, сформировавшегося при значительном историческом влиянии средиземноморских языков, с субстратом языка идиш и украинского языка, распространённого среди жителей Одессы) усилиями Азербайджанского Государственного Академического Русского драматического театра им. С. Вургуна. Русскому языку здесь рады. Привет, Баку!
Ну, а самое простое и одесское в Баку — это, конечно, дворы. С галереями, лестницами между ними и сушащимся бельем. Со старенькими (и не только) автомобилями внутри, общими столами и лавочками, водопроводными колонками. Деревьями, которые помнят всё и всех. Смотрите, живите, наслаждайтесь… Да! И люди относятся к Одессе хорошо. Что очень важно сейчас. Привет, Баку!
Александр Кириченко (фото автора)