Реконструкция формы одежды лиц, служащих на судах "Русского общества пароходства и торговли" обр. 1899г.: 1. Парадная форма начальствующего состава; 2. Парадная форма Инспектора морской части; 3. Обыкновенная рабочая форма старшего механика; 4. Зимняя форма боцмана. Первичные источники: Полное собрание Законов Российской империи, Собрание третье, № 16526 от 19 февраля 1899 г. Первая публикация: Журнал "Петербургский коллекционер" 1(110)/2019 г. стр. 109-112.
В 1856 году российские предприниматели, капитан 1-го ранга Николай Аркас и чиновник Николай Новосельский, предложили Министерству финансов Российской империи создать на Чёрном море частное пароходное общество «с целью развития торговли и почтовых сообщений южного края с иностранными и русскими портами». Правительство Российской империи поддержало инициативу Аркаса и Новосельского, усмотрев в ней «очевидную пользу и особую важность столь обширного предприятия, ещё небывалого в нашем отечестве». 3 августа того же 1856 года император Александр II своим указом Высочайше утвердил Устав акционерной компании «Русское Общество Пароходства и Торговли» (РОПиТ). Как явствует из 2-го параграфа I раздела Устава (Цель, обязанности и права Общества) «Русское Общество пароходства и торговли по примеру Российско-Американской компании, состоит под Высочайшим Его Императорского Величества покровительством». Штаб-квартира новой компании разместилась в Одессе. Руководителем общества стал Н. А. Аркас. Половина членов правления были назначены правительством, которое предоставило компании заём на 20 лет. Также было решено выплачивать обществу ежегодное пособие на ремонт пароходов и ежегодную дотацию в виде помильной платы.
Одной из причин такой активной поддержки инициативы Аркаса и Новосельского стал Парижский мирный договор, подписанный в марте 1856 года и поставивший точку в Крымской войне. XI статья этого договора предусматривала «нейтрализацию Чёрного моря», запрещавшая черноморским державам иметь на Чёрном море военные флоты. Эта статья ставила Россию в неравноправное положение с Османской империей, которая полностью сохранила свои военно-морские силы, просто разместив их в Мраморном и Средиземном морях, откуда их можно было быстро переместить в Чёрное через контролируемые ею Босфор и Дарданеллы. Властям России, лишившихся возможности иметь свой военный флот на Чёрном море, пришлось идти обходным путём. Поэтому перед новорождённым РОПиТ помимо развития торгового судоходства, была негласно поставлена и другая задача. Общество должно было строить торговые суда, которые в случае войны могли бы выполнять боевые задачи, а также создать и поддерживать базу (экипажи, порты и ремонтные предприятия), необходимые для быстрого воссоздания Черноморского флота.
Благодаря поддержке со стороны правительства, в первую очередь государственным субсидиям и займам, а также эффективному менеджменту, РОПиТ быстро добилось успехов, превратившись в одну из крупнейших судоходных компаний Причерноморья. Перевозки грузов и пассажиров РОПиТ начало 21 мая 1857 года. В первый год своей деятельности общество имело 5 пароходов общей вместимостью 5420 тонн, которые обслуживали три линии из Одессы в Николаев, Херсон и порты Кавказа, а также совершали перевозки по Азовскому морю и пробные рейсы из Одессы в порты Крыма и Средиземноморья.
Через два года после своего создания общество имело 35 пароходов английской и французской постройки, которые, совершая рейсы по 12 маршрутам, перевезли за 1858 год 123 000 пассажиров и 4 млн пудов грузов, что позволило получить прибыль по итогом года в размере 746 000 рублей. К 1869 году РОПиТ совершал регулярные рейсы на 20 направлениях, в том числе на шести заграничных, включая Египет и Францию, располагая флотом из 63 пароходов и 38 барж. Общество стало ведущей судоходной компанией в торговле с Турцией, доставляя туда из России керосин, зерно, спирт, изделия из металлов, ткани и другие товары, везя в обратном направлении кофе, табак, изюм, орехи и различные экзотические товары. Также РОПиТ совершал рейсы между Керчью и Таманью. Помимо коммерческих грузов и пассажиров, суда РОПиТ перевозили правительственную почту и курьеров, войска и военные грузы.
В 1858 году компания заключила контракт с Сардинским королевством на использование порта Вильфранш-сюр-Мер в Средиземном море сроком на 24 года.
В 1860-х годах акции РОПиТ стали котироваться на Санкт-Петербургской бирже.
С 1 января 1898 года стал действовать новый флаг компании, утверждённый морским министерством и императором — на российском бело-сине-красном флаге в верхней белой полосе у древка помещалась золотая императорская корона, а в вольной части белой полосы — золотой почтовый рожок.
К 1910 году РОПиТ стало крупнейшей пароходной компанией России. Флот общества включал 76 пароходов общим водоизмещением 200 тысяч тонн и более 140 подсобных плавсредств. Все суда РОПиТ оценивались в 24,5 млн рублей. В 1913 году общий тоннаж флота общества составлял 20 % общего тоннажа торгово-пассажирского флота России. Суда РОПиТ посещали порты Атлантического, Тихого и Индийского океанов. В начале первой мировой войны большое количество кораблей общества были заблокированы в Чёрном море. Пароходы были мобилизованы в состав Военно-транспортной флотилии Чёрного моря, обеспечивая воинские перевозки на театре военных действий.
Важной статьёй доходов РОПиТ была перевозка паломников из России в Палестину к святым местам.
РОПиТ активно участвовало в различных выставках. В 1882 году общество было награждено почётным отзывом «За деятельность по устройству механических приспособлений для нагрузки и выгрузки товаров, каменного угля и антрацита» Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве. В 1910 год РОПиТ представил большую экспозицию в собственном павильоне во время Одесской фабрично-заводской, художественно-промышленной и сельскохозяйственной выставке, организованной Одесским отделением Императорского русского технического общества и Императорским обществом сельского хозяйства южной России. В частности, в павильоне работала станция беспроволочного телеграфа, осуществлявшая регулярные сеансы связи с пароходом «Цесаревич Георгий», совершавшим в тот момент очередной рейс по крымско-кавказской линии. Во время русско-японской войны 1904—1905 гг. РОПиТ передал в состав военного флота три новейших парохода «Юпитер», «Меркурий» и «Метеор», которые в составе русской эскадры участвовали в Цусимском сражении. В том же 1910 году РОПиТ «задалось целью оказать посильное содействие более тесному сближению с названными странами [Турции, Греции, Египта и славянских восточных стран] и дать необходимый толчок широкому развитию отечественной экспортной торговли на Ближнем Востоке». Для этого самый современный и лучший на тот момент пароход общества «Император Николай II» был использован в качестве базы для «Плавучей выставки предметов русского производства». Товары 135 компаний юга России, Москвы, Петербурга и Польши в течение двух месяцев экспонировались в Варне, Бургасе, Константинополе, Салониках, Пирее, Александрии, Порт-Саиде, Яффе, Бейруте, Триполи, Мессине, Смирне, Трапезунде и других портах Чёрного и Средиземного морей. В рамках выставки проходили выступления военного и балалаечного оркестров. Но вначале выставка направилась в Ялту, где её посетил Николай II, находившийся на отдыхе в Ливадии, и «благословил» её.
Н. А. Новосельский позднее участвовал в слиянии пароходных компаний «Кавказ» (перевозки по Каспийскому морю) с работающими на Волге «Меркурием» и «Русалкой», строил железные дороги, развивал курорты Кавказских Минеральных Вод, 11 лет был городским главой Одессы, прославившись постройкой в городе водопровода и канализации. Адмирал Николай Чихачев, директор-распорядитель РОПиТа с 1862 по 1876 год, впоследствии возглавлял Главный морской штаб и управлял Морским министерством.
Реконструкция знаков различия должностей судовых команд "Русского общества пароходства и торговли" обр. 1899г.: а.- знаки различия на воротниках сюртуков, b.- знаки различия на воротниках летних кителей, пальто и укороченных пальто, с.- наплечные плетёнки, d.- нарукавные знаки. 1. Инспектор морской части; 2. Капитан; 3. Старший помощник; 4. Старший механик; 5. Второй помощник; 6. Первый механик; 7. Третий помощник; 8. Второй механик. Первичные источники: Полное собрание Законов Российской империи, Собрание третье, № 16526 от 19 февраля 1899 г. Первая публикация: Журнал "Петербургский коллекционер" 1(110)/2019 г,. стр. 109-112.