В этот день, 229 лет назад, императрица всероссийская Екатерина ІІ утвердила генеральный план строительства нового портового города, на месте бывшей турецкой крепости Хаджибей. Екатерина утвердила план де Волана — первостроителя и, вместе с тем, распорядителя казенными суммами, внеся от себя лишь небольшие поправки в смету. Повелев использовать на строительство порта и города 1 993 025 рублей 68 и 3/4 копейки, Императрица издала рескрипт «О строительстве порта и города в Хаджибее». Так началось строительство Одессы.
После взятия Хаджибея де Рибас принял командование Днепровской гребной флотилией, позже переименованной в Черноморскую.
А 27 мая 1794 года, указом императрицы, де Рибас, уже в чине вице-адмирала, был назначен Главным начальником по строительству порта и города на месте бывшей крепости Хаджибей, по плану, который также был составлен Осипом Михайловичем.
План будущей Одессы был разработан де Рибасом ещё в 1793 году совместно с голландским военным инженером Ф. де Воланом, который указал, что это место имеет естественный залив где море замерзает в редкие годы и взяв за прообразы Геную, Ливорно и Неаполь они спроектировали город, военную гавань и купеческую пристань.
К 1799 году Одесса уже имела, кроме гарнизона, 4573 жителя, первые предприятия, 60 казенных и 353 обывательских строения и 234 землянки.
Главным предназначением Одессы стала оптовая торговля, в основном зерном, поэтому к концу столетия в городе уже насчитывалось свыше 400 лавок, где жили крупные купцы.
Со временем город стал крупнейшим морским портом России на Черном море. А в честь основателя, Осипа Михайловича де Рибаса, названа главная улица города — Дерибасовская.
Сам де Рибас говорил: «Из содеянного мною в этой жизни почитаю важнейшим основание порта и города, которому волею мудрой государыни дано чудное имя — Одесса».