
В период обучения в высшем учебном заведении — ОИИМФе — Михаил Жванецкий принимал участие в самодеятельности, приступил к созданию миниатюр и монологов, которые сам зачастую исполнял в студ. театре «Парнас-2». На той же сцене выступали его товарищи Роман Кац (Карцев), Виктор Ильченко. Наименование театра предложил сам Жванецкий, проведя параллель с горой в Греции — обителью Муз согласно мифологии.
В 1962 г. его друг Роман Карцев, работавший в Ленинградском театре миниатюр под руководством Аркадия Райкина, выступил с монологом Жванецкого на шефском концерте. Аркадий Райкин, услышав это выступление, включил монолог в программу театра. До этого момента Жванецкий ездил к Райкину в Ленинград, но привозил от режиссёра лишь автографы. В 1964 г. Райкин пригласил Жванецкого на должность заведующего литературной частью в своём театре.
В 1969 г. Райкин совместно со Жванецким поставил программу «Светофор», где прозвучали впервые миниатюры Жванецкого «Дефицит», «Авас», «Век техники».
Постепенно Жванецкий, являясь автором многих текстов для выступлений Райкина, начал давать сольные авторские концерты. Райкин не одобрил такую самостоятельность и в 1970 г. уволил Жванецкого. Вслед за ним ушли Ильченко и Карцев. Они основали Одесский театр миниатюр, выпустивший три программы: «Встретились и разбежались», «Как пройти на Дерибасовскую», «Искренне ваш».
В 1970 г. Ильченко и Карцев стали лауреатами 4-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады с миниатюрами М. Жванецкого.
С 1974 г. Жванецкий создавал тексты для артистов Ленинградской гастрольно-концертной организации «Ленконцерт». Спектакль по его произведению «Концерт для…» вошёл в репертуар Ленинградского театра комедии (ныне — Санкт-Петербургский театр комедии им. Н. П. Акимова).
Жванецкий также выступал в Одесской филармонии, а с 1979 г. — в Московском театре «Эрмитаж», где обрёл широкую известность.
Для творческого дуэта Карцева и Ильченко Жванецкий создал свыше 300 монологов и миниатюр.
В 1988 г. Жванецкий занял пост художественного руководителя Московского театра миниатюр.
В ночь с 06.11. на 07.11.1990 г. он основал Всемирный клуб одесситов под девизом «Одесситы всех стран, соединяйтесь!».
Жванецкий руководил созданным им Московским театром миниатюр в структуре Москонцерта. В 1991 г. он сыграл камео в эпизоде фильма «Гений».
Михаил Жванецкий считался одним из наиболее востребованных писателей-сатириков и признанным мастером иронии. Он давал сольные спектакли и концертные программы по собственным произведениям. Его творчество охватывало миниатюры, фельетоны, репризы, монологи. Тексты Жванецкого со сцены также исполняли Любовь Полищук, Сергей Юрский, другие артисты.
В период с 1984 по 1987 г. режиссёр Ефим Гамбург выпустил четыре серии анимационного фильма «Контакты… конфликты…» по произведениям Михаила Жванецкого (он озвучил все выпуски).
В 1990-е гг. издавался иронический журнал «Магазин Жванецкого», публиковавший произведения сатирика, Аркадия Арканова, Юнны Мориц, Юрия Роста и других авторов. Главным редактором выступал Игорь Иртеньев.
С декабря 2000 г. по июль 2001 г. Жванецкий в паре с поэтом В. Жуком участвовал в программе «Простые вещи» на РТР. С апреля 2002 г. по декабрь 2019 г. он вёл ежемесячную телепередачу «Дежурный по стране» оригинального формата на канале «Россия-1», соведущим был Андрей Максимов. В 2018 г. у передачи появился новый соведущий — А. Бегак. Спустя год программа закрылась из-за состояния здоровья Жванецкого.
В 2001 г. издательство «Время» выпустило собрание произведений Жванецкого (4 тома). Через пять лет вышел пятый том под названием «XXI век». Книги автора также издавались в «Эксмо», «Махаоне».
Неотъемлемым атрибутом образа артиста являлся старый потертый портфель, в котором когда-то его отец носил истории болезней пациентов. Этому портфелю установлен памятник в Ялте, отлитый из бронзы и украшенный афоризмами Михаила Жванецкого.
Михаил Жванецкий высоко ценил творчество Чехова и Сэлинджера, увлекался музыкой Голливуда 1940-х гг. и композициями группы ABBA, а также играл в волейбол.
Бессменный Почетный президент Клуба одесситов Санкт-Петербурга. Должность принимал лично и гордился. Это — правда.
