
На рубеже 19 — 20 веков одной из самых ярких личностей в России был граф Сергей Юльевич Витте. Современники признавали, что своей одарённостью Витте как государственный деятель превосходил всех сановников трёх последних русских самодержцев, включая Николая II. Об этом человеке и пойдёт сегодня речь.
Сергей Юльевич Витте родился 17 (29) июня 1849 года в Тифлисе. Его отец был крупным чиновником на Кавказе, потомком выходцев из Голландии, переселившихся в Прибалтику. Мать, урождённая А.Е. Фадеева, по женской линии происходила от старинного княжеского рода Долгоруких. Со времён отмены крепостного права семейство Витте не имело связи с землёй, и все его члены состояли на казённой службе.
Детство и юность С. Ю. Витте провёл в доме дяди генерала Р.А. Фадеева, от которого унаследовал любовь к славянофилам, «ультрарусский» дух и культ самодержавного монархизма. Витте получил домашнее образование и экстерном закончил кишинёвскую гимназию. В 1866 году он поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета (г. Одесса), где обнаружил неординарные способности к математике. Некоторое время находился в одной компании с будущим народовольцем А. И. Желябовым, но революционером не стал.
Витте мечтал о карьере профессора. Он получил степень кандидата наук. Однако его диссертация по высшей математике была признана неудачной. Витте изменил направление жизни и, как и положено «настоящему» дворянину, поступил на государственную службу. В 1869 году он был зачислен в канцелярию новороссийского и бессарабского губернатора по части службы движения железных дорог. Одновременно Витте устроился в управление казённой Одесской железной дороги. Он быстро вник в суть дела, освоил все «звенья аппарата, начиная с кассирской должности» и вскоре уже числился начальником конторы движения.
Обладая незаурядными способностями, за сравнительно короткий срок Витте уже в 1877 году занял пост начальника эксплуатации Одесской железной дороги, ставшей к тому времени частным предприятием. Вскоре Одесская дорога вошла в состав Общества Юго-западных железных дорог. Таланты Витте и здесь не остались без внимания. В 1880 году он становится начальником отдела эксплуатации, а в 1886 году — 37-ми лет от роду — назначается управляющим этими дорогами.
В 1890-е годы Витте, как крупный специалист, был приглашён в правительственную комиссию графа Э. Т. Баранова, изучавшую состояние железнодорожного дела в России. Витте написал для неё проект «Общего устава российских железных дорог», публикацией которого в 1895 году комиссия закончила своё существование.
Ещё в 1883 году Витте опубликовал работу «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов», принёсшую ему широкую известность в узких кругах специалистов. Этой книги и работы в комиссии Э. Т. Баранова было достаточно, чтобы молодой теоретик и практик железнодорожного дела привлёк внимание министра финансов И. А. Вышнеградского.
Министр попросил Витте разобраться в вопросе дефицитности казённых железных дорог. «Глубоко изучив этот вопрос, Витте заявил, что корень зла — в хаосе, царившем в области тарифов», — пишет историк А. П. Корелин. Встал вопрос о создании департамента тарифов и назначения Витте его главой. Препятствием было то, что у Витте не имелось нужного для этой должности высокого чина. Кроме того, переходя на государственную службу, он сильно терял в жаловании, которое на железной дороге составляло около 60 тысяч рублей в год.
Обе проблемы были разрешены благодаря вмешательству Александра III, который лично знал Витте и по достоинству оценил его предупреждение и вероятности крушения царского поезда, сделанное в Борках 17 октября 1888 года за несколько часов до катастрофы. 10 марта 1890 года Витте был назначен директором департамента с производством в чин действительного статского советника и доплатой жалования из средств Кабинета.
С этого момента Витте стремительно движется вперёд. В 1892 году он становится управляющим министерства путей сообщения, а в 1893 году — министром финансов с производством в чин тайного советника. При этом Витте брызжет идеями и тут же претворяет их в жизнь. При его активном участии разрабатывается покровительственный тариф 1891 года, «сыгравший исключительную роль во внешнеторговой политике России и ставший защитительным барьером для развивающейся отечественной промышленности». Витте занимается проблемами торгового мореплавания и судоходства, мелиорации и мелкого кредита. Осенью 1890 года после поездки вместе с Вышнеградским в Среднюю Азию он выступает с предложением расширить производство хлопчатника и создать в Азии собственную сырьевую базу для отечественной текстильной промышленности.
В рамках министерства финансов Витте кроме финансов руководил промышленностью, морской и сухопутной торговлей, коммерческим и аграрным кредитом и даже отчасти народным образованием. И на всех этих сферах отражался недюжинный талант Витте как администратора и организатора.
Витте пользовался поддержкой Александра III и на посту министра финансов вёл себя совершенно не так, как это было принято у других. Он ввёл необычную для госаппарата кадровую политику. При приёме на работу он отдавал предпочтение не чинам и выслуге, а «профессиональной подготовке, знаниям и деловитости» соискателя. Он резко изменил стиль работы своих подразделений. Его отношения с подчинёнными шокировали своей демократичностью. Витте разрешал им спорить и не соглашаться с собой. Ценил самостоятельность и инициативу.
«Сам он, - пишет А.П. Корелин, — чрезвычайно гордился тем, что из круга его сотрудников вышло немало государственных деятелей, таких, например, как министры финансов Э. Д. Плеске, И. П. Шипов, В. Н. Коковцов, а также видных представителей делового мира — А. И. Путилов, П. Л. Барк и др.»
Своей деятельностью Витте старался создать в России самостоятельную национальную индустрию. Не случайно, что на первых порах, он защитил её от иностранной конкуренции таможенными барьерами. Витте считал необходимым присутствие в экономике сильной регулирующей (но не руководящей, конечно) роли государства. Это должно было, по его мысли, в конечном итоге укрепить экономические и политические позиции России на международной арене.
Витте умер в 1915 году от простуды. Черносотенное «Русское знамя» злобно откликнулось на его смерть фразой: «Одним вредным для России человеком стало меньше». Так было выражено вслух отношение к Витте императора Николая II. Последний русский царь не переносил около себя умных людей, и в этом была его большая проблема. Он и Столыпина собирался прогнать по той же причине.
В 1914 — начале 1915 года Витте, буквально, рвался к власти, чтобы спасти Россию от надвигающейся катастрофы. Но даже у Распутина не хватило авторитета, чтобы вернуть его в совет министров. Царь был непреклонен. А жаль. Витте заключил Портсмутский мир, мог бы заключить и другой.
См.: https://dzen.ru/a/YbjVV1MgviKua-sS