Главная » 2021 Декабрь 21 » «Броненосец “Потёмкин”» начинали снимать в Ленинграде
14:12 «Броненосец “Потёмкин”» начинали снимать в Ленинграде | |
95-летие премьеры фильма К 20-летию первой русской революции юбилейная комиссия ВЦИКа приняла решение о постановке ряда спектаклей, посвящённых революционным событиям 1905 года. Кроме того, в рамках празднований предполагалась «большая фильма, показанная в особых рамках, с ораторским вступлением, музыкальными (сольными и оркестровыми) и драматическими сопровождениями, по специально написанному тексту». Сценарий предложили написать Нине Агаджановой, постановку картины поручили 27-летнему Сергею Эйзенштейну. По сценарию фильм должен был осветить целый ряд эпизодов, связанных с революцией 1905 года: русско-японскую войну, резню армян, революционные события в Санкт-Петербурге, бои в Москве. Съёмки предполагалось вести в целом ряде городов СССР. Эйзенштейн начал со съёмок в Ленинграде и успел снять эпизод железнодорожной забастовки, конку, ночной город и разгон демонстрации на Садовой улице. Дальнейшим съёмкам помешало ухудшение погоды: начались постоянные туманы. При этом режиссёр был поставлен в жёсткие временные рамки: фильм требовалось закончить к концу года, тогда как сценарий был утверждён лишь 4 июня. Объективно оценив ситуацию, Эйзенштейн принял решение ограничиться лишь одним из эпизодов сценария – восстанием на броненосце «Потёмкин», который занимал всего несколько страниц (41 кадр). Фильм снимался на местах исторических событий в Одессе, которая тогда была одним из центров кинопроизводства. Броненосец «Князь Потёмкин-Таврический» готовился к утилизации и находился в неудовлетворительном состоянии. Вместо него в фильме снимался находившийся в Одесском порту броненосец «Двенадцать Апостолов». К этому времени он был превращён в склад плавучих мин, что затрудняло съёмки. Сцены, происходившие во внутренних помещениях, были сняты на крейсере «Коминтерн». По ходу съемок возникали эпизоды, не предусмотренные ни сценарием Агаджановой, ни сценарными набросками самого Эйзенштейна, как, например, сцена шторма, с которой начинается фильм. Оператор Тиссе и режиссер Эйзенштейн поселились в гостинице «Одесса» (так именовалась тогда «Лондонская»). Одесская лестница настолько поразила режиссера, что был придуман эпизод с массовым расстрелом людей. Для массовки было задействовано много народа. Говорили, что одесситы в течении трех дней приходили записываться на съемки. Если кого-то браковал режиссер, то переодевшись, на следующий день человек вновь возникал на съемочной площадке. Спустя десятилетия кто-то из участников этой массовки будет вспоминать, как его «расстреливали» на Потемкинской. Первый показ «Броненосца „Потемкин“» состоялся 21 декабря 1925 года на торжественном заседании в Большом театре, посвящённом юбилею революции 1905 года. По сюжету фильма восставшие поднимают над броненосцем красный флаг. Однако при существовавших тогда возможностях красный флаг в чёрно-белой передаче выглядел бы чёрным. Поэтому в картине снимали белый флаг. На копии, предназначенной для премьеры в Большом театре, на 108 кадрах, где появляется флаг, он был вручную выкрашен в красный цвет, что произвело большой эффект на зрителей. Премьера состоялась в Москве 18 января 1926 года в 1-м Госкинотеатре (ныне – к/т «Художественный»). Немой фильм был озвучен в 1930 году (при жизни режиссёра С. М. Эйзенштейна), восстановлен в 1950 году (композитор Николай Крюков) и переиздан в 1976 году (композитор Дмитрий Шостакович) на киностудии «Мосфильм» при участии Госфильмофонда СССР и музея С. М. Эйзенштейна под художественным руководством Сергея Юткевича. В 1926 году оригинальный негатив фильма был продан немецкой фирме Prometheus, которая ещё до вмешательства цензуры внесла в него ряд изменений. Затем по требованию берлинской цензуры из него были вырезаны некоторые кадры. В дальнейшем фильм подвергся цензуре и в СССР: были удалены некоторые кадры и промежуточные титры, слова Л. Д. Троцкого в прологе были заменены цитатой из В. И. Ленина. В 2005 году под общим руководством Фонда «Германская Кинематека» (нем. Deutsche Kinemathek), при участии Госфильмофонда и Российского государственного архива литературы и искусства, авторская версия фильма была восстановлена и озвучена музыкой Эдмунда Майзеля. | |
|