Главная » 2016 Октябрь 17 » Чтобы помнили: 80 лет Савве Кулишу
18:10 Чтобы помнили: 80 лет Савве Кулишу | |
Свой дебютный фильм, сделавшийся знаменитым, – «Мертвый сезон» – Савва Кулиш снял на «Ленфильме» Савва Кулиш родился 17 октября 1936 года в Одессе в кинематографической семье. Он – сын одесского оператора Якова Кулиша, начинавшего работать ассистентом оператора у Сергея Эйзенштейна. Окончил операторский факультет ВГИКа (1954–1959) под руководством известного советского кинооператора Леонида Косматова и режиссерское отделение театрального училища имени Щукина. В 1959–1960 годах – оператор Центрального телевидения, затем оператор киностудии «Мосфильм». Сотрудничал со студентами режиссерской мастерской одного из классиков советского кино Михаила Ромма. Дипломной работой С. Кулиша и его сокурсника В. Фастенко стал фильм «Из пепла» по пьесе Ремарка «Последняя остановка», поставленный учениками мастерской М. Ромма – Х. Дциуба (Германия) и В. Китайским. Михаил Ромм приглашает Кулиша оператором и режиссером-стажером на свой фильм «Обыкновенный фашизм». Одновременно Савва Кулиш поступает на режиссерское отделение Театрального училища им. Б. Щукина. Его учителями были знаменитые актеры и режиссеры ученики Евгения Вахтангова. В 1965 году из архивных немецких кинодокументов студии «UFA», Савва Кулиш и его болгарский коллега Харлампий Стойчев, как авторы и режиссеры создают монтажный фильм «Последние письма», художественным руководителем которого был Ромм. Эта лента была удостоена Гран-При «Золотого Дракона» в г. Кракове, «Серебряного голубя» в Лейпциге и премии кинокритиков Италии на «Фестивале народов» во Флоренции «за изящество и новаторство в монтаже» и ряда других наград. В 1968 году Кулиш снимает на «Ленфильме» свой дебют «Мертвый сезон». Эту двухсерийную картину увидел почти весь мир. Только в Советском Союзе за 9 месяцев ее посмотрело более 100 миллионов человек. Савва Кулиш не любил и не читал детективов. Но его «Мертвый сезон» становится лучшим шпионским фильмом. Режиссер разрушил стереотипы. Вместо растиражированного типажа бойца невидимого фронта, – усталый советский шпион. Литовского актера Донатаса Баниониса тогда узнала вся страна. «Я не похож на советского разведчика, вы знаете, он должен быть высокий, красивый, сниеглазый, элегантный – а я не такой, какой я советский разведчик?», – говорит Банионис. Баниониса упрекали в том, что он играет судьбу, а не героя. Актера долго не утверждал худсовет. Отстоял упрямый Кулиш. Комиссия не хотела пропускать картину. Кулиш на просмотр пригласил консультантов – двух легендарных разведчиков – Рудольфа Абеля и прообраз героя – Конона Молоду. Кроме того, Кулиш – автор киносценариев («Развлечение для старичков», «Фуэте», «Белые лебеди», «Трагедия в стиле рок», «Железный занавес»), режиссер театральных и радио спектаклей, художественный руководитель фильмов молодых кинематографистов. Кулиш также снялся в качестве актера в фильме Евгения Евтушенко «Похороны Сталина». В 1991 создал студию «НЭЦКИ» (Независимый экспериментальный центр культуры и информации). Ставил радиоспектакли, спектакль в Театре-студии киноактера «Карета святых даров». В 1988–98 руководил режиссерской мастерской во ВГИКе, профессор. С 1996 – Президент КФ «Окно в Европу» (Выборг), был секретарем СК России, Президентом Московской Гильдии кинорежиссеров. С 1997 года генеральный продюсер, автор и художественный руководитель проекта «100 фильмов о Москве», в котором принимают участие лучшие режиссеры, сценаристы и операторы всех поколений. С 1999 года работает как автор и режиссер над документальной 12-ти серийной документальной трагедией «Прощай, прости, ХХ век». Фильмы Саввы Кулиша пользовались большим успехом у зрителей и вызывали бурные дискуссии у критики.
Савва Кулиш о фильме «Прости, прощай, ХХ век»: «Работа, скажу честно, была мучительной. Полтора года архивов. Я встал в кадр, придумав форму разговора с молодыми людьми, которым я показываю хронику. Это снималось скрытой камерой в мастерской моего друга, скульптора Юрия Орехова. В фильме есть свидетели, бывшие в концлагерях и в гетто. Я снимал нацистскую демонстрацию в Берлине, снимал фашистские демонстрации в Москве. Снимал в Австрии, в Америке, в Израиле. В Лос-Анджелесе я снимал в Музее толерантности. У нас нет ничего подобного. Идет игра в куклы. Испанская кукла говорит: я не люблю китайцев, негров и евреев. Появляется черная кукла, которая говорит, что не любит белых. Появляется англосаксонская кукла, которая говорит, что больше всех ненавидит испанцев и негров. Потом появляется кукла-полицейский, которая говорит, что ненавидит всех. Музей толерантности обязаны посетить слушатели всех полицейских школ и академий Америки. Есть грандиозный государственный Музей холокоста в центре Вашингтона. Я спросил директора: «Наверное, к вам ходят одни евреи?». Он ответил, что евреев не более 15 процентов. Остальные – люди других национальностей. Я не говорю о том, что Его посещают все школьники. Уроки холокоста есть в школах Англии, Америки, Германии. Серию о холокосте я показал год назад во время московского кинофестиваля, и она вызвала резонанс. Я показывал ее на Байкале на молодежной конференции. Были и противники картины. Поразительны ничтожные знания молодежи. Специально для русских нацистов я рассказываю о том, что Гитлер готовил для русских. Как собирался уничтожить всех, имеющих образование больше 4-х классов. Как хотел всех загнать за Урал, взорвать Москву и Ленинград, сделав на этом месте гигантские озера. Как говорил, что мечтает о времени, когда русские будут изъясняться языком жестов, потому что это народ эмоций, а не рационального знания. ХХ век ясно показал то, что знали всегда: чтобы быть человеком, нужны специальные усилия. Но тоталитаризм – не тот путь, на котором эти усилия оправданны. У нас не было очищения. За послевоенные годы мы не рассказали до конца всю правду о том, что было. Выросло поколение, которое вообще ни о чем не знает. Вопрос заключается в том, расскажем мы правду до конца или все будет повторяться. Уже появляются люди, которые говорят, что холокоста не было. И Победы нашей не было. У англичан есть пословица, которой меня научил прототип моего героя в «Мертвом сезоне»: «Пусти хлеб по реке, он вернется к тебе намазанный маслом». Давайте пустим сериал «Прости, прощай, ХХ век» по реке. А там – Бог и судьба. Во всех странах, где я его показывал, возникают споры, дискуссии. Люди просят кассеты, чтобы показать его своим детям, ученикам. Это фильм вопросов, а не ответов. Это то, что было на самом деле. Ну а что было? Когда меня спрашивали, в каком жанре снят фильм, я долго думал, прежде чем понял: это – документальная трагедия».
Рассказывает Арнольд Гискин, директор студии НЭЦКИ: Сначала Савва Яковлевич планировал снять двенадцать телепередач, посвященных уходящему столетию, немножко проиллюстрировав их хроникой. В результате мы отсняли двенадцать сложных по жанру документальных фильмов, в которых использована уникальная кинохроника из архивов Германии, России, США, Израиля, Франции, Великобритании. – В 12 сериях фильма – материал, который никто не видел. Я понял, что, когда мы работали над «Обыкновенным фашизмом», нам давали материалы очень выборочно. Сейчас я получил почти все, что хотел. В том числе и из архивов КГБ. А тогда было много запретов, нельзя было показывать, как на Украине встречали с цветами гитлеровские войска, как в Прибалтике поддерживали расправы фашистов над евреями, и многое другое». Эти кадры и фотодокументы мы нашли в Госфильмофонде, Государственном архиве РФ, архивах Украины, Белоруссии. Кулиш был великолепным мастером монтажного эпизода. В его фильмах на основе документальных кадров строится иная реальность, в которой словно бы присутствует какой-то другой смысл, может быть, это то, что называется «посланием художника»? Композицию фильма «Холокост» можно сравнить с греческой трагедией, где роль хора отводилась самым обычным молодым людям. На кастинг пришли многие. Когда сделали пробы, разгорелись споры. Мы говорили Кулишу, что ребята в кадре говорят слишком правильно, взвешенно и продуманно, и эпизоды с участием «хора» очень похожи на открытый урок в школе. «Да, я разговариваю с ребятами, как учитель, и надеюсь на то, что они запомнят этот урок, – отвечал Савва Яковлевич. Ему хотелось, чтобы молодые люди, снимавшиеся в фильме и смотревшие его, пережили в душе трагедию холокоста и никогда бы не допустили ее повторения. Тот, кто знает симптомы этой страшной болезни, может излечиться сам и помочь другим. Поэтому для участия в «хоре» он выбрал тех, кто, по его мнению, будет определять нашу жизнь в ХХI веке – потенциальных лидеров. Режиссер намеренно не пригласил на съемки людей крайних взглядов – они не воспринимают аргументов. И не ошибся. Светлые лица молодых людей врезались в память зрителей, оттенив страшные документальные кадры, посвященные общечеловеческой трагедии – трагедии холокоста. Савва Яковлевич считал, что фильм будет интересен не только старшему поколению, которое знает о войне почти все, и поколению их внуков, которое знает о войне мало или же не знает ничего. По телевизионными меркам работа над фильмом шла долго. Съемки начались в декабре 1999 и продолжались до марта 2001. Работа велась по–киношному, тщательно, по–другому и быть не могло: монтировался фильм, который смотрелся бы и без закадрового текста. Есть такой показатель – количество монтажных склеек. В любой телепередаче их не более 200, у нас – больше тысячи. Савва Яковлевич всегда стремился добиться максимального результата. Когда ему что–то не нравилось, готовую работу переделывали заново, иногда по 2–3 раза! В документальном кино полнометражный фильм делается 8–9 месяцев. Мы сняли 12 фильмов за полтора года – нечеловеческое напряжение режиссера. При этом не прекращалась работа студии, одновременно шли съемки сериала «100 фильмов о Москве». Много сил и времени Кулиш отдавал общественной работе. Российский зритель пока не видел все фильмы цикла «Прощай, прости, ХХ век». Это столетие было для Кулиша веком «страшных утопий – коммунизма и фашизма», которые интересовали мастера как «как духовные и социальные явления». Его талант, интуиция художника позволили подойти к этой трудной теме с неожиданной стороны, чтобы еще раз сказать нам «не бывает геноцида против кого–то, бывает геноцид против всех». Савва Яковлевич говорил мне: «В моем роду все долго жили, но сколько мне осталось – пять, десять лет? Хочу успеть …».
Светлана Стасенко (режиссер): «...он был настоящим Учителем, суперличностью. Этот цикл ежегодно цитирует канал "Культура" блоками по двадцать–тридцать картин. Это очень любопытный цикл, задуманный, на мой взгляд, гениально. Савва Кулиш говорил, что Москва – самый неснятый город мира. Есть великолепно снятый Рим, великолепно снятый Берлин. А Москва снята до обидного мало. А Кулиш прекрасно знал Москву, и мы снимали ее в любых режимах: в дождь, в снег, утром, ночью, на рассвете. Кулиш мог позвонить в четыре утра и сказать: «Посмотри, какие прекрасные облака!» И мы тут же формировали съемочную группу и ехали снимать облака над Кремлем. Или он говорил: «Я хочу снять Москву уходящего века». И мы снимали с шести самых высоких точек Москвы город уходящего века – с огромными хлопьями снега, с веселым настроением…»
Савва Кулиш боролся не только за свои фильмы. Он защищал каждого своего ученика – начинающих режиссеров. «Он яростно боролся за какие то формы в кино, за право молодых режиссеров снимать по-своему, своим языком, он в этом смысле был как Дон Кихот», – говорит режиссер Карен Шахназаров. Умер известный кинорежиссер 9 июня 2001 года ночью в Ярославле. Причиной смерти стал глубокий инсульт, который произошел 1 июня. С этого времени кинорежиссер находился без сознания.
Савва Яковлевич Кулиш похоронен в Москве, на Троекуровском кладбище.
см.: http://chtoby-pomnili.livejournal.com/113922.html | |
|