Главная » 2020 Ноябрь 16 » Ко Дню рождения Бориса Моисеевича Бернштейна
20:42 Ко Дню рождения Бориса Моисеевича Бернштейна | |
Борис Моисеевич Бернштейн (17 ноября 1924, Одесса – 23 июня 2015, Пало-Алто) – эстонский советский искусствовед, доктор искусствоведения (1993), профессор Академии художеств Эстонии, специалист по искусству Эстонии. Родился в Одессе, в семье из Балты. Отец, Моисей Борисович Бернштейн, был основателем и директором Первого дома рабочей еврейской молодёжи (позже школа-завод Еврамбол). Вырос на улице Бебеля (ныне Еврейская) в доме № 12, по соседству с семьёй еврейского писателя Х. А. Вайнермана. Учился по классу фортепиано в музыкальной школе-десятилетке имени П. С. Столярского при Одесской государственной консерватории (где познакомился с будущей женой). Летом 1941 года был эвакуирован с родителями в Рубцовск. После окончания местной школы осенью 1942 года был призван на фронт техником-артиллеристом. После окончания войны служил младшим техником-лейтенантом в составе Северной группы войск в Лигнице. Демобилизован в звании майора в августе 1946 года и поселился в Ленинграде. В 1946–1951 годах учился на отделении истории искусства исторического факультета Ленинградского государственного университета. С 1951 по 1995 год преподавал историю искусства и эстетику в Государственном институте художеств ЭССР в Таллине. С 1956 года на русском и эстонском языках выходит целая серия его книг, посвящённых эстонским художникам, а в 1970 году – его капитальная монография «Эстонская графика». В 1968 году защитил диссертацию кандидата искусствоведения под руководством М. С. Кагана. Докторскую диссертацию по теме «Искусствознание и художественная культура. Вопросы теории и исторического описания» защитил в 1993 году в МГУ. Был членом правления Союза художников СССР от Эстонии. С 1995 года жил с женой у дочери Елены в Пало-Алто (Калифорния), где продолжал читать лекции по истории искусств. Автор более 300 публикаций на различных языках (в том числе монографий и альбомов) по истории эстонского искусства, общей истории искусств и теоретическому искусствоведению. Среди монографий – «Эстонская графика» (1964, 1970), «Графика Советской Эстонии» (1967), «Пигмалион наизнанку: К истории становления мира искусства» (Языки славянской культуры, 2002), «Языки свободного общества: искусство» (Языки славянской культуры, 2003), «Визуальный образ и мир искусства: исторические очерки» (2006), «Об искусстве и искусствознании» (2012), книга воспоминаний «Старый колодец» (2008, 2009). Развивал структурный подход к истории искусств семиотической школы. Член редколлегии «Истории искусства народов СССР» в 9-ти томах (М.: Изобразительное искусство, 1972–1981). | |
|