Главная » 2021 Январь 12 » Ко дню рождения Регины Федоровны Лазаревой
14:38 Ко дню рождения Регины Федоровны Лазаревой | |
Регина Фёдоровна Лазарева (урождённая Регина Фишелевна Гутенмахер; 1 [13] января 1899, Одесса – 1980, Москва) – советская певица (сопрано), артистка оперетты. Заслуженная артистка РСФСР (1947). Родилась в Одессе, в семье служащего местной табачной фабрики Фишеля Лейзеровича Гутенмахера и учительницы младших классов Песи Борисовны Гутенмахер. Семья жила в доме Хартуляри на улице Приморской, затем на улице Колонтаевской, дом № 26. Отец умер от чахотки, когда она была ребёнком. В 1915–1917 годах училась в драматической студии актрисы М. И. Морской, по классу Н. Радина, в Одессе. В 1916 году Регина Лазарева снялась в фильме режиссëра Б. Светлова «В царстве нефти и миллионов». Первое выступление на сцене состоялось в 1917 году в Баку. До 1922 года выступала на сценах театров драмы и оперетты Харькова, Ростова-на-Дону, Баку, Тбилиси. В 1922–1927 годах – солистка Дмитровского театра (будущего Московского театра оперетты). В 1927–1929 годах – играла на сцене Академического Малого оперного театра Ленинграда. С 1929 по 1957 год – солистка Московского театра оперетты. В Москве проживала на ул. Садовая-Каретная, д. 5. Член КПСС с 1950 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище (уч. 1, ряд 2, место 4). Регина Лазарева стояла у истоков советской оперетты и Московского театра Оперетты. Выступала в опереттах советского и классического репертуара. Сыграла более 200 ролей. Исполнительница главных ролей в советских опереттах и в опереттах Имре Кальмана, которые были в 30-е годы XX столетия новинкой. Типичная представительница опереточного «каскада» (каскадная субретка), Р. Лазарева в большей мере, чем другие представительницы старшего поколения опереточных артисток, сохранила в неприкосновенности органически близкие ей приемы артистки этого амплуа. Народная артистка СССР Татьяна Шмыга вспоминала: «Из всех актрис старшего поколения я выделяла Регину Фёдоровну Лазареву. Она была и осталась для меня самой любимой в нашем виде искусства. Талант её был уникален. У неё было редкое, своеобразное амплуа – каскадно-лирическое. Удивительно, что внешне Лазарева была совсем не броская – и роста небольшого, и фигура совсем не идеальная. Но был в ней особый опереточный шик, она родилась для оперетты. Хотя я уверена, она и в драматическом театре была бы на месте. Владимир Иванович Немирович-Данченко называл её „славной артисткой“. Мхатовцы отдавали ей должное – рассказывали даже, что они разбрасывали по всей Москве фотографии Лазаревой<…> Потрясающая многоплановая актриса – и нежная Фиалочка, и эффектная Сильва, и Марица… В театре вспоминали, какой бравурной и кокетливой была Регина Фёдоровна в спектакле „Великая герцогиня Герольштейнская“, поставленном в 1937 году. А когда после войн… поставили оперетту И. Конвера „Акулина“ (по повести Пушкина „Барышня-крестьянка“), Лазарева неподражаемо сыграла мисс Жаксон. Последней работой Регины Фёдоровны в театре стала небольшая, но очень запоминающаяся роль маркизы де Сан-Клу в постановке „Вольного ветра“. Ах, как была сделана эта роль! Персонаж весьма колоритный – эксцентричная дама с авантюрными способностями, – и можно было соблазниться на актёрский перебор, но вкус Регины Лазаревой и Иосифа Михайловича Туманова не позволили этого – маркиза была сыграна гротескно, но в то же время осталась дамой европейского стиля.» – Шмыга Т. Счастье мне улыбалось / Т. Шмыга. – М.: Вагриус, 2001. – С. 70–71. Обладала хорошими вокальными данными, создала сценические образы, отличавшиеся изяществом и элегантностью. Её исполнению были присущи мягкая лиричность, заразительная весёлость. | |
|