Главная » 2022 Февраль 5 » Ко Дню рождения Ростислава Янковского
12:19 Ко Дню рождения Ростислава Янковского | |
5 февраля родился советский актёр, народный артист СССР Ростислав Янковский (1930 – 2016). Родился в Одессе в семье бывшего штабс-капитана лейб-гвардии Семёновского полка, затем служившего в Красной армии. Впоследствии отец был репрессирован, а семья отправлена в ссылку. «Корни» у Янковских – белорусские, о чем, кстати, говорит и сама фамилия, основанная от имени Ян, Янка. Да и основоположник рода изначально ведь был Ян Янковский, это потом уже он стал Иваном. Ростислав в школьные времена играл в различных драмкружках. В Ленинабаде, уже женившись и работая диспетчером автобазы, Ростислав Янковский продолжал принимать активное участие в самодеятельности Дворца культуры. Там-то талантливого юношу и заметил руководитель местного театра Дмитрий Михайлович Лиховецкий и сразу же предложил работать в театре. Поначалу Ростислав Янковский учился в студии при театре и был занят в спектаклях. Переехав в 1957 году вместе с женой и сыном в Минск, Ростислав был принят в труппу Русского драмтеатра имени Горького и уже в молодые годы стал звездой сцены. Дебют Ростислава Янковского в кино состоялся на киностудии «Беларусьфильм» в историко-революционном приключенческом фильме «Красные листья» (1958). Режиссер Владимир Корш-Саблин пригласил тогда восходящую звезду Минской театральной сцены на роль одного из молодых подпольщиков на ряду со знаменитыми актерами: Михаилом Жаровым, Кларой Лучко, Евгением Карнауховым, Владимиром Чобуром, Владимиром Дедюшко. Настоящую же киношную жизнь Янковский начал постигать с роли белогвардейца в фильме о Гражданской войне «Служили два товарища» Евгения Карелова (1968). В этом фильме братья Янковские впервые снимались вместе. Младший Олег Янковский сыграл в картине роль бывшего фотографа - солдата Андрея Некрасова. Потом, правда, еще не раз сводила их вместе киношная судьба на одной съемочной площадке. В историко-биографической ленте режиссера Бориса Степанова «Я, Франциск Скорина...» братья Янковские создали романтические образы других братьев, живших в первой половине XVI века. Ростислав блестяще сыграл Ивана Скорину, а Олег столь же успешно выглядел в роли белорусского издателя и просветителя Франциска Скорины. 70-е – 80-е годы – расцвет творчества Ростислава Янковского. Обладая врожденным аристократизмом и обаянием (что, собственно говоря, присуще всем Янковским) актер создал целую галерею запоминающихся образов. Способность актера легко вписываться в разнообразные художественные миры позволила ему быть востребованным самыми разными режиссерами в картинах самых разных жанров. Среди его героев: Агирре в приключенческом фильме Вениамина Дормана «Земля, до востребования», редактор Семен Петрович в драме Иосифа Шульмана «Встреча в конце зимы», полковник Антон Георгиевич Белов в детективе Бориса Шадурского «Задача с тремя неизвестными», профессор Флягин в фильме Ивана Киасашвили «Кафедра», Хозяин созвездия в «Сказке о звездном мальчике» Леонида Нечаева, инвалид войны, любитель книг Михаил Михайлович в детской комедии Николая Лукьянова «Не забудьте выключить телевизор…». Органично Янковский выглядел и в картинах на военную тематику (начштаба партизанского отряда в военном фильме Бориса Степанова «Волчья стая» и волевой умный генерал-майор Смирнов в «Битве за Москву» Юрия Озерова), и в экранизациях произведений русских классиков (драма Вячеслава Криштофовича «Володя большой, Володя маленький», созданная по мотивам рассказов Антона Павловича Чехова, или одна из лучших экранизаций Достоевского – драма Евгения Марковского «Вечный муж»). К числу наиболее заметных картин с участием Ростислава Янковского начала 90-х относятся: трагикомедия Вячеслава Криштофовича «Ребро Адама» (где актер создал образ преуспевающего адвоката Виктора Витальевича) и ироническая фантазия из закулисной жизни театральной богемы по пьесам Дюренматта и Ануйя «Грех лицедейства». В последней актер блистает бурной игрой красок в главной роли в партнерстве с великолепной Анастасией Маланкиной. Янковский не просто играл роли, он по-настоящему «жил на экране». Этот талант актера ярко проявился и в мелодраме «Солнечный день в конце лета», повествующей о неожиданном и неуместном чувстве, возникшем между двумя уже вполне зрелыми людьми, живущими каждый своей жизнью, и в кинопритче «Аномалия», снятой по мотивам рассказа Клиффорда Саймака «Все живое – трава». Снялся Ростислав Янковский и в двух фильмах знаменитой кинотрилогии Евгения Матвеева «Любить по-русски – 2», сыграв роль суетного в погоне за благами и карьерой Ярошевича. Как признавался сам Ростислав Иванович, он просто не мог отказать себе в удовольствии сняться рядом с такими мастерами отечественного кино, как Евгений Матвеев, Галина Польских, Лариса Удовиченко, Виктор Раков. В последние годы Ростислав Иванович нечасто, но все же появлялся на экране, радуя своими новыми работами поклонников его таланта. Одна из таких ролей – польский хуторянин Войцех Бельски в военном фильме «В июне 41-го» (2008) «Клан» Янковских – это отдельная страница в отечественном кинематографе. Родной брат Ростислава Ивановича Олег Янковский еще при жизни стал кумиром миллионов зрителей. Он снимался в кино до самых последних своих дней. Состоялись и дети Янковских. Сын Ростислава Ивановича – Игорь Янковский, поснимавшись в молодости в кино, впоследствии нашел себя в рекламном бизнесе. А сын Олега Ивановича – Филипп Янковский – успешный кинорежиссер и актер. И уже третье поколение знаменитой фамилии – Иван Янковский, который громко заявил о себе ролью в картине «Индиго». http://www.rusactors.ru/ya/yankovsky_r/index.shtml | |
|