Главная » 2022 Август 22 » Навстречу Дню рождения Одессы
19:06 Навстречу Дню рождения Одессы | |
Долгое время Одесса оставалась крупным портом Российской империи и транзитным пунктом торговли между Востоком и Европой. Город был основан в период правления Екатерины II, осознававшей необходимость благоустройства и укрепления только что присоединенного к России Северного Причерноморья. После Русско-турецкой войны 1768–1774 гг. и заключения Кючук-Кайнарджийского мирного договора в состав российских территорий вошли земли между Днепром и Бугом. В 1783 г. к Российской империи был присоединен Крымский полуостров. Таким образом, Россия овладела большой частью побережья Черного моря. В 1787 г. императрица Екатерина II совершила свое знаменитое Таврическое путешествие, желая увидеть новые земли, присоединенные к империи. Вояж окончился в июле, а уже в августе Османская империя начала новую войну, надеясь на реванш. В ходе этого вооруженного конфликта передовой отряд корпуса генерала И. В. Гудовича под командованием генерал-майора О. М. де Рибаса в сентябре 1789 г. штурмом взял турецкое укрепление (замок) Гаджибей (Хаджибей). После заключения Ясского мирного договора в 1791 г., земли от Буга до Днестра также вошли в состав Российского государства. По этому договору Османская империя признала и предыдущие завоевания России. Для охраны русских территорий были возведены Овидиопольская и Тираспольская крепости, создана Днестровская (III-я) оборонительная линия, в которую и вошел Гаджибей. Крепость на месте турецкого замка отстраивалась под руководством генерал-майора О. М. де Рибаса. Императрица Екатерина II понимала, что для успешного развития края на присоединенных землях необходимо построить порт. Было предложено три варианта его расположения: Очаков, Кинбурн, Гаджибей. Генерал-майор де Рибас выступил главным инициатором основания порта именно в Гаджибее, так как географическое расположение оказалась наиболее выигрышным из-за наличия там глубокой бухты, подходящего берегового рельефа, мягкого грунта, отсутствия сильных течений. 27 мая 1794 г. Екатерина II направила вице-адмиралу О. М. де Рибасу рескрипт, в котором говорилось: «Уважая выгодное положение Хаджибея при Черном море и сопряженные с оным пользы, признали Мы нужным устроить тамо военную гавань купно с купеческой пристанью. Повелеваем Нашему Екатеринославскому и Таврическому Генерал-Губернатору открыть тамо свободный вход купеческим судам, как Наших подданных, так и чужестранных держав, коим силою трактатов, с Империей Нашею существующих, можно плавать по Черному морю <…> Мы надеемся, что вы не токмо приведете в исполнение благое предположение Наше, но что, ведая колико процветающая торговля споспешествует благоденствию народному и обогащению государства, подщитеся, дабы созидаемый вами город представлял торгующим не токмо безопасное от непогод пристанище, но защиту, ободрение, покровительство и словом все зависищая от вас в делах их пособия; через что, без сомнения, как торговля наша в тех местах процветет, так и город сей наполнится жителями в скором времени». Первым архитектором города был назначен герой войны с турками, награжденный орденом Святого Георгия 4-ой степени за храбрость при взятии Измаила, инженер голландского происхождения Ф. П. де Воллан, заложивший «греческую» прямоугольную планировку, которая до сих пор дает возможность ветрам с моря очищать улицы города от пыли и дыма. 22 августа 1794 г. по благословению митрополита Екатеринославского и Таврического Гавриила при участии де Рибаса и де Воллана состоялась торжественная закладка города. Началось строительство Большого мола, гавани для гребных судов, двух пристаней и набережной для купеческих кораблей, в также двух церквей во имя Святого Николая и Святой Екатерины. Тогда же была проведена борозда для будущих фундаментов городских зданий, учреждены таможенное и карантинное управления, а также Канцелярия строения города и Хаджибейского порта, которую возглавил де Воллан. Несмотря проблемы с материалами, началось успешное строительство порта и города. Чтобы привлечь в новый город жителей де Рибас добился больших льгот для застройщиков, промышленников и торговцев. Первыми одесситами стали военные, чиновники и купцы. О. М. де Рибас совместно с Ф. П. де Волланом просчитали первоначальные затраты на городскую застройку. На все портовые гидравлические работы, на устройство Адмиралтейства, казарм и т. д. необходимо было потратить более двух миллионов рублей. Императрица Екатерина II ассигновала 1 993 025 руб. 30 коп. Впоследствии, князь П. А. Зубов направил из доходов Новороссийского края еще триста тысяч рублей на постройку госпиталя, Соборной церкви, здания Магистрата и дома главного начальника. Принято считать, что Одесса получила свое название в 1795 г. от древнего эллинского селения Одиссос. В 1800 г. император Павел I даровал Одессе привилегии, которые позже были подтверждены императором Александром I. Город изначально был интернациональным. Здесь жили греки, албанцы, поляки, болгары, молдаване, евреи, население прирастало жителями из губерний Великороссии и Малороссии. В 1805 г. Одесса стала административным центром Новороссийской губернии. Бурное развитие Одессы началось с 1820-х гг. Оно связано с режимом свободного порта – порто-франко, который действовал с 1819 по 1858 гг. и значительно упрощал ввоз и вывоз товаров. Вопреки распространенным заблуждениям, это не означало полного освобождения экспортеров и импортеров от таможенных пошлин. Однако значительное понижение тарифов позволяло делать торговлю максимально выгодной для всех сторон и избавляло торговцев от коммерческих рисков – товары продавались прямо в Одессе. В эти времена до 85 % городского бюджета составляла доля от разнообразных таможенных, портовых и «хлебных» (от экспорта зерна) сборов, шедших туда напрямую, минуя центр. Город рос: если к концу XVIII в. его население составляло всего около 5 тысяч человек, то в 1861 г. в Одессе проживало уже 115,5 тысяч. Реформы и новшества 1860–70-х гг. благотворно сказались на городе. Железная дорога связала Одессу с Киевом и с Москвой, открытие Суэцкого канала способствовало появлению новых морских торговых путей в Азию. Город стремительно богател и застраивался. Блестящий ансамбль Приморского бульвара с прославленной лестницей и памятником Ришелье, построенные в те годы дома в настоящее время считаются шедеврами архитектуры. К концу XIX – началу XX вв. Одесса стала четвертым по величине и значимости городом Российской империи после Санкт-Петербурга, Москвы и Варшавы, крупнейшим торговым, промышленным и научным центром. К 1900 г. количество жителей приближалось к полумиллиону. В Одессе работало 500 промышленных предприятий, 106 видов производств, которые выпускали разнообразную продукцию. В Российском государственном историческом архиве (РГИА) хранится значительный комплекс документов по истории города до 1917 г. Документальные материалы фондов высших и центральных органов власти Российской империи свидетельствуют о строительстве и развитии Одессы, о работе порта, торговых, учебных и религиозных учреждений. Сохранились сведения и о знаменитых одесситах. Т. В. Богданова,
| |
|