Главная » 2016»Апрель»12 » Пахнет морем и луна висит над самым Ланжероном...
10:22
Пахнет морем и луна висит над самым Ланжероном...
На 79-м году в Лос-Анджелесе ушёл из жизни Евгений Кричмар... Его песни о нашем Городе останутся с нами навсегда... Евгений Матвеевич написал в общей сложности более тридцати песен об Одессе, вот некоторые из них: «Пахнет морем», «Одесская Копакабана», «Одесский вальс», «Когда цветут каштаны». Песни Евгения Кричмара исполняют Михаил Шуфутинский, Михаил Мармар, Евгений Кемеровский. В 1993 году выпустил две авторские кассеты, аранжировки к которым делал джазовый пианист Константин Швуим, в 1994 году книгу стихов и прозы «Пахнет морем», а так же в 2004 году еще одну книгу прозы - «Регтайм в одесском стиле».
Решением американского филиала Всемирного Клуба Одесситов Кричмар был признан "Одесситом 2003 года" в номинации " Живая легенда".
Из автобиографии:
Родился я в Одессе по неосторожности родителей и против моей воли и громко скандалил, когда меня вытаскивали на свет.
Потом - счастливое детство.
Война. Бегство из Одессы последним пароходом. Трясся в попутных машинах, не понимая зачем меня прячут под машинами и укрывают собственным телом, когда летят самолеты. Учился различать их по гулу - свои или чужие. Глох от разрывов фугасок. Дрожал от холода, страдал от голода, выжил и вернулся в Одессу.
Затем - отрочество.
Хулиганская школа № 39. Казенки. Воровство на Привозе. Драки и поножовщина на улице. Приводы в милицию и затрещины дома.
Ходил в детские спортивные школы. Бокс, классическая борьба, футбол. Травмы, нокауты, раны. Выжил.
Посещал драматический кружок и даже снялся в фильме Аттестат зрелости. Школу закончил на твердые тройки и одну пятерку по литературе - много читал. Читал с 5-ти лет. Читал все, что попадалось под руку - и классику и поэзию. Читал ночами запоем и без ... И запоминал. Онегина знал наизусть.
И еще любил музыку. От опер - до песен. Как-то поймал по трофейному Телефункену Голос Америки и полюбил джаз. (Собрал большую музыкальную коллекцию, с которой пришлось позднее расстаться перед отъездом в Израиль. Потом, в Америке, я ее восстановил.)
Однажды, слоняясь по базарчику на Слободке, купил у цыгана старенькую гитару. Цыган показал мне пять аккордов, на которых можно было худо-бедно воспроизводить блатные и некоторые популярные песни в миноре. С той поры я прогрессировал и нашел еще два аккорда. На том и замерзло мое музыкальное образование - этот хитрый гитарный строй никто не знает и показать не может.
Помню, моя бабка, увидев гитару, сказала - "Конечно! У всех нормальных детей скрипки, а этому нужна босяцкая гитара".
Позднее, благодаря этой гитарке, стал, как говорят, душой компаний - и блатных и интеллигентных.
А тут и юность.
Подавал в Нахимовское (в Ленинграде). Отказали. Из Мореходки выгнали. В Медицинский не пошел из-за анатомички. Попал в Строительный и, наконец, закончил свое образование. Как? До сих пор не могу объяснить даже себе.
Еще в Институте женился на выпускнице Института иностранных языков Ольге Никифоровой - пусть ей земля будет пухом. Терпела, бедняга, много лет все мои выходки, кутежи, драки и пьянки ... и воспитала мне дочку и сына.
Закончил Институт. Направили под Пермь на какой-то секретный завод. Это было не по мне. Я любил море и Одессу. Удрал оттуда и устроился инженером в Арцизе на винзаводе - и пустили козла в огород, где и заработал язву желудка. Кисляк натощак - это убийственно. Зато побывал на операционном столе. Выжил.
Дальше зрелость.
Одесса. Разные строительные организации - взятки, обманы, воровство, командировки, рыбалки и пьянки с начальством до полной отключки. Для работы времени не оставалось. С тем и рос от мастера до начальника ремстройуправления.
Вот тут и начались настоящие пьянки, гульки, командировки, бюро обкома, райкома. Аппетиты партийных боссов росли. Воровать на взятки приходилось все больше и больше, а натура протестовала.
В конце концов, осточертело создавать коммунистам сладкую жизнь и в 1972 г. с семьей уехал в Израиль.
Там работа в Герцлийском муниципалитете заместителем управляющего водоснабжением города (помогла смекалка). Война Судного Дня. Ночные дежурства по охране питьевых сооружений. Воздушные тревоги, затемнения, налеты арабов. Выжил.
И поехал работать по контракту в Иран строить шаху военную базу в Персидском заливе. Поработав год в дикой жаре и влажности, почувствовал шатание шахского трона (не подвела интуиция) и уехал в Германию.
Перезнакомился с бывшими белоэммигрантами, представителями РОА, Издательством Посев и радиостанцией Свобода, и попал под опеку графини Аллы Владимировны Игнатьевой - сестры генерала Игнатьева, перешедшего к большевикам, автора книги "Пятьдесят лет в строю".
Через Толстовский фонд подал на Америку, но нам всем отказали - мне, маме, папе и жене с дочкой и сыном, которых перетащил в Германию из Израиля.
До сих пор благодарен княгине Александре Голициной и обаятельному человеку - Александру Колчаку (племяннику того самого), который использовал свои связи и помог мне переехать в Америку. Храню его письма ко мне как реликвии.
Вообще, я благодарен судьбе за то, что она подарила мне массу удивительных встреч с замечательными людьми. От блатных и рецидивистов до академиков, писателей, художников, музыкантов, певцов и артистов - Андрей Миронов, Михаил Жванецкий, Михаил Задорнов, Геннадий Хазанов, Никита Михалков, Иосиф Кобзон, Нани Брегвадзе, Владимир Трошин, Вероника Круглова ... Всех не перечислить ... Жаль, не посчастливилось встретиться с моим кумиром - Владимиром Высоцким.
В Америке я начал работать чертежником в проектном бюро и дослужился до начальника проекта. Были и различные бизнесы от авто-мастерских до картежного клуба.
В 1989 году - автомобильная катастрофа. Лоб в лоб с грузовиком. Наширенный мексиканец убегал от полиции.
Поломанные кости, больница, инвалидная коляска. Выжил.
Дальше - потеря бизнесов, работы, смерть жены, неудачный брак, развод.
А дальше - совсем неинтересно. Пустые поездки в Россию и в Украину, в Одессу. Бесплодный торговый бизнес с Россией - обманы, закупки без денег. Полное разочарование.
Наконец, плюнул на все это и начал все сначала. Такое свойство человека - падать, подниматься и опять вперед ...