Главная » 2021 Июнь 14 » Станислав Говорухин
22:36 Станислав Говорухин | |
Его называли барин, его любили все женщины, и недолюбливали многие мужчины – Станислава Говорухина. С семидесятых годов в сценарно-редакционной коллегии работало больше женщин. Часы обеденного перерыва никто точно не соблюдал, мы дружно спускались в кафе, иногда составляли два столика, приглашали к себе Славу или сами подсаживались к нему. С удовольствием слушали его рассказы. Часто это было продолжение рабочих разговоров, но в более свободной форме, где открыто выражали эмоции, высказывались более откровенно, чем на худсоветах. Повествовал Станислав с юмором, мы все время смеялись, и входящие в кафе мужчины косились в нашу сторону, кто холодно, кто с интересом, кто осуждающе. Равнодушных не наблюдалось... Станислав Сергеевич появился на Одесской киностудии в 1966 году вместе со своим бывшим сокурсником Борисом Дуровым. Они сразу получили постановку фильма об альпинистах ««Вертикаль». На неглавную по сценарию роль пригласили Владимира Высоцкого. В Одессе его еще не знали, и на худсовете больше понравился молодой парнишка, певший под гитару студенческий фольклор. Но когда прослушали Высоцкого, разговоров на эту тему больше не возникало. Режиссеры не ошиблись. Сюжет фильма все забыли, а песни живут до сих пор... Все его первые фильмы очень зрелищны, романтичны. Однажды он мне сказал: – Большая часть нашей жизни проходит в работе, значит, она должна быть такой, чтобы интересно было и жить, и трудиться. Я вот люблю горы и море. Поэтому один фильм буду снимать в горах, второй – на море. Вторым фильмом Говорухина стал «День Ангела» по рассказу Бориса Житкова «Механик Салерно». Все съемки проходили на море. Третий фильм – «Белый взрыв» снимали в горах северного Кавказа... Наблюдала такой забавный эпизод: актеры по всей строгости альпинистских предписаний в связке с ледорубами карабкаются в гору, а сбоку по тому же маршруту в обычных ботинках с кинокамерой в руках шел оператор-хакасец Василий Кирбижеков и снимал их... Следующим фильмом Говорухина был «Робинзон Крузо» – море, экзотические острова. Сценарий писал Феликс Миронер, к тому времени он утвердился в кино в качестве хорошего сценариста. Сценарий детектива «Контрабанда» Говорухин написал сам. Все действие, а, следовательно, и съёмки разворачивались на идущем теплоходе... Не все, что хочешь сказать людям, укладывается в рамки морской и горной натуры, и Станислав Сергеевич приступает к съёмкам пятисерийного телевизионного фильма «Место встречи изменить нельзя» по роману братьев Вайнеров «Эра милосердия»... Какой вышел фильм, объяснять не надо, фигуры Жеглова и Шарапова стали нарицательными. Редактор фильма Идея Алиевская показывала мне письмо от московской милиции с благодарностью – во время показа сериала ни одного преступления, ни в Москве, ни в области не произошло. В 1980 году по сценарию Станислава Говорухина режиссер Виллен Новак снял фильм «Вторжение», а в 1981 году Говорухин выступает как автор и как режиссер, снимая фильм «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», а в 1985 году приступает к съёмкам семисерийного фильма «В поисках капитана Гранта» – море, яхта, пляжи Болгарии – романтика! Работники съёмочной группы рассказали мне такой случай. В Болгарии на пляже снимали эпизоды к фильму «В поисках капитана Гранта» и что-то не ладилось очень сильно – сплошные нестыковки. Станислав Сергеевич нервничал, донимал всех замечаниями. Кто огрызался, а кто не смел, но нервы были взвинчены. Наконец Говорухин не выдержал, швырнул на песок свою куртку и ушел с площадки. Обозлившийся оператор Зельма подошел к куртке и со злостью пнул ее ногой. Стоявшие рядом творческие работники последовали его примеру. За ними потянулись и остальные работники съёмочной группы, куртку увлеченно пинали со всех сторон. Вдруг кто-то поднял голову и увидел, что на краю обрыва стоит режиссёр и наблюдает за истязанием, попыхивая трубкой. Все замерли в ожидании расправы. Говорухин медленно, спокойно спустился вниз. Так же медленно и так же спокойно подошел к своей куртке и стал с остервенением топтать ее. Все оторопели. После минутной паузы раздался хохот. Смеялись все. Инцидент был исчерпан... Из книги редактора Одесской киностудии Е. М. Рудых «Как делалось кино в Одессе». См.: https://mesto-vstrechi-odessa.od.ua/art_16_barin_glava_iz_knigi.html | |
|