Главная » 2022 Март 20 » Весна в питерской Одессе...
13:17 Весна в питерской Одессе... | |
В Санкт-Петербурге – весна. Видимо, уже настоящая, хотя на 60-й параллели (СПб делит её с Гренландией...) всё может быть. Становятся приятными прогулки. И, в том числе, по одесским местам города, которых в Питере – удивительно много. Например, в Центральном районе.
В Северной столице Одесскую улицу оживляет интересное изваяние – памятник Фонарщику 19 столетия. Местоположение для данной скульптурной композиции выбрано неслучайно. Именно здесь впервые начали изготавливать первые электрические осветительные приборы. Первый электрический фонарь создал знаменитый изобретатель Александр Николаевич Лодыгин. За это ученый был удостоен Ломоносовской премии. Его лаборатория-мастерская находилась рядышком с сегодняшним памятником, и испытания проводились тут же. Как записано в исторических документах, именно с Одесской улицы Петербурга, где в 1873 году впервые загорелись электрические фонари Лодыгина, электрический свет, который называли «русским», отправился по всему свету. Ирония памятника заключается в том, что из-за этого изобретения фонарщики по всей стране оказались не у дел. Первые фонари, которые появились на улицах Петербурга еще при Петре Великом, работали на масле, затем на керосине. Профессию фонарщика ввели в 1720 году, когда состоялось оснащение столицы фонарями. Фонарщики обходили десятки уличных фонарей для того, чтобы почистить от копоти плафоны, поменять в них фитили, пополнить горючим. И эта профессия была очень почетной. Однако стоит отметить тот факт, что с приходом электричества масляные фонари всё ещё освещали окраины города вплоть до 30-х годов прошлого века. На Одесской улице перед пешеходами предстает бронзовая бородатая фигура рабочего. Изображение воссоздает типаж фонарщика, характерный для представителей данной профессии в Петербурге 19-го столетия. На нем типичная одежда – длинный плащ и сапоги, на голове – фуражка с высоким околышем, на котором виднеется надпись, подтверждающая его поприще. Скульптурный фонарщик не загораживает тротуар, что говорит о скромности персонажа. Создается ощущение, что он как будто боится помешать движению прохожих. По окончании трудового дня уличный рабочий, изрядно уставший, отдыхает чуть поодаль, опираясь всем телом о заграждение и одной рукой на лестницу, в другой держит пустой бидон из-под масла. Его глаза полны грусти, взгляд выражает безысходность. Высота фигуры – 156 сантиметров, скульптуры, в целом, – 183 сантиметра. Памятник такого типа предложил возвести известный в Петербурге историк-краевед – Сергей Борисович Лебедев. Авторами проекта стали скульпторы: Борис Михайлович Сергеев и Ольга Николаевна Панкратова. За его установку отвечал архитектор Вадим Леонардович Спиридонов. Литье из бронзы выполнил мастер-литейщик Манзевитов. Памятник открыли в День основания города в 1998 году. С тех пор Одесская становится неким связующим звеном между прошлым и будущим, оригинальным символом научно-технического прогресса. Изваяние фонарщика, исторические старинные фонари на различных причудливых столбах, а также 2 мемориальные доски, сообщающие об электрическом новшестве, составляют скульптурную композицию Музея фонарей под открытым небом. И он входит в число бесплатных и интересных музеев Петербурга. Шесть фонарей-экспонатов не освещают улицу, зато как они ее украшают, погружая прохожих в далекие былые времена. Скульптурный ансамбль собирает вокруг себя немало людей, так как разлетелась молва по всему городу о том, что фонарщик приносит удачу. Существует такое поверье, если потереть его сапоги, то четко сформулированные желания сбываются. Поэтому сапоги фонарщика всегда начищены до блеска. А все, кто их трут, ждут только светлого будущего. Подробнее: https://peterburg.center/maps/pamyatnik-fonarshchiku-v-sankt-peterburge.html Монумент в честь Анны Андреевны Ахматовой (а для нас – Горенко, девочки с 12-й станции Фонтана...) располагается в маленьком скверике между Шпалерной улицей и Воскресенской набережной (ранее она называлась набережной Робеспьера). Открытие состоялось 18-го декабря 2006-го года – на сорокалетие ухода из жизни поэтессы. Трехметровая бронзовая скульптура стоит прямо напротив известной на всю Россию тюрьмы «Кресты». Часть набережной выбрана не случайно, Анна Андреевна сама указала на нее в поэме «Реквием». С этим местом связаны судьбы многих представителей интеллигенции, в том числе и самых близких для поэтессы людей: мужа Николая Пунина и сына Льва Гумилева. Впервые они попали в «Кресты» в 1935 году. Анна Ахматова регулярно навещала их, вместе с другими женами и матерями заключенных стояла в длинных очередях, чтобы передать продукты и вещи своим родным. Отчаявшись, Ахматова написала письмо И. В. Сталину с просьбой об их освобождении, и действительно добилась этого. В 1938 Льва Гумилева снова арестовали, почти полтора года ему пришлось провести в тюрьме до того, как его этапировали в колонию. И снова кабинеты тюремных начальников, бесконечные очереди и смиренная тоска… И я молюсь не о себе одной, Именно эти слова можно прочесть на постаменте установленного в честь Ахматовой памятника. Примечательно, что, хотя место для памятника сомнений, казалось бы, не может вызывать – они все же были. Звучали предложения установить монумент у здания Федеральной службы безопасности на углу Шпалерной улицы и Литейного проспекта, либо возле сорокового дома все по той же Шпалерной, и даже у Фонтанного дома, в котором Ахматова прожила более 30 лет. Однако решено было все же последовать воле Анны Андреевны, хоть это и было сопряжено с некоторыми трудностями: дело в том, что к 2006-му году напротив «Крестов» были построены новые (разумеется, элитные) дома с подземными парковками. Памятник пришлось устанавливать на крышу такой парковки c помощью свай. Проект скульптуры тоже выбирали с трудом, провели два конкурса. В первом могли поучаствовать все желающие, но по итогам этого соревнования решение так и не было принято. Во втором же свои предложения вносили только профессионалы, и предпочтение было отдано проекту Галины Додоновой и Владимира Реппо, который и был реализован спустя 8 лет на средства одного из жителей Санкт-Петербурга. Сейчас монумент вряд ли можно считать одним из самых посещаемых мест города: он расположен в стороне от основных туристических маршрутов, не выделяется большим размером и не способен развлечь пресыщенных путешественников. Однако для жителей города это – важное напоминание не только о замечательной поэтессе, но и о судьбе целого поколения. А также прекрасный повод вспомнить проникновенные стихи и задуматься о силе человеческого духа. Скульптор Галина Додонова о памятнике: «Я многое взяла из мифологии и поэзии. В фигуре Ахматовой заключены и жена Лота, оглянувшаяся и застывшая, как соляной столп, и Изида, идущая по Нилу в поисках тел мужа и сына. Застывшая в бронзе Ахматова – узнаваемая фигура: хрупкая, тонкая, одухотворенная, но в ней скрыто от посторонних глаз страдание, едва заметное в напряженном повороте головы, на расположенные через него “Кресты”». Подробнее: https://peterburg.center/maps/pamyatnik-anne-andreevne-ahmatovoy.html Но закончить хочется всё-таки весело. Когда смотришь на ТАКИЕ новые дома с ТАКИМ видом из окон, сам вспоминается одесский анекдот: « – А помнишь Осю, который живёт напротив тюрьмы? – Да, а шо? – Так теперь он живёт напротив своего дома...» Фото: Александр Кириченко | |
|