Главная » 2011 Июнь 5 » Визит к де Воллану
18:02 Визит к де Воллану | |
На схеме - номер восемь Кто сказал, что молодая крапива не обжигает? А урожай крапивы в этом году завидный. Все пространство Волковского лютеранского кладбища ею заросло и стоит она как подлесок. Но танки грязи не боятся. По ней, стало быть. Могила де Воллана стоит чуть в глубине, заставлена соседями. Поэтому ровной дорожки нет, не так, как у де Рибаса. Де Рибаса члены Клуба одесситов Санкт-Петербурга недавно навещали. А как же его друг и соратник, первостроитель Одессы и первопроектант одесского порта? И не только. Энциклопедическая статья начинается не менее, чем так: «Франц Павлович де Воллан (Франц-Павел Деволан, Де-Волант, Сент-Деволан) (фр. Francois Sainte de Wollant) (20 сентября 1752, Антверпен – 30 ноября 1818, Петербург) – первый инженер в армиях Г. А. Потёмкина и А. В. Суворова, первый архитектор Вознесенска, Одессы, Новочеркасска, Тирасполя, Овидиополя и др. городов, строитель первого чугунного моста в Петербурге, первый инженер во главе Ведомства путей сообщения, первый член Комитета министров от этого ведомства, первый русский гидротехник, создавший самую большую водную систему в Европе, связавшую Петербург с Волгой и Белым морем». На могиле, к сожалению, скромнее: «Здесь покоится прах Инженер-Генерала Франца Павловича Де-Воланта род. 1752 20 Сентября ум. 1818 30 Ноября». И спёрт кем-то верхний левый болт из нержавеющей стали, которыми отреставрированная мраморная табличка к обелиску привинчена. В чём разница, как видится, между «нашими Де»? (у кубинских и прочих революционеров есть «наш Че», а у членов КОСП есть «наши Де» – де Рибас и де Воллан, первостроители и дважды, стало быть, земляки) У де Рибаса Одесса была родным детищем, апофеозом карьеры, реализацией мечты жизни. «Одиссей вернулся в Итаку». Детище нужно было родить, вскормить, поставить на ноги, воспитать… У де Воллана Одесса – тоже детище. Но он – отец-герой. Его биография приводится на сайте Клуба одесситов Санкт-Петербурга. Только перечень грандиозных объектов транспортного и фортификационного строительства, выполненных под его руководством, по его планам и с его участием занял бы полторы страницы. И воспринимается наш Инженер-Генерал как масштабный, стратегический государственник, положивший начало единой сети путей сообщения Европейской части страны. И сейчас ею пользуемся, ремонтируя изредка… И всё равно он наш. Ведь, построив хорошо наш любимый город, разве можно что-нибудь другое делать плохо? Могила является мемориальной. Отреставрирована. Охраняется. Новые мраморные таблички по граням основания обелиска, увенчанного крестом. Находится легко, присутствует на генеральном плане кладбища. Заросла крапивой, конечно. Сохранился старый венок с персональной лентой. Стоит теперь ровно. И, конечно, цветы дорогому земляку. Царствие небесное! (поскольку Троица). В следующем сентябре нашему Инженер-Генералу исполняется 260 лет. Хочется думать, что вопрос о могилах предков, об их переносе больше не стоит… И слава Богу! (поскольку – Троица) | |
|