Главная » Архив материалов
Мы должны беречь друг друга! Жванецкий ушёл, оставив нам всё написанное, обдуманное, сыгранное, пережитое. Это всё — теперь наше! ЖИЗНЬ КОРОТКА |
В этот день, 4 марта 1904 года, в Одессе родился Георгий Антонович Гамов, советский и американский физик-теоретик, разработавший теорию «Большого взрыва», приведшего к образованию Вселенной. Также Гамов предложил науке первую модель генетического кода. Георгий рос в интеллигентной семье статского советника и преподавателя русского языка и литературы. Мама будущего ученого умерла, когда ему было 9 лет и все воспитание легло на плечи отца. В 1913 году Гамов поступил в Реальное училище В. А. Жуковского, которое окончил в 1920 году. В 1920-1921 гг. учился в Физико-математическом институте, где его педагогами были такие известные математики, как В. Ф. Каган, С. О. Шатуновский и молодой тогда преподаватель, впоследствии профессор Мичиганского университета Ю. Г. Рабинович. Через год, увлеченный физикой, Гамов решил уехать в Петроград. В 1924 году в Ленинград прибыли Лев Ландау и Дмитрий Иваненко. Гамов, Ландау и Иваненко создали группу по изучению теоретической физики. Летом 1928 года Гамов положил начало теоретической ядерной физике. Формула обоснования альфа-распада ядер сразу сделала автора знаменитым. В 1932 году Гамов становится самым молодым в истории членом-корреспондентом АН СССР. В 1934 году уезжает в Брюссель для участия в Сольвеевском конгрессе и больше не возвращается на Родину. После Брюсселя Георгий Антонович уезжает в США и остается там жить. Именно в США он выдвинул гипотезы «горячей Вселенной» и «Большого взрыва». Его космогоническая модель родилась в сороковые годы и превратила космогонию из философо-математической и астрономической науки в физическую. Умер Георгий Гамов 19 августа 1968 года. В Одессе имя Георгия Гамова носит сквер, расположенный по Балковской и Мельницкой улицам.
Просмотров: 140 |
|
Дата: 04.03.2021
|
5 марта в 20:00, арт-кафе «Coffee Art Hall», ул. Сытнинская, 14
Просмотров: 134 |
|
Дата: 03.03.2021
|
Николай Осипович Лернер (19 февраля [3 марта] 1877, Одесса – 14 октября 1934, Ленинград) – русский советский литературовед, историк литературы и пушкинист. Сын еврейского писателя и историка (на идише и иврите), сотрудника редакции «Одесского вестника» Осипа Михайловича (Иосифа Иегуды, Иосифа-Лейба) Лернера (1849, Бердичев – 1907, Одесса), руководителя театральной «труппы Лернера» в Одессе. Мать – одна из первых женщин-литераторов на идише Мария Лернер (урождённая Марьям Рабинович; 1860, Кишинёв – 1927, Германия), прозаик и драматург. Сёстры – пианистка Тина Лернер (1889–?) и певица Вера Лернер (1879–?). Окончил юридический факультет Императорского Новороссийского университета, работал присяжным поверенным. Сотрудничал в исторических и литературных журналах. Автор многих работ об Александре Пушкине: книг «А. С. Пушкин. Труды и дни», 1903 (второе издание – «Труды и дни Пушкина», 1910), «Проза Пушкина» (1922) и «Рассказы о Пушкине» (1929), статей, комментариев к стихам. За книгу «Труды и дни Пушкина» получил полную премию Лицейского Пушкинского общества. Кроме этого Лернер написал статьи о Виссарионе Белинском, Петре Чаадаеве, Аполлоне Григорьеве, Николае Лескове, Афанасии Фете. 18 марта 1931 арестован по обвинению в контрреволюционной агитации, а также скупке и нелегальной переправке музейных ценностей за границу. 29 марта дело прекращено, обвинения сняты. Освобождён 13 мая 1931.
Просмотров: 143 |
|
Дата: 03.03.2021
|
Юрий Карлович Олеша (19 февраля [3 марта] 1899, Елисаветград – 10 мая 1960, Москва) – русский советский писатель, поэт и драматург, журналист, киносценарист. Одна из ключевых фигур одесского литературного кружка 1920-х годов. Юрий Олеша родился 19 февраля (3 марта) 1899 года в Елисаветграде (сейчас Кропивницкий) в семье обедневших белорусских дворян. Род Олеши (первоначально православный) ведёт начало от боярина Олеши Петровича, получившего в 1508 году от князя Фёдора Ивановича Ярославича-Пинского село Бережное на Столинщине. Впоследствии род полонизировался и принял католичество. Отец, Карл Антонович Олеша, был акцизным чиновником; умер в 1940-е годы. Мать Олимпия Владиславовна (1875–1963) уже после смерти сына вернулась в Советский Союз. В последние годы, когда она уже была тяжело больна, за ней ухаживала жена умершего писателя, Ольга Густавовна Суок. Похоронена рядом с сыном. Старшая сестра Ванда (1897–1919) в юности умерла от тифа. Родным языком Юрия был польский. В 1902 году семья переехала в Одессу. Здесь Юрий поступил в Ришельевскую гимназию, играл в футбол за команду гимназии; ещё в годы учёбы начал сочинять стихи. Стихотворение «Кларимонда» (1915) было опубликовано в газете «Южный вестник». Окончив гимназию, в 1917 году Олеша поступил в Одесский университет, два года изучал юриспруденцию. «Ничего не усвоил за эти два университетских года. Сдал только один зачёт: теорию права». В Одессе он вместе с молодыми литераторами Валентином Катаевым, Эдуардом Багрицким и Ильей Ильфом образовал группу «Коллектив поэтов». Сотрудничал с «Бюро украинской печати» (Украинское отделение РОСТА). В годы Гражданской войны Олеша оставался в Одессе, в 1921 году переехал по приглашению В. Нарбута на работу в Харьков. Работал журналистом и печатал стихи в газетах, пережил бурный роман с Серафимой Суок. В 1922 году родители Олеши эмигрировали в Польшу. В 1922 году, после отъезда родителей, Олеша переехал в Москву, писал фельетоны и статьи, подписывая их псевдонимами Зубило и Касьян Агапов. Эти произведения публиковались в отраслевой газете железнодорожников «Гудок» (в ней печатались также Михаил Булгаков, Валентин Катаев, Илья Ильф и Евгений Петров). В Москве Олеша жил в знаменитом «писательском доме» в Камергерском переулке. «В нём буквально играло, веселилось моцартианское начало». В 1924 году Олеша написал своё первое большое прозаическое произведение – роман-сказку «Три толстяка», который был опубликован лишь четыре года спустя. Всё произведение проникнуто романтическим революционным духом. Это сказка про революцию, про то, как весело и мужественно борются против господства трёх жадных и ненасытных толстяков-властителей бедные и благородные люди, как они спасают их усыновленного наследника Тутти, оказавшегося украденным братом главной героини – девочки-циркачки Суок, и как весь народ порабощённой страны становится свободным. В 1927 году в журнале «Красная новь» был опубликован роман «Зависть», одно из лучших произведений советской литературы о месте интеллигенции в послереволюционной России. Романтизм революции и связанные с ней надежды, присущие сказке «Три толстяка», резко потонули в новых сложившихся условиях. Многие литературные критики называют «Зависть» вершиной творчества Олеши и, несомненно, одной из вершин русской литературы XX века. В 1929 году автор написал по этому роману пьесу «Заговор чувств». Книгу «Три толстяка» Олеша посвятил Валентине Леонтьевне Грюнзайд, за которой он ухаживал во время работы над сказкой. К моменту опубликования книги она уже стала женой писателя Евгения Петровича Петрова (Катаева). Впоследствии Олеша женился на сестре своей бывшей гражданской жены Серафимы Суок – Ольге (1899–1978). Воспитывал её сына от первого брака, который в 17 лет покончил с собой. В пейзаж новой «индустриальной» литературы Олеша вписаться не смог. В 1930-е и последующие годы из-под его пера не вышло крупных художественных произведений. «Он создавал арки и не мог сомкнуть их своды», – писал о нём Виктор Шкловский. Слишком ясна стала невостребованность в новом советском государстве его героев-мечтателей. На Первом съезде Союза писателей Олеша произнёс покаянную речь, где уподобил себя главному герою романа «Зависть» Николаю Кавалерову: «Кавалеров – это я сам. Да, Кавалеров смотрел на мир моими глазами: краски, цвета, образы и умозаключения Кавалерова принадлежат мне. И это были наиболее яркие краски, которые я видел. Многие из них пришли из детства или вылетели из самого заветного уголка, из ящика неповторимых наблюдений. Как художник, проявил я в Кавалерове наиболее чистую силу, силу первой вещи, силу пересказа первых впечатлений. И тут сказали, что Кавалеров – пошляк и ничтожество. Зная, что много в Кавалерове есть моего личного, я принял на себя это обвинение в пошлости, и оно меня потрясло». Литературовед А. Гладков назвал выступление Олеши, развенчивающее Кавалеровых как пережиток старого режима, «автобиографическим самооговором»: «Запретив себе в искусстве быть самим собой, Олеша стал никем. Таков суровый и справедливый закон творчества. Или ты – это ты, или – никто». Сам Олеша так объяснял в письме к жене свой творческий кризис: «Просто та эстетика, которая является существом моего искусства, сейчас не нужна, даже враждебна – не против страны, а против банды установивших другую, подлую, антихудожественную эстетику». В 1930-е годы по заказу МХАТа Олеша работал над пьесой о нищем, «в основе которой лежала владевшая им мысль об отчаянии и нищете человека, у которого отнято всё, кроме клички „писатель“». Критическое отношение к советской действительности сквозит и в пьесе «Список благодеяний» (1930), которую под давлением цензуры пришлось переписать. Поставленный Мейерхольдом спектакль три сезона давал полные сборы, после чего был снят (не по цензурным соображениям). В 1937 году выступил в «Литературной газете» со статьёй «Фашисты перед судом народа», обличая бывших руководителей партии, обвинённых в создании подпольного параллельного троцкистского центра, и воспевая Сталина: «Они покушались на Сталина. На великого человека, сила которого, гений, светлый дух устремлёны на одну заботу – заботу о народе. Мерзавцы, жалкие люди, шпионы, честолюбцы, завистники хотели поднять руку на того, кому народ сказал: ты сделал меня счастливым, я тебя люблю. Это сказал народ! Отношение народа к Сталину рождает в сердце такое же волнение, какое рождает искусство! Это уже песня!» В годы войны Олеша жил в эвакуации в Ашхабаде, работал там на радио, вернулся в Москву только в 1947 году. Обстановка в стране и в культуре оказывала на Олешу заметное угнетающее воздействие. Писать по канонам соцреализма он не хотел и не мог. «Всё опровергнуто, и всё стало несерьёзно после того, как ценой нашей молодости, жизни – установлена единственная истина: революция», – записал он в своём дневнике. В 1930-х годах многие друзья и знакомые писателя были репрессированы, главные произведения самого Олеши с 1936 по 1956 год не переиздавались. После возвращения из эвакуации Олеша, потерявший право на московскую жилплощадь, жил в квартире Казакевича. В последние годы жизни его часто можно было видеть в Доме литераторов, но не выступающим в залах, а внизу, в ресторане, где он просиживал со стаканом водки. Денег у него не было – удачливые советские литераторы почитали за честь угостить истинного писателя, прекрасно осознавая его огромный талант. Однажды, узнав, что существуют разные категории похорон советских писателей, он поинтересовался, по какой категории похоронят его. Ему объяснили, что похоронили бы его по высшей, самой дорогой категории. Олеша в ответ спросил, нельзя ли похоронить его по самой низкой категории, а разницу вернуть сейчас?.. Пристрастие к спиртному подорвало крепкое здоровье писателя. Олеша скончался в Москве 10 мая 1960 года от сердечного приступа. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище (1 уч. 1 ряд). О том, что дар художника не был им утрачен, свидетельствуют многочисленные дневниковые записи Олеши, обладающие качествами подлинно художественной прозы. Уже при жизни писателя, в 1956 году, под названием «Ни дня без строчки» были опубликованы первые выдержки из его дневника. Позже, в 1961 году, появилось расширенное издание. В отборе и составлении книги принимал участие Виктор Шкловский. Отдельное издание вышло в 1965 году. В книге Олеши прихотливо перемешаны автобиографические сюжеты, размышления автора об искусстве и о происходящем вокруг. Существенно дополненное издание дневников Олеши увидело свет в 1999 году под названием «Книга прощания» (редактор В. Гудкова). См.: Википедия
Просмотров: 158 |
|
Дата: 03.03.2021
|