Главная » Архив материалов
Международный день родного языка (на других официальных языках ООН: англ. International Mother Language Day, араб. اليوم العالمي للغة الأم, исп. Día Internacional de la Lengua Materna, кит. 國際母語日, фр. la Journée internationale de la langue maternelle) — учреждён решением 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в ноябре 1999 года и отмечается 21 февраля с 2000 года ежегодно с целью защиты языкового и культурного многообразия. ЮНЕСКО намерена создать систему превентивного мониторинга, призванную отслеживать состояние языков, находящихся под угрозой исчезновения, и содействовать исправлению ситуации. По оценкам ЮНЕСКО, половина из 6 тысяч языков мира находится под угрозой исчезновения. В 2009 году ЮНЕСКО признала 136 языков на территории России находящимися под угрозой исчезновения. Дата совпадет с Днём движения за бенгальский язык, который отмечается в Бангладеш как день памяти о кровавых событиях 1952 года – день, когда пакистанская полиция расправилась со сторонниками признания бенгальского языка в качестве официального языка в восточном Пакистане (Бангладеш с 1971 года). Генеральная Ассамблея ООН поддержала решение об объявлении Международного дня родного языка (Резолюция № Α/RES/56/262) и призвала государства-членов ООН и Секретариат ООН способствовать защите и сохранению всех языков народов мира. |
Марк Семенович Донской родился (21 февраля) 6 марта 1901 года в Одессе. Окончив правовое отделение Симферопольского университета, он работал в следственных органах и Верховном суде Украины. Во время Гражданской войны служил в Красной Армии. Уже тогда он увлекался литературой – писал рассказы и даже выпусти два сборника. Его путь в кино начался в 1926 году, когда Марк Семенович привез в Москву свой сценарий «Последний оплот» (из истории крымского подполья), который был сразу же куплен. Несколько лет он проработал на Ленинградской киностудии – сначала ассистентом режиссера и помощником по монтажу, а потом начал снимать самостоятельно. Первые фильмы, поставленные Донским совместно с М. А. Авербахом, – «В большом городе» (1928), «Цена человека» (1929). Известность принёс ему фильм «Песня о счастье» (1934, совместно с В. Г. Легошиным). Наиболее значительные произведения Донского 1930-х – кинотрилогия о детстве и юности М.Горького – «Детство Горького» (1938), «В людях» (1939), «Мои университеты» (1940). В фильмах Донского формирование личности писателя показано на широком фоне провинциальной жизни дореволюционной России. В годы Великой Отечественной войны Донской поставил фильмы «Как закалялась сталь» (1942), «Радуга» (1944), «Непокорённые» (1945). В 1944 году голливудская Академия искусств, признав фильм «Радуга» выдающимся произведением мирового киноискусства, присудила ему высшую свою премию – «Оскара». Но по неизвестной причине приз этот, увы, так и не был вручен режиссеру. В своей стране за картину «Радуга» Марк Донской получил еще одну почетную награду – Сталинскую премию СССР... Большим достижением Донского стал фильм «Сельская учительница» (1947), где в главной роли снялась Вера Марецкая. В 1956 году ЮНЕСКО распространила каталог с именами 28 самых великих кинематографистов. Вместе с Эйзенштейном, Пудовкиным, Довженко в этом списке занял почетное место и Марк Донской. К творческим достижениям режиссера можно отнести и фильмы «Мать» (1956) и «Фома Гордеев» (1959), снятые по произведениям Горького. В 1960-е Марк Донской обратился к ленинской теме, поставив фильмы «Сердце матери» (1966) и «Верность матери» (1967). Всего в фильмографии режиссера более 20 картин, и хотя не все они были «приняты» в Советском Союзе, но высоко оценены на различных престижных международных кинофестивалях. Народный артист СССР, лауреат нескольких государственных премий и ряда кинематографических кинофестивалей – Донской был награжден двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, медалями и другими наградами. Скончался Марк Семенович Донской в Москве 21 марта 1981 года, был похоронен на Новодевичьем кладбище столицы.
Просмотров: 158 |
|
Дата: 21.02.2021
|
18 февраля 1921 года в Одессе родился Оскар Борисович Фельцман, советский и российский композитор. Народный артист России. Автор таких известных песен как «Теплоход», «Ландыши», «Черное море мое…», «Я верю, друзья» («Четырнадцать минут до старта»), «Ходит песенка по кругу», «Венок Дуная», «На тебе сошелся клином белый свет…», «Огромное небо», «За полчаса до весны» и др. Музыка с детства стала его увлечением: в 5 лет начал учиться игре на скрипке, однако вскоре перешел на фортепиано; в 6 лет сочинял музыку – первый стала фортепианная пьеса «Осень». В дальнейшем Оскар быстро овладел музыкальной грамотой, прошел серьезный курс обучения. В 1939 году поступил на композиторский факультет Московской консерватории. Большой успех снискала его виолончельная соната, впервые исполненная в Малом зале консерватории, где партию рояля исполнял сам автор. С началом Великой Отечественной войны композитор был эвакуирован в Новосибирск, где продолжил писать музыку для филармонии, Ленинградского Александринского театра, Еврейского театра Белоруссии. Для Московского театра оперетты Фельцман написал оперетту «Синий платочек», а знакомство с этим театром повлияло на выбор в пользу «легкого жанра». По возвращению в Москву в 1945 году он продолжил работу над серьезными произведениями и вступил в Союз композиторов, но не забыл и оперетту. В театрах страны появились его музыкальные комедии – «Чужая ночь», «Воздушный замок» и другие, ставшие аншлаговыми, а к Фельцману пришли успех и признание. Композитор писал музыку и к цирковым номерам и эстрадным представлениям. В 1950-х годах написал несколько песен – первой из них была «Теплоход», которая в исполнении Леонида Утесова моментально стала всесоюзным шлягером. Большую популярность обрела и песня «Ландыши», но её признали «идеологически несостоятельной» и автор оказался в опале на 23 года. Тем не менее, его песни постоянно звучали по радио и в концертах. Песенный талант Оскара Борисовича позволил ему пережить несправедливость, его творчество стало востребованным. Он сотрудничал с такими поэтами, как О. Фадеева, А. Вознесенский, Р. Гамзатов, Е. Долматовский, М. Матусовский, Р. Рождественский, М. Танич. Его песни исполняли Л. Утесов, М. Магомаев, И. Кобзон, В. Толкунова, Л. Лещенко, С. Ротару, М. Бернес, В. Трошин, Л. Серебренников, Э. Пьеха и др. Фельцман написал множество песен, таких как «Венок Дуная», «На тебе сошелся клином белый свет…», «Черное море мое…». Его песня «Я верю, друзья», написанная весной 1961 года, звучала во время полета Юрия Гагарина в космос. В 1980 годах организовал для своих авторских концертов ансамбль «Огни Москвы» с солисткой Ириной Аллегровой, который после 2 лет успешных выступлений передал Давиду Тухманову. Оскар Фельцман сочинил ряд камерных произведений, он автор балета «Венера Ильская», написанного для «Русского балета» В. Гордеева, и нескольких книг. В честь него, кавалера нескольких орденов и многократного Лауреата песенных фестивалей, на Аллее «звезд» в Москве открыта и его «звезда». Скончался Оскар Борисович Фельцман 3 февраля 2013 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
Просмотров: 166 |
|
Дата: 18.02.2021
|
Николай Фёдорович Гамале́я (5 [17] февраля 1859, Одесса – 29 марта 1949, Москва) – российский и советский врач, микробиолог и эпидемиолог, почётный член АН СССР (с 1940), академик АМН СССР (1945). Лауреат Сталинской премии (1943). Родился в семье отставного полковника Фёдора Михайловича Гамалеи, был двенадцатым ребёнком в семье. Его дед Михаил Гамалея (1749–1830) был врачом, написал в 1789 году монографию о сибирской язве, которая была переведена на немецкий язык. В 1880 году окончил Новороссийский университет, а в 1883 году – Петербургскую военно-медицинскую академию. По окончании академии он вернулся в Одессу, где начал работать в больнице Осипа Мочутковского. Он одним из первых в Российской империи начал развивать отечественную бактериологию. В 1885 году на конкурсной основе Николая Федоровича избрали для командировки в Париж в лабораторию Луи Пастера для углубления опыта в области бактериологии. По приезде в Париж на протяжении года изучал в лаборатории Пастера бешенство. Изучив метод приготовления вакцины и методику прививки против бешенства, вернулся в Одессу. Здесь, совместно с Ильёй Мечниковым, он основал городскую лабораторию (ныне – НИИ имени Мечникова) для проведения научно-исследовательской работы, где вскоре начал прививку подопытных животных (кроликов). В 1886 году, при содействии Луи Пастера, Гамалея учредил совместно с Мечниковым и Бардахом первую в России (и вторую в мире) бактериологическую станцию и впервые в России осуществил вакцинацию людей против бешенства. За первые 3 года своей деятельности Одесская станция сделала прививку приблизительно 1500 человек. Смертность, составлявшая около 2,5 %, с усовершенствованием метода снизилась до 0,61 %. В 1887 году активизировалась консервативная критика относительно Луи Пастера и его методов лечения – его подвергли жёсткой обструкции на заседании Парижской медицинской академии. В результате в Англии была создана специальная комиссия по проверке пастеровского метода во главе с известным профессором Педжетом. Имея на руках накопленный на тот момент опыт работы Одесской бактериологической станции и убедительную статистику её успешных прививок, Гамалея выехал в Англию, где выступил на заседании комиссии, организовав уверенную защиту новаторских идей Пастера и бактериологов. В течение пяти последующих лет Гамалея, постоянно находясь между Парижем и Одессой, помогал Пастеру в борьбе с реакционными научными работниками, приобретая теоретический и практический опыт. Практика прививок в Одессе, углублённая научными поисками Николая Фёдоровича Гамалеи и его сотрудника доктора Якова Бардаха, послужили основанием для учёных полностью подтвердить принципы пастеровского метода. В 1892 году, вернувшись в Россию, защитил докторскую диссертацию «Этиология холеры с точки зрения экспериментальной патологии» (опубликована в 1893 году). С 1899 по 1908 год он был директором основанного им Бактериологического института в Одессе. В рамках его деятельности изучал роль корабельных крыс в распространении болезни, а в 1901–1902 годах Николай Гамалея руководил противоэпидемическими мероприятиями во время вспышки чумы в Одессе, организовав сплошную дератизацию. В последующие годы вёл борьбу с холерой на юге России. В 1908 году впервые доказал, что сыпной тиф передается через вшей. Он также много работал над профилактикой тифов, холеры, оспы и других инфекционных заболеваний. В 1910 году впервые обосновал значение дезинсекции в целях ликвидации тифа. В 1910–1913 годах издавал и редактировал журнал «Гигиена и санитария». В 1912 году переехал в Санкт-Петербург. С 1912 по 1928 год он руководил Петербургским (Петроградским) оспопрививательным институтом имени Дженнера. По его инициативе, с помощью разработанного им метода приготовления противоосповой вакцины, в 1918 году в Петрограде была проведена всеобщая прививка от оспы, принятая затем по всей стране, согласно декрету от 10 апреля 1919 года, подписанному Лениным. В 1918–1919 годах изучал методы приготовления вакцины от сыпного тифа. С 1930 по 1938 год был научным руководителем Центрального института эпидемиологии и микробиологии в Москве (в настоящее время институт носит его имя). С 1938 года и до конца жизни работал профессором кафедры микробиологии 2-го Московского медицинского института, с 1939 года он был заведующим лабораторией института эпидемиологии и микробиологии АМН СССР. С 1939 года – председатель, впоследствии почётный председатель Всесоюзного общества микробиологов, эпидемиологов и инфекционистов. В последние годы жизни учёный разрабатывал вопросы общей иммунологии, вирусологии, изучал оспу, грипп (в 1942 году им был представлен метод профилактики гриппа путём обработки слизистой оболочки носа препаратами олеиновой кислоты), интенсивно разрабатывал проблему специфического лечения туберкулёза. Умер 29 марта 1949 года в Москве; похоронен на Новодевичьем кладбище.
Просмотров: 151 |
|
Дата: 17.02.2021
|
«Красота Веры – женский идеал начала XX века: тонкий профиль под копной черных кудрей, нежная девичья шея, густая тень от длинных ресниц. Миниатюрная, изящная, с точеными плечами и «японской» ножкой в туфельке 33-го размера. Восхищала грациозная пластика актрисы, какая-то милая застенчивость. И почему-то всегда грустно глядели с экрана большие, глубокие, серые глаза Веры Холодной». Киновед Н. Зоркая
Холодная – это не псевдоним, а фамилия по мужу. В девичестве Вера Васильевна Левченко, дочь гимназического учителя. Будущая королева немого кино родилась 5 августа 1893 года в Полтаве. Когда ей исполнилось 2 года семья переезжает жить в Москву. Вера получила образование в частной гимназии Перепёлкиной, а ещё спустя год, отлично сдав экзамен, была принята в балетное училище Большого театра. Однако, здесь она училась не долго. И по настоянию бабушки, ее забрали из балетной школы, о чем в дальнейшем Вера очень сожалела. Первую эпизодическую роль Вера холодная сыграла в фильме «Анна Каренина» режиссера Владимира Гардина. Мэтра поразила эффектная внешность девушки. В. Холодная появилась в сцене на балу в роли итальянки-кормилицы, приносящей Анне нелюбимую дочь. Затем ее заметил кинорежиссер Евгений Бауэр. Он готовился к постановке фильма «Песнь торжествующей любви». Красивая и совершенно неопытная актриса сыграла в нем девушку-сомнамбулу. И «Песнь», и Холодную ждал огромный успех! До наших дней не установлено точно, сколько ролей сыграла Вера Холодная в кино. По разным данным, от 50-ти до 80-ти. Впрочем, сохранилось крайне мало лент, по одним данным – пять, по другим – восемь. Александр Вертинский посвящал ей «ариетки», Станиславский приглашал во МХАТ на роль Катерины из «Грозы» А. Н. Островского. Она говорила: «Я сама не верю в то, что существую, мне кажется, что есть только тень на экране». Финал жизни Веры Васильевны Холодной вышел трагическим. В 1918 году она снималась в Одессе, в ателье Дмитрия Харитонова. Жить и работать в голодной, революционной Москве не было возможности. Уезжать из России В. Холодная не хотела, о чем даже сообщала в прессе. Умерла она внезапно. Официальная версия – осложнения после гриппа-испанки. Смерть всеобщей любимицы Веры Холодной поразила всю страну, несмотря на бушевавшую Гражданскую войну. Кинодраматург Алексей Каплер вспоминал: «16 февраля 1919 года в Одессе на Соборной площади стояла молчаливая толпа. Было нечто тревожное, пугающее в молчании обычно по-южному шумных, общительных, экспансивных одесситов. По временам к дому подъезжал экипаж. Люди расступались, пропускали его и снова смыкались. Там, в доме, за окнами, на которые были устремлены взгляды, умирала молодая женщина – любовь всего города, любовь России, «королева экрана» Вера Холодная. Болезнь – «испанка» – протекала трагически тяжело, как легочная чума. Помочь было невозможно… Весь этот холодный февральский день, до самого вечера, не расходилась толпа. Кто-то уходил, но снова возвращался, появлялись все новые и новые люди, шепотом задавали вопросы, им шепотом отвечали. Вечером в половине восьмого из подъезда дома, рыдая, выбежала какая-то девчонка, и через мгновенье все уже знали: умерла! На ступенях лестницы, не скрываясь, не стесняясь слез, плакал знаменитый профессор Усков, которому не удалось спасти больную…» Сразу же поползла волна слухов о подлинной причине смерти всеобщей любимицы. Валентин Катаев в очерке «Записки о гражданской войне» писал: «Говорили о какой-то измене, говорили о близком падении города, говорили об одной очень известной кинематографической артистке, имевшей близкое отношение к генералу Франше д’Эспере и игравшей выдающуюся роль в предлагавшейся сдаче города красным. Незадолго до падения города эта кинематографическая артистка умерла от болезни, называвшейся «испанкой»… Однако молва приписала ее смерть русской контрразведке. Говорили, что артистка была подкуплена большевиками и должна была заставить своего любовника, французского генерала, сдать город …» Выдвигались и другие версии – например, за шпионаж в пользу белых Веру Васильевну расстреляли революционные матросы на крейсере «Алмаз», а труп выбросили в море. Сочинялись и пошлые романтические сюжеты. По одной из легенд, французский консул Энно, который якобы ухаживал за актрисой, прислал ей в номер гостиницы большой букет, и она умерла, задохнувшись в аромате белых лилий. По другой легенде, Веру Холодную задушил из ревности деникинский генерал Гришин-Алмазов. 20 февраля на Соборной площади толпа была необъятной. Сохранился фильм «Похороны Веры Холодной», который уже через три дня шел на экранах. В Москве актеры в Художественном театре организовали гражданскую панихиду. В день похорон отменены все спектакли в театрах». Вера Холодная погребена на 1-м Христианском кладбище. Его не существует – в 1932 году на том месте разбит парк (имени Ильича, ныне – Преображенский). Есть свидетельства, что ограду могилы актрисы использовали позднее, на Втором христианском кладбище. В браке с Владимиром Холодным у Веры родилась дочь Евгения. А Нонну супруги удочерили. Муж Веры принимал участие в Первой мировой войне, в 1915 году он тяжело ранен и награждён за храбрость золотым оружием. После ранения вынужденно вернулся в Москву. Известие о смерти жены он перенёс тяжело и пережил ненадолго – вскоре Владимира Холодного арестовали сотрудники ВЧК. Он расстрелян в конце 1919 года. Сестра Веры, Софья, осталась в Одессе, стала балериной театра оперы и балета, вышла замуж, у нее было двое детей. Другая сестра, Надежда, вышла замуж за грека и приняла греческое подданство. Взяла на воспитание обеих дочерей покойной сестры, а в 1920-х годах эмигрировала в Турцию. На Втором христианском кладбище в Одессе, в ограде могилы кинорежиссёра П. И. Чардынина, установлен кенотаф Веры Холодной. Имя Веры Холодной также выбито на коллективном кенотафе, который родственники Веры Холодной, уехавшие в США, установили на русском кладбище в Сан-Франциско.
Просмотров: 146 |
|
Дата: 16.02.2021
|