Главная » Архив материалов
Эдуард Георгиевич Багрицкий родился в Одессе 22 октября 1895 года и прожил в любимом городе тридцать лет. При рождении он носил другую фамилию – Дзюбин, но всю жизнь предпочитал скрываться за псевдонимами. Обстоятельные евреи Годель Мошкович и Ита Абрамовна Дзюбины видели своего сына будущим инженером, юристом или врачом, но Эдуард не оправдал их надежд. В реальном училище учился кое-как, получая хорошие оценки только по истории, русскому языку и литературе, потом окончил курсы землемеров, но по профессии, естественно, не работал. К двадцати годам скромный неуклюжий мальчик превратился в атлетически осложненного молодого мужчину со шрамом на лице, полученным еще в детстве. Он писал стихи в жанре неоромантизма, подражая своим любимым писателям (Н. Гумилеву, Р. Стивенсону, М. Кузмину), обожал выступать на публике. Знакомые очень удивлялись, когда узнавали, что этот здоровяк с девяти лет страдает от астмы. В те годы Одессу охватила мода на литературный труд, так что молодой писатель был очень востребован. Будучи членом литературного кружка «Аметистовые уклоны», он получил возможность издаваться в альманахах. С 1915 года в печати начали появляться стихи неких Нины Воскресенской и Эдуарда Багрицкого. Именно такие псевдонимы выбрал себе юноша. «Ниной» он был недолго, а вот фамилия «Багрицкий» его в итоге прославила. Эдуард вращался в литературных кругах, из которых вышли многие знаменитые одесситы: И. Ильф, В. Инбер, В. Катаев, С. Кирсанов, Л. Славин и другие. Революция 1917 года полностью изменила не только жизнь Багрицкого, но и его творчество, вынудив отречься от старых идеалов. В отличие от Мандельштама, Анны Ахматовой, Пастернака и других писателей, он не противостоял коммунистическим догмам, а защищал их всей душой, что помогло ему достичь определенных высот. Например, в честь него названы улицы в Москве и других городах. В 1918 году он участвовал в гражданской войне и занимался коммунистической пропагандой. Вернувшись в Одессу, продолжил активное сотрудничество с советской властью, публиковался в журналах и газетах под разными псевдонимами. В 1920 году женился на Лидии Суок, через два года у них родился сын Всеволод. В те годы Багрицкий тесно общался с Юрием Олешей и Владимиром Нарбутом, женатыми на родных сестрах его жены. В 1925 году Катаев уговорил Багрицкого переехать в Москву. Там писатель быстро освоился. Сначала вступил в группу литераторов «Перевал», через год присоединился к писателям-конструктивистам, а в 1930 году стал членом ассоциации пролетарских писателей. В 1928 году у поэта вышел первый сборник его стихов, в 1932 году – второй и последний. Обострившаяся хроническая астма унесла жизнь тридцативосьмилетнего писателя 16 февраля 1934 года. |
Николай Николаевич Ланге (12 (24) марта 1858, Санкт-Петербург – 15 февраля 1921, Одесса) – русский психолог, ученик и последователь основателя петербургской школы университетской философии и психологии М. И. Владиславлева. После окончания Санкт-Петербургской второй гимназии (1878) и историко-филологического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета (1882) был оставлен на кафедре философии. В следующем 1883 году был направлен на стажировку в Германию и Францию, где слушал философские курсы за границей и работал в психологическом институте Вильгельма Вундта. Интересные результаты этой работы, касающиеся внимания, были опубликованы сначала в «Philosophische Studien» Вундта (т. IV), а затем, в переработанном виде, в книге: «Психологические исследования. Закон перцепции. Теория волевого внимания» (Одесса, 1893). В 1888 г. получил степень магистра философии за работу «История нравственных идей XIX века». В 1894 г. Н. Н. Ланге защитил докторскую диссертацию «Психологические исследования: Закон перцепции. Теория волевого внимания», в которой выступил как один из основоположников российской и видный представитель мировой опытной и экспериментальной психологии конца XIX. Выступив в качестве приват-доцента по философии в Санкт-Петербургском университете, Ланге вскоре был назначен в Одессу, на кафедру философии Новороссийского университета (ныне – Одесский национальный университет имени И. И. Мечникова), которую занимал продолжительное время. С 1888 приват-доцент, затем профессор Новороссийского университета (Одесса), где в 1896 организовал одну из первых в стране экспериментальных психологических лабораторий. Занимался проблемами восприятия, внимания, памяти, мышления на основе понимания двигательных реакций как первичных по отношению к собственно психическим процессам. Сформулировал закон перцепции, согласно которому восприятие имеет стадиальный характер от обобщённого к дифференцированному образу. Автор моторной теории внимания, в соответствии с которой, колебания внимания при так называемых двойственных изображениях определяются движениями глаз, обегающих изображённый контур. Учеником Н. Н. Ланге был один из видных психологов Д. Г. Элькин.
Просмотров: 148 |
|
Дата: 15.02.2021
|
Мелкий случай из местных хроник...
Просмотров: 137 |
|
Дата: 14.02.2021
|
«И если б не было Одессы — что б я делал?..» В далеком, теперь уже 64-м году по телевизору показывали очередной «Голубой огонек». Известный композитор Аркадий Островский присел к роялю и с хитринкой переспросил: «А можно… возможно?». Кажется, так. После чего напел незатейливую песенку под названием «Возможно». Песенку, конечно, о любви и о том, что для влюбленных все возможно и «ничего невозможного нет». Именно поэтому: … И очень возможно пути их сойдутся, Внезапно услышав с экрана слово «Одесса», я вздрогнул от неожиданности. Не так-то часто из Москвы, да еще по Центральному телевидению (!), упоминали Одессу. Тогда конечно, я не задумывался, кто автор слов песенки «Возможно», ставшей весьма популярной, особенно в исполнении Майи Кристалинской, и как, собственно, туда попала именно Одесса?! Иркутск и Орел, понятно, были упомянуты исключительно из-за рифмы… Так состоялось первое знакомство с замечательным поэтом-песенником, коренным одесситом Игорем Шафераном. Вот почему Одесса (его Одесса!) была тогда на слуху всего Союза. Наверняка, нынешнему поколению одесситов, да не только одесситов, фамилия Шаферан ни о чем не говорит. И все же. Достаточно перечислить лишь некоторые произведения, созданные Игорем Шафераном, чтобы составить представление о его вкладе в отечественную культуру. Зачастую, напевая те или иные слова, запавшие в душу, мало кто догадывается, что написаны они Игорем Шафераном. Вот только небольшое перечисление его песен: «А самолеты сами не летают» (муз. Я. Френкеля) — исп. Я.Френкель Песни на стихи Игоря Шаферана пели самые известные исполнители — И. Кобзон, Л.Лещенко, М. Магомаев, Л. Зыкина, Э. Пьеха, В. Толкунова, М. Бернес, В. Кикабидзе, В. Ободзинский, М. Кристалинская, А. Герман, С. Ротару. Игорь Шаферан работал много и плодотворно. Когда же возникали определенные творческие паузы, народ начинал беспокоиться. В те годы Шаферан даже удостоился распространённой в Москве частушке: «… Опечален шах Ирана: Мол, даже далекий и невозмутимый шах Ирана(!) тоже как-то переживает… Это, конечно, шутка, но наряду с Леонидом Дербеневым и Михаилом Таничем, Игорь Шаферан по праву входил в тройку лучших поэтов-песенников страны. Творчество — творчеством, а что сегодня известно о жизни Игоря Шаферана? Как все складывалось? Какими путями-дорогами шел этот одесский паренек, чтобы занять свое место на человеческом и творческом олимпах? Увы! Сведения, приведенные в различной литературе, тем более в интернет-изданиях, как правило, изобилуют значительными ошибками и неточностями, порой обидными… Начнем с самого начала. Гарольд Давидович Шаферман появился на свет 13 февраля 1932 г. в Одессе. Согласно справки ЗАГС Правительства Москвы, в мае 1960 г. фамилия и имя изменены на Игорь Шаферан (запись №26 от 17.05.1960 г.). Итак, Гарик Шаферман родился в Одессе, на Малой Арнаутской, 87, кв. 12 (тогда ул. Воровского). Учился в школе №118 (ул. Малая Арнаутская, угол Преображенской), в 1950 г. окончил школу рабочей молодежи №11 (теперь здание Института усовершенствования учителей, Барятинский пер., 8). Кстати, в те же годы, с «разницей в два класса», в школе №118 учился и Михаил Михайлович Жванецкий (1934 г.р.). Однако, в то время с Гариком Шаферманом он знаком не был, познакомились они уже в Москве. Широко распространённая легенда о том, что Игорь Шаферан плавал механиком на китобойной флотилии «Слава» тоже не подтверждается. Как следует из автобиографии, в 1948 г. он поступил на работу в объединение «Совтанкер» Черноморского Государственного морского пароходства. Однако, ни в одной судовой роли фамилия Шаферман не упоминается, т.е. в плавсоставе «Совтанкера» он не значился, а, очевидно, занимал какую-то «береговую» должность в самом управлении. Но море и все морское притягивало его всю жизнь. Забегая вперед, у Игоря Шаферана множество стихов на морскую тематику. А одни из самых-самых первых — «Будни» и «Матросы» — давнишние публикации в журнале «Юность», №7, 1958г. Вот эти два, увы, уже забытые стихотворения, написанные со знанием дела, с глубоким проникновением в морскую специфику. МАТРОСЫ Тяжело приходилось бывало БУДНИ Мальчишкой мне казалось, что на судне А где-то очень смелые на судне Да, «выйти в моряки» не получилось, хотя и на берегу трудностей было предостаточно. В августе 1951 г. Гарик Шаферман поступает в Одесский сельскохозяйственный институт, на зоотехнический факультет. Почему именно в сельскохозяйственный институт? Вряд ли это говорит о его призвании. Скорее всего, в те годы с такой анкетой в Одессе других вариантов почти не просматривалось… Тем не менее, учился хорошо, активно занимался спортом — волейболом и боксом. В сентябре 1952 г. отчислен из института «в виду перевода в другое учебное заведение». Другое учебное заведение — некая Военная академия (?!). Возможно, «фокус» с Военной академией был придуман, чтобы наверняка отпустили из Одесского сельхозинститута. По некоторым данным, его, как хорошего волейболиста, переманили во Фрунзенский сельхозинститут, пообещав, что будет включен в сборную Киргизии для участия в Спартакиаде народов СССР. Так что, после Одессы он, очевидно, учился (числился?) во Фрунзенском сельхозинституте. Оттуда уже и переехал в Москву, где пытался поступить в Литературный институт им. А.М. Горького. С первого раза не получилось, год отучился в Тимирязевской академии. В 1962 г. Шаферан окончил Литературный институт по специальности «литературная работа» (диплом С №214036). Жилось довольно трудно, поэтому, в 1972г., на всякий случай, он получил аттестационное удостоверение №7334 о том, что Министерство культуры РСФСР считает его «артистом разговорного жанра … Именно Михаил Светлов разглядел в Игоре Шаферане талант поэта-песенника, настоятельно предложив его «услуги» композитору Аркадию Островскому. Их творческое знакомство началось с песни «Мальчишки, мальчишки», которую с огромным успехом исполнил Иосиф Кобзон в Москве, в Колонном зале Дома Союзов (!). …Плывут в океанах, летят высоко в небесах Вот с этой песней и пришла к Игорю Шаферану её величество «ИЗВЕСТНОСТЬ». Дальше были замечательные стихи, глубокие и продуманные, проникновенные и лирические, берущие за живое каждого. А его слова к песне «Гляжу в озера синие…» (к кинофильму «Тени исчезают в полдень», муз. Л. Афанасьева) едва не стали государственным гимном России: …Гляжу в озера синие, И еще один парадокс. У абсолютного большинства слушателей не могло быть малейших сомнений в том, что «Ромашки спрятались, поникли лютики» — слова народные. Кому могло прийти в голову, что написаны они одесситом с Малой Арнаутской?!!! Ромашки спрятались, поникли лютики. Ведь даже сегодня, наверное, ни одни сельские или другие посиделки не обходятся без надрывного исполнения этой, действительно, ставшей народной песни. ..И в Италии, и в Бразилии Мало кто знает, что к юбилейному вечеру Аркадия Райкина на слова Шаферана написана замечательная песенка «Добрый зритель в девятом ряду» (муз. Я Френкеля). Вот несколько строк: …Скрипки пробуют голос несмело, После её исполнения Аркадием Райкиным в зале не скрывали слез. И всякий раз это повторялось. Потому, что, наверное, у каждого был свой добрый зритель в каком-то жизненном ряду… А что Одесса в творчестве Игоря Шаферана? В 1985 г., для кинофильма «Подвиг Одессы» (реж. В. Стрелков), написана песня об Одессе «Я дома» (муз. Я Френкеля), ставшая стержнем этой киноленты: Немало есть мест, где каштаны цветут, Нуждаются ли эти слова в каких-либо комментариях, если каждая строчка — это признание в любви к Одессе! Признание не формальное, признание трогательное и трепетное… Потом эту песенку пел и Андрей Миронов и, сам Ян Френкель, и многие другие, всякий раз перетягивая «музыкальное одеяло» на себя, «приписывая» эту любовь уже к своим родным местам. И еще одна выдержка из письма: «Знаете ли Вы о песне об Одессе, которую Шаферан написал с композитором Марком Минковым? Был вариант, что ее споет Пугачева, но что-то не срослось, и, что называется, в широкие массы она не пошла. Хотя песня, на мой взгляд, великолепная, я ее обожаю на гитаре играть». А вот и оригинал текста упомянутой песни «Старая Одесса»: Наши детские мечты, Слова эти можно отнести и к самому Игорю Шаферану. Это его жизнь (а не слепая привязанность к жизни), его чувства, его одесская точка опоры… И ещё одно утверждение: «…Конечно, вы помните прекрасную песню Юрия Антонова «На улице Каштановой»: Пройдусь по Абрикосовой, сверну на Виноградную, Жители сразу нескольких городов утверждают, что эта песня посвящена именно их малой родине. Я же ставлю на Одессу. Родом отсюда был автор текста Игорь Шаферан. А если вы вооружитесь картой Одессы, то без труда найдете и Абрикосовую, и Виноградную, и Вишневую». И я тоже ставлю на Одессу! Без сомнения, Игорь Шаферан срисовывал и подсмотрел это в своей Одессе, потому что в памяти навсегда «застряли» улицы из «раньшего времени». Теперь о слухах. Игорю Шаферану приписывают авторство очень известных одесских куплетов с лейтмотивом «У нас в Одессе это не едят…». Приведу несколько строчек, которые не так часто произносят, очевидно, в виду их определенной политической окраски. …Спасая в кровь израненную шкуру По воспоминаниям народного артиста Украины Михаила Ильича Бакальчука, где-то в конце 60-х годов, Игорь Шаферан дописал эти несколько куплетов для программы известного одесского конферансье Аркадия Астахова. Так это или не так? В Одессе всё может быть… А, собственно, из какой семьи Игорь Шаферан? Его ближайшие родственники — обычные одесситы, обычной одесской национальности: «Отец — Шаферман Давид Исаакович, мать — Шаферман Мирель Копелевна. Бабушки: Карп Двойра Гител, Шаферман Шендл. Дедушки: Фальбаум Копель, Шаферман Мендель. В 1954г. с того же адреса (Одесса, ул. Воровского, 87, кв. 12) родители переехали в Москву, чтобы быть вместе с сыном, когда он получил работу. Родной дядя со стороны матери — Григорий (Гирш) Копелевич Фальбаум, проживал в Одессе. Родной дядя со стороны отца — Майор (Меир) Исаакович Шаферман, проживал в Одессе. Родная сестра: Полина Давидовна Шаферман (Рабинер), в 1996г. с мужем переехала в США. Племянник: Игорь Рабинер (1973 г.р.) — известный спортивный журналист, живет в Москве». …В декабре 1964 г. Игорь Шаферман женился на Виталии Виленской — дочери известного советского архитектора Бориса Виленского. Их дочь: Анна Шаферан (1965 г.р.) — окончила винодельческое отделение факультета биотехнологий Московского пищевого института. Живет в Москве. Внучка: Милаша Шаферан (1990 г.р.) — живет в Москве. …Игорь Шаферан бывал в Одессе не так часто, как хотелось. «Останавливался у многочисленных родственников. Приезжал в Одессу: 1970 г. — круиз по Черному морю; 1976 г. — с композитором Марком Минковым; 1983 г. — на похороны дяди Гриши, ещё позже на похороны дяди Майора». …Хотя времена не выбирают, но жить в эпоху перемен не просто. И Игорь Шаферан жил по старым правилам, выверенным всей прошлой жизнью. Его же словами из песни «Нейлоновое сердце» (1968 г.): Говорят, что будет сердце из нейлона А по другому он не мог. В одной из публикаций Анна Шаферан вспоминала: «Приход капитализма оказался для него страшным психологическим ударом. Ничем другим, кроме поэзии, он не занимался. И у него было ощущение своей ненужности. На почве стресса он заболел. Лежал в онкологическом центре . Но врачи не смогли ничего сделать и, поняв это, попросту выпихнули умирать домой». Игорь Шаферман умер 14 марта 1994 г. Похоронен в Москве, на Донском кладбище, рядом с женой. Сейчас об Игоре Шаферане — большом художнике, который помогал жить и чувствовать, подталкивал идти в ногу со временем, чьи мысли стали ориентирами для целого поколения — сейчас о нем вспоминают постольку-поскольку… В подтверждение — слова Анны Шаферан: «К сожалению, папа не отличался деловой хваткой. Поэтому многие из его стихов до сих пор остались невостребованными. Я была бы рада, если кто-то написал на них песни. Но никто не проявляет интереса. Хотя найти нас проще простого. Телефон у нас остался тот же, что и много лет назад…» В 2002г., к 70-летию Игоря Шаферана усилиями семьи «пробили» в Москве, в Доме композиторов, благотворительный вечер его памяти. Внучкой Милашей Шаферан был подготовлен документальный фильм «Не найти нам друга ближе ни сегодня, ни потом». И это всё. До обидного всё… Перенося акцент на Одессу, в письме Милаши Шаферан отмечается: «Никакого одесского материала у нас больше нет. Моей маме он лишь всегда говорил, что любил Одессу, что это его любимый город, который он никогда не забывал…» Никогда не забывал Одессу… А Одесса? Одесса забыла. А помнила ли?! Забыла истинного одессита. Одессита, никогда не кичившегося ею. Одессита, никогда не отказывавшегося от неё в угоду заманчивым столичным ценностям. Одессита не кричащего, не делавшего, как иные, бизнес на Одессе — признанном мировом бренде. А ведь не так уж много настоящих ЛИЧНОСТЕЙ дала Одесса миру — личностей, унаследовавших от её первостроителей прежде всего честь и достоинство, сочетающимися с неизменным талантом. …С некоторых пор улица Малая Арнаутская в Одессе известна не только тем, что именно здесь делалась (и делается!) вся контрабанда. Здесь жили многие заметные и незаметные одесситы, составившие наш неприкосновенный запас. Запас, замешанный на своем восприятии окружающего мира. Здесь в 51-м номере, всю жизнь прожил незабвенный Саша Розембойм — писатель и историк Одессы. Здесь 87-м номере родился и жил Игорь Шаферан, память о котором в Одессе не должна быть короткой. Проходя мимо этого старого кирпичного дома приостановитесь, поднимите голову. Отсюда начинался путь в большую жизнь Гарика Шафермана — обычного одесского паренька, ставшего гордостью и славой нашего города. Автор: Михаил Пойзнер
Просмотров: 165 |
|
Дата: 13.02.2021
|
ПУШКИНИАНА (цикл) 1. БОЛДИНСКИЙ ПЛЕННИК Год тыща восемьсот тридцатый, Но постепенно жизнь в деревне Когда России нужен гений —
Жене блистать и танцевать О, высший свет! В нём всё — игра:
Поэт и ночь, и свет печальный
Жжёт глагол поэзией огня, Александр Давыдов И. К. Айвазовский. Прощание А. С. Пушкина с морем. 1877 год. Студенческие годы Айвазовского в Санкт-Петербурге совпали во многом с противоречивым этапом в российской истории. С одной стороны, это был период суровой тирании и политического застоя при правлении царя Николая I, с другой стороны, художник был свидетелем большого расцвета русской культуры после наполеоновской войны 1812 г. Это была эпоха Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Белинского, Глинки. Пушкин и Айвазовский встретились и были представлены друг другу на выставке Академии 1836 года. Всю свою жизнь художник почитает поэта. Несколько раз он писал Пушкина, стоящего на берегу моря. Лучшая из этих картин была написана совместно с И. Е. Репиным в 1877 году. Если говорить о размере картины, можно сказать, что она очень большая. Но, с другой стороны, мы должны отметить, что выдающийся русский художник И. Айвазовский использовал такой размер, чтобы показать нам красоту и даль Черного моря. Эта иллюстрация моря была возможна с помощью размера холста. Картина не только представляет само море, но высокая, тонкая, одинокая фигура Пушкина добавляет драматизм пейзажу. Драма показана также при помощи бури. Заявление художника: очень трудно ответить этот вопрос, достиг ли своей цели Айвазовский или нет, создав рисунок этого пейзажа, но ясно, что картина скрывает в себе душу художника. На картине состояние передается не только черным цветом моря, есть буря. Именно поэтому мы можем сказать, что художник использовал такое название не только, чтобы нарисовать Черное море, но, чтобы показать нам темноту в бурном море, и в эту бушующую темноту попадает одинокий Пушкин. Морской пейзаж в плохую погоду интригует, огромные каменные глыбы выступают на первый план. Средь них Пушкин, с торжественным выражением лица, в твердой позе, держа в правой руке шляпу, как бы говорит: вот я открыт, я не страшусь бури, я торжествую. Картина создает эмоциональную реакцию: общее настроение картины загадочное, похоже, что — то появится из воды. Есть ощущение, что буря заодно с небом: оттенки моря передаются небу, волны перекликаются с тучами. Репин и Айвазовский изобразили Пушкина у моря мастерски. На картине три элемента: море, небо, Пушкин. Каменные глыбы – это опора Пушкина. То на чем держится весь его мир. На это указывает и положение ног, и рука, опирающаяся о глыбу. Море темное, черное. Этот цвет передается небу. Море и небо заодно. Основное внимание картины захватывает Пушкин. Он в центре. Он безмятежен, бесстрашен, открыт, непобедим. Полотно, масляные краски, карандаши и воображение художника были использованы для создания картины. Авторы сделали все лучшее, что было возможно представленным выбором среды. Цвет использован реально (черное море, в белой пене волны и серое небо) и нужен для передачи эмоций. Черный цвет моря и неба символизирует проблемы и приходящие несчастья, серое небо дает спасительную возможность воли Божьей. Цвета прохладные, они устраивают тему… См.: http://ayvazovskiy.su/
Просмотров: 110 |
|
Дата: 10.02.2021
|