Главная » Архив материалов
21 июля 1823 года в Одессу прибыл уже широко к тому времени известный петербуржец – назначенный генерал-губернатором Новороссийского края и полномочным наместником Бессарабии граф Михаил Семенович Воронцов. Несколько офицеров, служивших ранее под командованием графа, также решили перейти на гражданскую службу, чтобы по-прежнему находиться в его команде. За короткое время генерал-губернатору Новороссийского края удалось собрать вокруг себя большую группу талантливых, энергичных и деловитых помощников. «Воронцов привлек в Одессу множество знатных особ, желавших служить при графе, – вспоминал современник, – он еженедельно принимал гостей в роскошных залах своего новопостроенного дворца и жил так, как не живал ни один из мелких германских владетельных князьков». Ни одна сторона жизни Новороссии и Бессарабии не осталась без внимания Воронцова. Он выписывает из-за границы лозы ценных сортов винограда и саженцы фруктовых деревьев, выращивает их в своих питомниках и бесплатно раздает желающим. На его деньги с Запада привозят тонкорунных овец, и эти ценные животные прижились в местных отарах. Он заводит конный завод, и его примеру следуют другие. Степной юг нуждался в топливе для обогрева жилищ и приготовления пищи. Граф организует поиски месторождений каменного угля, а затем и добычу его. Он строит первый в здешних местах пароход, а через несколько лет в ряде южных портов появились верфи, со стапелей которых спускались коммерческие пароход за пароходом. Между портами Черного и Азовского морей устанавливается постоянное пароходное сообщение. Благодаря Воронцову Одесса обогатилась рядом красивейших зданий, построенных по проектам прославленных архитекторов. Приморский бульвар с портом соединила знаменитая одесская лестница, в конце которой был установлен памятник герцогу Ришелье. И Одесса по праву стала считаться одним из красивейших российских городов. Вопросы просвещения и культуры занимали в деятельности генерал-губернатора особое место. Учреждаются газеты, начинают выходить многостраничный «Новороссийский календарь» и «Одесские альманахи». Одно за другим открываются учебные заведения. Учреждается первая публичная библиотека. Ведутся археологические раскопки и открываются музеи. Граф поддерживает театральные труппы. И это далеко не все. Источник: odessitua.com См.: https://vk.com/mesto_vstrechi_odessa |
Александр Ширвиндт родился 19 июля 1934 года в Москве в еврейской семье в родильном доме № 7 имени Г. Л. Грауэрмана. Но речь – даже не о нём, счастья ему, здоровья и удачи! Но родился он не сам… Кобыливкер Раиса Самойловна, она же Раиса Ширвиндт (1896, Одесса – 1985, Москва, дед Александра – Ицхок-Шмуэль Аронович Кобыливкер, бабушка – Эмилия Наумовна Кобыливкер). Училась у Немировича-Данченко во второй студии МХАТ. Была актрисой Московского Художественного театра Второго. По состоянию здоровья вынуждена была оставить сцену. Работала редактором в Московской филармонии, позже в Москонцерте. Сын – известный актёр Александр Ширвиндт.
«Театрал» выпустил в свет книгу «Мамы замечательных детей» со «звездными» монологами о самом главном. Книга получилась совершенно удивительной по искренности и душевной теплоте. О своём детстве, о мечтах, о самом родном человеке, верящем в эти мечты и помогающем их осуществить рассказывали «Театралу» Марк Захаров и Вера Васильева, Римас Туминас и Евгений Евтушенко, Сергей Юрский и Людмила Чурсина, Евгений Писарев и Светлана Немоляева, Юрий Любимов и Евгения Симонова... Пятьдесят неповторимых монологов о любви. О светлой грусти по тем временам, когда деревья были большими, а мама молодой и самой красивой. И мы надеемся, что после прочтения у вас возникнет желание поднять трубку, и позвонить своим мамам, своим самым-самым близким, чтобы просто сказать им несколько нежных слов. Сегодня это особенно важно. Валерий Яков, главный редактор журнала «Театрал»
Александр Ширвиндт: «Папаша отбил маму у Француза» – По профессии мама актриса. Но после того, как перенесла туберкулез, работать на сцене уже не могла и, уйдя из театра, занялась редактурой. Служила в Московской филармонии, а потом в Москонцерте. Дамой она была известной, поэтому артисты часто советовались с ней. Яхонтов, например, читал маме свои работы. А чтобы он не размахивал руками, мама сажала меня, трехлетнего, ему на колени, и он вынужден был меня держать. В нашем доме есть множество фотографий с благодарственными и памятными надписями маме, например, от Василия Ивановича Качалова: «Дорогой, любимой Раечке». Дмитрий Николаевич Журавлев был ближайшим другом семьи. Еще к нам приходили Яков Флиер, Наталья Шпиллер, Иван Козловский, Рина Зеленая… Многие известные люди бывали у нас в доме, пели, играли в преферанс. И как-то было много свободного времени – на дружбу, на любовь. Всосав с молоком всю эту богемную атмосферу, уже невозможно было забыть о театре. Как ты пойдешь в фармацевты, когда сидел на коленях у Яхонтова и слушал его неповторимый голос, читающий Маяковского? Правда, я ничего тогда не соображал, но актерский вирус был передан. Так продолжалось до конца десятого класса, который я окончил с трудом. Родители меня руками-ногами пытались оттолкнуть от театрального вуза. – Куда угодно, – кричали они, – только не в артисты! Пришлось поступать на юридический, но вскоре родители выяснили, что я все же пытаюсь инкогнито поступить в театральный. Мама поняла, что это безвыходно, и стала звонить знакомым: – Посмотрите ребенка. В ответ ей сочувствовали: – Раиса, зачем?! Как ты могла такое допустить? Но отговорить меня никто уже не мог – я мечтал о сцене. Впрочем, мама ведь тоже была актрисой, выпускницей МХАТа Второго, и она понимала, что от театральной бациллы лекарств не существует. Папа работал скрипачом в оркестре Большого театра. Кстати, он был ее вторым мужем. А первым был известный архитектор по фамилии Француз (национальность, правда, этой фамилии не соответствовала). Но папаша отбил маму у Француза. Было это в 1925 году, с тех пор родители не расставались. Сначала у них родилась дочь, но она прожила всего лишь девять лет. Я был поздним ребенком – появился на свет, когда родителям было уже под сорок. Мама обожала дарить подарки, родители часто писали друг другу стихи, и к каждому, даже небольшому, подарку сочинялись целые оды. Мне же обычно дарились необходимые вещи. Например, перелицованный папин пиджак. Но однажды мама решила, что мне нужна машина, и… убедила отца, что мы должны ее купить у артиста МХАТа Виктора Станицына. Дело в том, что Станицын мог претендовать на новенькую «Волгу», а для этого нужно было избавиться от «Победы». Так что, на его «Победе» я и ездил. Правда, половину от суммы я заработал сам, получив гонорар за фильм «Она вас любит». Остальную половину «надыбали» родители… А еще у мамы была связь с заграницей, что по тем временам являлось опасной штукой. Родной мамин брат, мой дядя (Аркадий Коби), еще в двадцатых годах уехал в Англию. Он был врачом и организовал там гинекологическую клинику. И вдруг в начале шестидесятых от него пришла весточка. Но вместо радости в семье поднялась паника, ведь все бандероли, полученные из Англии, непременно просматривались известными организациями. Кроме того, получить заграничную бандероль можно было в единственном почтовом отделении, расположенном в гостинице «Украина». Заплатить за посылку пришлось непомерную сумму (мы заняли деньги у всех знакомых, друзей и коллег). В посылке оказалось письмо от дяди и… маленький шарфик. Практически мы купили этот шарфик за бешеную сумму, да еще и натерпевшись страху. Но мама не унывала. Она даже ухитрялась потихоньку переписываться со своим братом. Впрочем, она не унывала никогда. К концу жизни к глаукоме добавился перелом шейки бедра, начался рак, но и в свои восемьдесят с лишним лет она продолжала принимать подруг. Одной из них была Анастасия Цветаева, которая приходила два раза в неделю, садилась возле маминого кресла и что-то ей читала, рассказывала. Я жалел лишь о том, что мама не видит, что у Цветаевой на голове летом и зимой штук пять платочков и то, как бережно она снимает один за другим… Мама непременно оценила бы этот «моноспектакль». Кстати, несмотря на слепоту, мама отлично вязала, и многие знаменитые люди до сих пор мне показывают такие «кольчужки» из толстых белых ниток. Сначала она на ощупь мерила человека, потом вязала ему какую-нибудь вещь и дарила. Люди брали это вроде как из сострадания, а потом носили с удовольствием. Ностальгия по детству, конечно, случается. Моя родина – Никитские Ворота, Скатертный переулок, Арбат. Самый центр старой Москвы и коммуналок. Сегодня иногда по дороге в театр я заезжаю к себе в переулок – дом стоит крепко. Правда, сейчас там огромные дубовые двери, два охранника, половичок лежит на улице. Все квартиры, видимо, соединены в одну огромную. Хотел я как-то подняться посмотреть хоть на площадку перед дверью: – Вот я тут жил. Но никакой лирики! Охрана не пустила меня даже в подъезд… Наша коммунальная квартира состояла из восьми комнат (у нас было две, мы были «буржуи»), семь звонков на входной двери, семь семей. Всегда на общей кухне что-то шкворчало, у каждого – свой столик, своя плита (сначала примусы, потом газ), туалет – один на всех. Все эти разговоры о том, что в коммуналках подбрасывали друг другу крыс и мышей, к нам не относились. Наоборот, мы оставляли друг другу детей, подкармливали их. Это была настоящая коммуна, не без криков, скандалов и интриг, но интриги эти были в основном безобидны. Сейчас входишь в подъезд – все на замках. Тоска. Художник по фамилии Липкин жил с женой без детей в большой комнате в двадцать метров, но жили они на трех метрах, а на остальных жили его картины – огромные полотна, пейзажи. Остальные жильцы по большей части были рабочими. Маму в квартире очень любили, она была интеллектуалкой. Мы тогда все росли во дворе. Ребята кричали друг другу в окна: – Выходи! Прочел недавно анекдот. В большом дворе стоят два парня и кричат наверх: – Марь Иванна, Марь Иванна! Она высовывается из окна. – А Петя выйдет? – Ребята, Петя не выйдет, у него – пожизненное. Так что у нас тоже было: – Петя выйдет? Шура выйдет? Дрались двор на двор, драк было много, но поножовщины не наблюдалось. Я вообще был интеллигентский ребеночек, тогда у каждой банды был интеллигентик, которого не трогали, даже опекали немножко, в обиду чужим не давали, поскольку был «свой». В футбол играли постоянно, воротами служили четыре портфеля, мячом – американская консервная банка или сшитый из тряпок комок. Учился я ужасно, а школа у нас была элитная – № 110, около Никитских ворот, которую возглавлял гениальный педагог Иван Кузьмич Новиков (совсем недавно мы повесили в честь него мемориальную доску). В моем классе, например, учился Сережка Хрущев, дети генералов, все Буденные (а жена Семена Буденного была председателем родительского комитета). Я был жутким учеником, но выгнать меня было невозможно, потому что тогда ко всем праздникам школы устраивали концерты, и каждая школа гордилась своими артистами. Гнать меня было нельзя, даже когда терпение педагогов лопалось, потому что наши концерты были на уровне правительственных: Козловский, Оборин, Рина Зеленая. Под все эти концерты мама со мной окончила среднюю школу. Ведь именно благодаря маме и удавалось их всех собрать – они были ее друзьями. А еще мама всегда меня опекала. Раиса Самойловна и Анатолий Густавович были неразлучны до конца жизни. Уже много позже, когда я был взрослым обалдуем, учился в институте, родители повезли меня в дом отдыха РАБИС (работников искусств) в Прибалтику. Мне было лет девятнадцать, и там, на пляже, где вся молодежь фланировала, периодически кричалось: – Шурик, Шурик. Это означало, что мне надо срочно выходить из воды – есть какой-нибудь бутерброд. А на песочке лежали девушки из ГИТИСа. И пока я добегал до пляжа, все кругом узнавали, что мама хочет накормить меня яичком. См.: https://baba-deda.ru/index.php/news/5406
Просмотров: 176 |
|
Дата: 19.07.2021
|
Я ЖИЛ ТОГДА В ОДЕССЕ ПЫЛЬНОЙ... За 13 месяцев в Одессе Александр Пушкин написал 37 стихов, 2 поэмы и 2 главы к знаменитому «Евгению Онегину». 15 июля 2021 года исполняется 198 лет со дня прибытия Александра Сергеевича Пушкина в Одессу. Это событие случилось в 1823 году. В июле этого года состоялся перевод Пушкина в Одессу, где он перешел в подчинение к новому наместнику Новороссийского края, графу Михаилу Воронцову. Пушкин сам желал перевода в Одессу. Он писал брату: «Я насилу уломал Инзова, чтобы он отпустил меня в Одессу – я оставил мою Молдавию и явился в Европу. Ресторация и итальянская опера напомнили мне старину и, ей богу, обновили мне душу». В Одессе поэт провел 13 месяцев. За это время гений русской словесности написал 37 стихотворений и две поэмы – «Бахчисарайский фонтан» и «Цыганы». Здесь им были написаны две с половиной главы «Евгения Онегина». В это время у Пушкина сложились дружеские отношения с Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой, перешедшие в глубокое чувство. Ей поэт посвятил стихотворения «Храни меня, мой талисман», «Приют любви, он вечно полон», «Все кончено: меж нами связи нет» и многие другие. С ее мужем и начальником Пушкина в Одессе – графом Воронцовым – дружбы у поэта не получилось. Если Инзов относился к Пушкину отечески и не связывал его свободу, то Воронцов был настроен по-начальницки (и вполне справедливо). Александр Сергеевич «платил» ему злыми эпиграммами. Эти отношения, в конце концов, привели к высылке поэта из Одессы в Михайловское. В Одессе поэт останавливался в гостинице «Hotel du Nord», где последние тридцать лет работает музей Пушкина. В Одесском музее А. С. Пушкина можно познакомиться со старинными гравюрами пушкинской Одессы, портретами современников поэта, уникальными пушкинскими автографами, рисунками, редкими прижизненными изданиями произведений Пушкина. Улица, на которой когда-то жил поэт, ранее называвшаяся Итальянской, в 1880 году была переименована в Пушкинскую. В этом же году было объявлено о планах сооружения памятнику Пушкину. Изначально памятник предполагалось установить на Театральной площади – между Городским театром и Английским клубом, но посчитали имеющееся место недостаточным по размерам. 25 июня 1880 года городская Дума постановила отвести место на Николаевском бульваре, против здания Биржи, для сооружения фонтана с бюстом. В местной прессе тех лет были опубликовано воззвание к одесситам с просьбой жертвовать средства на сооружение памятника и оглашены условия конкурса на лучший памятник. Торжественное открытие памятника состоялось 16 апреля 1889 года. Источник: Официальный сайт города Одесса
Просмотров: 152 |
|
Дата: 15.07.2021
|
«Сто лет назад Одесса, извините, все-таки была веселее и наряднее; ее улицы и площади хранили святость исторических названий; памятники тоже оставались незыблемы, на их пьедесталах красовались тогда совсем иные герои – не те, что разрушали, а те, которые Одессу созидали. Кстати уж, оставив в стороне Потемкина, Ришелье, Ланжерона, Дерибаса и Воронцовых, я вам напомню, что Одесса славилась не только босяками с Куликова поля, не одними тряпичниками с Чумной горы. В разное время здесь проживали последний в России граф Разумовский, неаполитанская королева Каролина, из Одессы вышла барышня Наталья Кешко, занявшая престол Обреновичей, наконец, одесситы не забывали и знаменитого Джузеппе Гарибальди. На улицах звучала речь греков, французов, итальянцев, болгар, евреев, турок, цыган и... попросту одесситов, считающих, что все неодесситы должны им завидовать. Одесса жила с торговли, почему и процветала в небывалом довольстве, для нас уже недостижимом. Люди победнее шли на Толкучку, а длинная череда роскошных магазинов на Александровской приманивала зажиточных изделиями Парижа. Кажется, одесситы умудрялись торговать со всем миром: колбаса у них из Болоньи, коровье масло из Милана, сушеные каштаны из Сицилии, баклажаны завозили из Турции, итальянские спагетти ели обязательно с пармезаном, а на Греческой улице источали аромат апельсины, доставленные из арабо-еврейской Яффы... Все было умопомрачительно дешево – настолько дешево, что заезжие думали, будто одесситы торгуют себе в убыток. А толстые торговки в белых передниках зазывали покупателей: – Клянусь счастьем своих детей, которых у меня семеро, клянусь и здоровьем своего единственного мужа, что лучше бычков нигде не бывает. Берите хоть даром и потом будете рассказывать гостям, что однажды в жизни вам здорово повезло!»... В. Пикуль, «Ступай и не греши» 13 июля 1928 года, в Ленинграде родился Валентин Саввович Пикуль – русский советский писатель, автор многочисленных романов на историческую и военно-морскую тематику. См.: https://vk.com/mesto_vstrechi_odessa
Просмотров: 142 |
|
Дата: 15.07.2021
|
Одессит – это кто? Одессит – это, просоленный морем еврей, независимо от национальности. Одессит – это всегда чуть-чуть поэт, даже на базаре, и не чуть-чуть, когда разжигает примус на веранде. Одессит, если не рисует, то пишет, если не лепит, то ваяет, если не поэтизирует, то музицирует, если не умеет в совершенстве что-то одно, обязательно умеет всё это понемногу, даже, если он бухгалтер. Одессит – это такой взгляд на вас, шо вам сразу захочется оглянуться, шоб посмотреть за спиной, кто вы есть на самом деле. Одессит – это не меркантильный жлоб, а человек, всегда способный на компромисс в свою пользу. Одессит – это вспыльчивый мудрец, легко и быстро соглашающийся с вашей глупостью. Одессит – это фраза, после которой вы сразу понимаете, что до неё вы ничего не понимали в жизни. Одессит – это доброта с учётом биографии и планами на будущее. Одессит – это вкусный стол семье, и вам, раз уж пришли. Одессит – это душа в полосатой пижаме и платочке на голове, с четырьмя узелками по уголкам, вынужденная иногда ходить в папином праздничном костюме. Одессит это человек, которого можно увидеть на улице в домашних тапочках и тельняшке… Одессит – это сантехник, знающий наизусть Пушкина, список жильцов его дома, и всех гроссмейстеров со времён зарождения шахмат. Одессит – это сытость морем, солнцем, рыбой, историей и приезжими. Одессит – это тёплые семачки в кармане и вечное ожидание вкусного. Одессит – это всегда говорить, чтоб не слышать чужих глупостей. Одессит – это скрипка – в детстве, сводный оркестр вооружённых сил - в молодости, и орга́н с шарманкой – в старости. Одессит – это море романтики, медленно капающей из переполненной авоськи с фруктами. Одессит – это пляжный песок между пальцами ног, который сыпется из сандалий, не мешает при ходьбе, зато возвращает в детство и лучшие воспоминания любого, кто идёт рядом. Одессит – это улыбка моря, в которое медленно сползают, увитые виноградом дома из ракушечника. Одессит – это лёгкая слеза, пылкая страсть, весёлое раскаяние и тяжёлый желудок. Одессит – это, всегда готовое мнение по любому вопросу без обдумывания последствий. Одессит – это снисходительное понимание своего превосходства, только по самому праву рождения, над любым не одесситом, будь тот академиком или мастером спорта. Одессит – это человек долга, в смысле хорошей памяти на то, кто ему должен, и полной амнезии в том, кому он должен. Одессит – это никогда – кто-что скажет, но всегда – кто-что подумает. Одессит – это человек, одинаково любовно называющий словом «Ма́ся» любимую женщину, ребёнка, маму, собачку, девушку в самолётной кассе, троллейбус, пельмень, Утёсова, и старую верную табуретку. Одессит – это человек, не обижающийся на ограбление, исторически сочувственно понимающий бандитов. Одессит – это человек, знающий толк во всём, даже в том, о чём слышит впервые. Одессит – это человек, заранее полный горя, моря, слов, фантазий, шедевров, счастья и вселенской озабоченности. Одессит – это человек, слышавший о юморе, и как рождённый у моря, единственно понимающий, почему то, чем он дышит с рожденья, назвали именно так. Одессит – это человек, привыкший к лестницам, всегда ведущим к морю. Одессит – это человек, всегда знающий, как должно быть, потому что, иначе быть не может. Одессит – это человек, не пьющий без закуски, мысли и анекдота. Одессит – это человек, которому всегда до всего есть дело, в устной форме. Одессит – это перманентная дуэль с вызовом соперника по телефону. Одессит любит за женщин, и в этих разговорах он прекрасен всегда, и женщины тоже, но иногда. Список не полный. В историческом раскладе, одессит – это исчезающая популяция, тающей в холодных лучах прогресса цивилизации Великой Одессы. Вам не нравится ответ? Ой, идите к Далю, шоб не послать вас дальше, к Брокгаузу и Ефрону! Там тоже ещё ничего нет пока...
Просмотров: 126 |
|
Дата: 12.07.2021
|