Михаил Витольдович Красовский
Михаил Витольдович Красовский (7 февраля 1874 – 15 апреля 1939) – гражданский инженер, историк архитектуры. Внук архитектора А. К. Красовского. Член-корреспондент Императорского Московского Археологического Общества с 28 марта 1914 года. Родился в Одессе. Среднее образование получил в 1-й Московской классической гимназии, высшее в Институте Гражданских Инженеров Императора Николая I (Санкт-Петербург). Отбыв воинскую повинность в лейб-гвардии Егерском полку, в 1900 г. поступил младшим помощником Инспектора в Институт Гражданских Инженеров. С 1903 г. назначен там же руководителем архитектурного черчения, с 1910 г. – преподавателем архитектурных ордеров и истории архитектуры, а осенью 1913 г. утвержден старшим помощником инспектора того же института. Дважды был командирован за границу; первый раз с целью изучения памятников Этрурии, а второй раз с целью изучения памятников церковного византийского зодчества. Занимаясь практической строительной деятельностью, работал над изучением памятников русского искусства, преимущественно допетровской эпохи. В 1909 удостоен половинной премии графини П. С. Уваровой, назначенной за сочинение на тему о Московском зодчестве ко дню 25-летия со дня кончины графа А. С. Уварова. В 1913 награждён орденом св. Анны 2-й степени. В 1916 награждён орденом св. Владимира 4-й степени. В советское время занимался проектированием промышленных зданий. См.: http://ru.wikipedia.org
Татьяна Дудина Прощание с Гатчиной В собрании Музея архитектуры хранится серия обмерных чертежей памятников архитектуры Гатчины – семьдесят листов, выполненных М. В. Красовским (ГНИМА. РV 1524–1555). На первый взгляд это рядовая часть большой коллекции. Но имя автора чертежей, время и манера их исполнения таят сюрпризы. Михаил Витольдович Красовский (1874–1939) – один из создателей отечественной науки об истории архитектуры. Его дед, А. К. Красовский, был основоположником рационалистической архитектурной теории, согласно которой полезное, рациональное в архитектуре принадлежит к числу стилеобразующих факторов, а главным источником художественных форм являются строительный материал, техника, конструкция. М. В. Красовский полностью разделял эти взгляды. В 1899 г. он закончил петербургский Институт гражданских инженеров, который с момента своего основания был проводником рационалистических идей в архитектуре. Ученик историка древнерусской архитектуры Н. В. Султанова, Красовский в 1900 г. сам стал преподавателем института. Уже тогда он занялся изучением русского зодчества, устраивая экспедиции в Суздаль, Псков, Ростов, Подмосковье, на Север и привлекая к ним своих учеников. С 1905 г. журнал «Зодчий» начинает публиковать его статьи, посвященные памятникам архитектуры. Впервые М. В. Красовский заявил о себе как о самостоятельном исследователе, занявшись решением вопроса о самобытности русского средневекового зодчества. Отвергая принятую тогда концепцию заимствований, Красовский поставил проблему соотношений русского культового зодчества с традициями Византии. В 1908 г. он побывал в Стамбуле, Афинах, Салониках, Смирне, где обмерял и изучал сохранившиеся византийские постройки. Это позволило ему трактовать историю русской архитектуры как борьбу национальных традиций с византийскими канонами. В 1916 г. вышел в свет первый том «Курса истории русской архитектуры» М. В. Красовского, посвященный деревянному зодчеству. Второй том – «Каменное гражданское зодчество» – остался неизданным. Остался в рукописи и «Краткий курс истории русской архитектуры», прочитанный Красовским в Институте гражданских инженеров. К этим трудам близок широко известный «Очерк истории Московского периода древнерусского церковного зодчества». Вслед за И. Е. Забелиным Красовский рассматривает историю зодчества в связи с общим ходом развития культуры народа, но доказывает постоянное развитие национальных традиций русского зодчества – в отличие от Забелина, считавшего их неизменными. В качестве главных источников, к которым обращается исследователь, он выделяет три: собственно памятник, исторические тексты о нем и иконографические источники. Эти принципы полностью приняты и современной наукой. Помимо научной работы Михаил Витольдович занимался также проектированием и строительством. По заказу С. Д. Шереметева Красовский до 1916 г. работал в его подмосковных усадьбах Михайловское, Чиркино, Плесково, Тихань, Остафьево. В 1913–1914 гг. он построил совместно с В. П. Апышковым деревянную церковь в поселке Вырица, показав прекрасное знание древнерусских архитектурных форм. После революции М.В.Красовский по-прежнему преподает в своем институте (теперь это Ленинградский инженерно-строительный институт). В 1928 г. он переходит на работу в институт Гипроруда, где проектирует предприятия горнорудной промышленности. Известен также его проект Института защиты материнства и младенчества. До последних лет жизни он продолжал занятия историей архитектуры, обмерял постройки северных городов, сел на берегу Карского моря, памятники узбекской архитектуры. Что побудило М. В. Красовского под конец жизни заняться обмерами парковых сооружений Гатчины? Заказ ли это Гатчинского дворца-музея, итог обмерной практики студентов ЛИСИ или желание немолодого уже ученого и архитектора доказать самому себе, что рука его по-прежнему тверда? Удивляет сам объект внимания, столь далекий от научных интересов Красовского – допетровского периода русского зодчества. Конечно, в новых условиях трудно было думать о продолжении исследований по этой теме, да и выбирать работу особенно не приходилось. Но когда Красовский выполнял обмеры памятников Средней Азии, эта далекая, чужая архитектура воспринималась им отвлеченно, ничем не была ему близка. А вот в обращении к Гатчине можно почувствовать ностальгическую ноту. Даже если он не испытывал к ней пылкой любви, подобно А. Н. Бенуа или В. Я. Курбатову, Гатчина тридцатых годов для него – эхо минувшего времени. Обращает на себя внимание, что в гатчинском комплексе чертежей М. В. Красовского отсутствуют обмеры дворца. На чертежах представлены только садовые постройки парка – его павильоны, мосты, ворота, террасы на берегах Белого озера, фрагменты их конструкции и декора. Чертежи Красовского – прекрасный образец архитектурной графики старой школы. Хотя они, как и подобает обмерным чертежам, носят утилитарный характер, это изображения очень живые, полнокровные, они запоминаются индивидуальной манерой исполнения. Графическая подача материала близка к иллюстрациям «Русской старины» А. А. Мартынова и И. М. Снегирева, где основным являлся общий вид отдельного памятника. М. В. Красовский делает каждый лист законченным произведением: крупная надпись, план и фасад памятника хорошо скомпонованы, отдельные детали прописаны твердой рукой, владение акварелью – блестящее. Все чертежи выполнены единообразно и составляют одну серию. Однако, если присмотреться к работам Красовского пристальнее, можно заметить необычные подробности. Эти эффектные листы сочетают документальность обмерного чертежа, снабженного масштабной линейкой, с игривым изображением пейзажных кулис и буколических сцен. Стаффаж, да еще такой декоративный, редко встречается в обмерной графике. Здесь он присутствует на многих листах, более того – в нем заметен оттенок иронии, снижающий романтический образ гатчинского ансамбля. Вот нищий в лохмотьях присел отдохнуть на мраморную скамью, солдат стоит на посту у верстового столба, кавалер с дамой катаются на коньках у моста с будками, парень и девушка кокетничают у ворот в Орлову рощу, крестьяне купаются нагишом у Плоского моста... А вот юноша с внешностью Ленского, скрестив руки на груди, томится на Первой террасе острова Любви, в то время как его разомлевший противник, сняв камзол и треуголку, преспокойно удит рыбу со Второй террасы того же самого острова. При этом на чертежах изображается и разное время года, – точно соответствующее тому, когда, согласно подписи и дате, был выполнен тот или иной лист. Насколько антиромантично рационалистическое учение Красовского, настолько идеализированы его гатчинские чертежи. При всей своей достоверности они далеки и от архитектурно-археологических обмеров, и от проекта реставрации. Однако автор, привыкший относиться к научным исследованиям серьезно, сопроводил листы исторической справкой, в которой дал подробные описания построек и сделал интересные сопоставления гатчинских памятников с французским загородным ансамблем Шантийи. Вся эта огромная работа выполнялась М. В. Красовским в 1937–1939 гг. Еще через два года Гатчина была оккупирована немцами, многие здания разрушены, вырублены деревья. Бесценными стали и чертежи Красовского, накануне войны запечатлевшие разрушенные или поврежденные памятники: Березовый домик, Лесную оранжерею, Карпин, Плоский и Трехарочный мосты, павильоны Орла и Венеры. Но слов благодарности он уже не услышал.
См.: http://nasledie-rus.ru/podshivka/5802.php
|
Яков Германович Гевирц
Яков Германович Гевирц (1879, Одесса – 1942, Ленинград). Известный русский и советский архитектор. Учился в Академии художеств Санкт-Петербурга у Леонтия Николаевича Бенуа (1899–1906). Победил в 1908 году в конкурсе на проект нового комплекса зданий на Еврейском Преображенском кладбище Санкт-Петербурга, вошёл в строительный комитет Общины, с которой сотрудничал до 1920-х годов и был архитектором Преображенского еврейского кладбища. Действительный член Археологического института. Секретарь Общества архитекторов-художников (1910-е). С 1922 преподавал в Академии художеств Петрограда-Ленинграда, с 1936 года – декан архитектурного факультета. См.: Википедия
Гевирц родился в семье одесского бухгалтера, окончил Коммерческое училище, но любовь к археологии и зодчеству пересилила. После окончания Академии художеств (мастерская Леонтия Бенуа) был премирован поездкой в Италию, где навсегда подпал под обаяние классической архитектуры Европы. Петербург этот зодчий считал продолжением Рима и Венеции. Он любил гулять по городу, разглядывая и зарисовывая его величественные ансамбли, фасады дворцов. Вписал и свою страницу... Среди построек Гевирца в нашем городе следует отметить жилые дома на Кирилловской улице и 5-й линии, на Советских (Рождественских) в Песках, дом на Большой Монетной, № 18, на Зверинской, № 20, на пр. Добролюбова, № 19. Сто лет назад архитектор построил один из первых кинотеатров города – «Колизей» на Кронверкском, не сохранившийся до наших дней. Жилые дома Якова Гевирца отличают величие и монументальность - крупные членения, сдержанная простота и вместе с тем аристократическая возвышенная интонация, присущая флорентийским палаццо. Горделивые львы, попирающие лапой шар, букрании, напоминающие о бренности всего земного, нарядные гирлянды, античные барельефы, медальоны... Маршрут архитектора Гевирца в Академию художеств пролегал от Александровского проспекта через Тучков мост. На 1-й линии, 36, он нередко заглядывал в кондитерскую Au bon gout (что можно перевести с французского как «Со вкусом» или «Там, где вкусно»), в которой познакомился с симпатичной кассиршей Нютой, вскоре ставшей его женой. Много сил и энергии Яков Гевирц отдавал преподавательской работе. Профессор, декан архитектурного факультета, автор многих книг, он находил время и для общения с детьми - их у него было двое. Однажды кто-то подарил архитектору породистого щенка, который умещался в кармане пальто. Гевирц и его дети возились с собачонкой, занимались её «обучением» по советам опытного кинолога. В 1936 году пойнтер Парис завоевал 1-ю малую серебряную медаль на выставке собак Ленинградского областного общества кровного собаководства в щенячьем классе... Летними субботними вечерами Яков Германович приезжал к семье в Вырицу на дачу, выстроенную по собственному проекту. Сейчас на этом участке по Коммунальному проспекту стоят убогие советские «будки», ничем не напоминающие торжественный – хоть и деревянный – портик Гевирцевой дачи... Воскресным утром в начале июля 1941 года Яков Гевирц приехал на трамвае в Стрельну, где в военно-морском училище ПВО проходил подготовку его сын. Курсант Гевирц, увидев отца стоящим у забора, обратился к начальнику училища генерал-майору береговой службы Гусеву с просьбой разрешить встречу. Вскоре они расположились на лужайке перед Константиновским дворцом. Отец привёз бритвенный прибор. «Мама поскользнулась, растянула ногу и не смогла приехать», – сказал отец. Вокруг цвели липы, щебетали птицы, ветерок доносил звуки патефона. Какая такая война? Время пролетело незаметно. На прощание отец и сын обнялись и расцеловались. Кто мог знать, что через полгода архитектора Гевирца не станет? Он умрёт от истощения 19.1.1942 г. в подвале Академии художеств, где жили в блокаду её сотрудники... Вдова архитектора Анна Степановна похоронила мужа на острове Голодай. После войны Герман, студент Горного института, обратился к ректору Академии художеств Матвею Манизеру с просьбой установить памятник. На деньги Союза художников и Союза архитекторов на «блокадном» участке кладбища открыли гранитную стелу. Кроме Гевирца там значатся ещё шесть фамилий профессоров академии, умерших в ту страшную зиму. Это кенотаф – символическая могила. Точное место погребения архитектора так и осталось неизвестным... См.: http://petersburg-history.narod.ru/p1430.htm
Просмотров: 1126 |
|
Дата: 30.09.2011
|
Григорий Самойлович Вольтке
Григорий Самойлович Вольтке (псевдонимы – Л. Владимиров, Г. Самойлович, 3 мая 1864, Одесса – ?) – российский юрист, публицист. Окончил Одесскую Ришельевскую гимназию и естественнонаучное отделение физико-математического факультета Новороссийского университета, юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Присяжный поверенный Санкт-Петербургской Судебной палаты. Начал печататься в 1887 году в «Новостях». Печатался в «Одесском листке», «Русской школе», «Ниве», «Новостях», «Восходе», «Будущности», «Северном вестнике», «Севере», «Вестнике права» и других. Из его трудов важнейшими являются исследования «О правах евреев-ремесленников» (в «Восходе» с 1892 г. за подписью Г. Самойлович; в 1894 г. вышла отдельным изданием) и «Права торговли и промышленности в историческом развитии» – в связи с еврейским участием в торговле и промышленности («Журнал Министерства финансов», 1901; отдельное издание в 1903 г.). Вольтке принимал участие в школьно-учебной комиссии Общества распространения просвещения среди евреев. Являлся сотрудником Еврейской энциклопедии. Совместно с С. И. Раппапортом был автором книги «Русские люди об евреях» (СПб, 1891). По постановлению Комитета министров тираж книги был сожжен, как «несоответствующий его (правительства) видам».
См.: Википедия; http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/
Просмотров: 629 |
|
Дата: 30.09.2011
|
Вячеслав Казимирович Висковский
Вячеслав Казимирович Висковский (1881, Одесса – 1933, Ленинград) – российский и советский режиссёр, сценарист и актёр театра и кино. Окончил одесскую гимназию, затем в 1904 году закончил Московское Императорское театральное училище. В 1904–1914 годах – актёр и режиссёр провинциальных театров (Одесса, Киев, Екатеринбург, Астрахань и т. д.). В 1914-1915 годах – в труппе театра Корша. С 1915 – кинорежиссёр в кинопредприятиях Тимана и Рейнгардта («Русская золотая серия»), Дранкова, «Биофильм», Харитонова и других, поставил около 60 игровых картин, часто сам писал сценарии для своих фильмов. Работал в творческом содружестве с оператором А. Левицким. Жанры фильмов Висковского варьировались от экранизаций классики до салонных комедий, но они всегда были высокопрофессиональны и пользовались устойчивым успехом у публики. После февральской революции 1917 года Висковский продолжал активно снимать, пока дефицит плёнки и общий развал киноиндустрии не вынудили его прекратить постановочную работу. В 1920–1921 годах он возвращается к театральной деятельности, а в 1922 году уезжает в Америку, пытается найти работу в Голливуде, однако успеха не добивается. В 1924 году он вернулся в СССР, работал режиссёром на киностудии «Севзапкино». Висковский пытается «войти в поток», ставит фильмы на тему революции, однако не добивается успеха ни у зрителей, ни у советской критики, которая упрекает его за «недостаточность идеологических акцентов». Режиссёр пробует переключиться на комедии, но первый же снятый им в этом ключе фильм «Чай» попадает под цензурный запрет как безыдейное произведение. Единственным направлением, в котором Висковскому удалось добиться относительного успеха, стали революционные фильмы о народах советского Востока – «Минарет смерти» (1925), «Третья жена муллы» (1928) и другие. Эти фильмы пользовались успехом у зрителей, но были жёстко раскритикованы в прессе. В результате начавшейся в печати травли Висковского все его фильмы были сняты с проката. Вынужденный прекратить постановочную деятельность, Висковский в последние годы жизни зарабатывает эпизодическими ролями в кино. Вячеслав Висковский скончался в 1933 году.
См.: Википедия; http://www.peoples.ru/art/cinema/director/viacheslav_viskovskiy/viskovskiy_1.shtml http://www.megabook.ru/Article.asp?AID=573912
Просмотров: 537 |
|
Дата: 30.09.2011
|
Семён Михайлович Воронцов
Семён Михайлович Воронцов (1823–1882) – светлейший князь, генерал от инфантерии, участник Кавказских походов. Сын генерал-фельдмаршала Михаила Семёновича Воронцова от брака с Елизаветой Ксаверьевной урождённой графини Браницкой, родился 23 октября 1823 года в Одессе. Образование получил в Одесском Ришельевском лицее, из которого выпущен в 1842 году с правом на чин XII класса и в том же году поступил на службу в Департамент внешних сношений Министерства иностранных дел. В 1845 году произведён в коллежские секретари и назначен в распоряжение своего отца, который тогда же получил должность наместника Кавказа. С самого начала своего нахождения на Кавказе Воронцов-младший принимал участие в походах против горцев и в 1846 году за отличие в Даргинском походе был произведён в титулярные советники с пожалованием звания камер-юнкера. 2 октября 1847 года Воронцов перешёл из гражданской службы в военную, был зачислен штабс-капитаном в лейб-гвардии Преображенский полк и назначен флигель-адъютантом. В том же году он находился в делах под Гергебилем и Салтами и в начале 1848 года за отличие был награждён орденом св. Владимира 4-й степени с бантом. В кампании 1849 года он также действовал с отличием и был произведён в капитаны и почти сразе же в полковники, 6 октября награждён золотой полусаблей с надписью «За храбрость» и вслед за тем назначен командиром Куринского егерского полка. 1 февраля 1852 года Воронцов был удостоен ордена св. Георгия 4-й степени (№ 8839 по кавалерскому списку Григоровича-Степанова) «В воздаяние за отличие, оказанное в Январе 1852 года, в делах против Горцев, состоявших под личным предводительством Шамиля». 1 октября 1852 года он был произведён в генерал-майоры Свиты Его Величества. Во время Крымской войны Воронцов находился в рядах действующей армии и неоднократно принимал участие в делах с англо-французами под Севастополем, где был ранен; за отличие был награждён орденами св. Станислава 1-й степени с мечами (в 1855 году) и св. Владимира 3-й степени с мечами (в 1856 году); 6 декабря 1856 года назначен генерал-адъютантом. 17 апреля 1862 года Воронцов был произведён в генерал-лейтенанты; в 1865 году назначен Одесским городским головой; в 1869 году получил орден св. Анны 1-й степени с императорской короной и мечами; в 1870 году уволен в бессрочный отпуск с дозволением выехать за границу для лечения. Вернувшись на службу в середине 1870-х годов, Воронцов был назначен командиром 10-го армейского корпуса, который во время русско-турецкой войны 1877–1878 годов находился в резерве действующей армии и стоял в Крыму, и в 1878 году произведён в генералы от инфантерии. Скончался 6 мая 1882 года в Санкт-Петербурге. Воронцов был первым президентом Одесского общества изящных искусств, кроме того он оказывал значительную поддержку археологическим изысканиям под Одессой.
См.: Википедия
Просмотров: 640 |
|
Дата: 16.09.2011
|