Константин Исаевич Розенштейн
"Дом с башнями". Петроградская сторона. Архитектор К. И. Розенштейн Константин Исаевич Розенштейн (1878–1951) – российский и советский архитектор, работавший в Петербурге, а впоследствии в Ленинграде. Родился в Одессе в 1878 году в семье врача, закончил там реальное училище и Петербургский институт гражданских инженеров, 1903. После чего стал сотрудником русско-шведского завода по производству бетонных труб «Андрей Б. Эллерс». По проекту Розенштейна был построен павильон из бетонных труб для представления завода на Международной художественно-промышленной выставке в 1908 году в Петербурге на Каменном острове. В этом же году он получил разрешение Городской Думы на прокладку новой улицы на Петроградской стороне и разделил пустырь на десять участков для строительства доходных домов, оговорив с будущими владельцами непременное условие – соблюдение общего характера улицы, ее гармоничности. К работе над фасадами своих домов Розенштейн привлек талантливого художника-архитектора А. Е. Белогруда, а техническим и инженерным воплощением занимался сам. В годы Гражданской войны нанимался инженерным обеспечением обороны Петрограда, переоборудованием порта, получил авторские свидетельства на ряд изобретений. Розенштейн был одним из творцов городов Хибиногорска (Кировска) и Подпорожья, а также Свирской ГЭС (1930-е). В этих работах проявилась широта его творческого диапазона. В предвоенные годы, будучи архитектором оптико-механического завода на Чугунной улице, Розенштейн выполнил благоустройство территории, выстроил больницу и стадион. Видное место в панораме Марсова поля занимает здание между домами Адамини и Павловскими казармами, тактично надстроенное Розенштейном. Блокаду он пережил в Ленинграде, продолжал трудиться и после войны. Похоронен на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга.
См.: Википедия; http://www.ilovepetersburg.ru/content/rozenshtejn-konstantin-isaevich |
Александр Александрович Мейер
Александр Александрович Мейер (10 сентября 1874, Одесса – 19 июня 1939, Ленинград) – философский, религиозный и общественный деятель в Петербурге в период 1909–1928 годов. Сын преподавателя древних языков, инспектора одной из одесских мужских гимназий. В 1894 году окончил 3-ю одесскую гимназию и поступил на историко-филологический факультет Новороссийского университета. Увлёкся марксизмом, в июне 1895 года был арестован за пропаганду среди рабочих. Проведя полгода в предварительном заключении, Мейер был отправлен в административную ссылку в Шенкурск Архангельской губернии. Вернувшись в 1902 году в Одессу, вновь поступил в Новороссийский университет, возобновил революционную работу и был выслан из Одессы. Некоторое время жил в Баку, где организовал ряд рабочих кружков и попытался издавать марксистскую газету, за что и был арестован во второй раз. В 1904 году Мейер выслан из Баку в Туркестан. В Ташкенте сотрудничал в газете «Русский Туркестан», выступал на митингах, читал лекции. В 1905–1906 годах дважды арестовывался, сбежал из ташкентской тюрьмы с помощью местных железнодорожников. Непродолжительное время он полулегально жил в Финляндии, а в конце 1906 года поселился в Петербурге, где стал лектором в Обществе народных университетов и преподавателем на Общественно-юридических курсах при этом Обществе. В 1906–1908 годах отошёл от непосредственного участия в революционном движении, сблизился с литературной средой столицы и попытался философски осмыслить феномены революции и революционного сознания. В 1907 году Мейер помещает две статьи в «Факелах», сборнике так называемых «мистических анархистов»: «Бакунин и Маркс» и «Прошлое и настоящее анархизма» (под псевдонимом А. Ветров), в которых критикует марксизм с анархистических позиций, прославляет как высшие ценности абсолютную свободу и бунт, противопоставляет общественно-полезному труду свободу от труда, творческий порыв, игру. Дальнейшая эволюция приводит Мейера к религии, к варианту «нового религиозного сознания». Сходство идейных установок способствует сближению Мейера с Мережковскими. Впоследствии 3. Н. Гиппиус охарактеризовала его как «нашего нового друга, человека очень интересного». Мейер становится активным членом Петербургского Религиозно-философского общества, организует так называемую «христианскую секцию». В Императорскую публичную библиотеку Мейер поступил 1 декабря 1909 года в качестве вольно трудящегося в Отделение «Россика». С 20 мая 1918 года работал младшим помощником библиотекаря низшего оклада, с 1 июля 1919 года – старшим помощником библиотекаря, а с 23 июня 1924 года и вплоть до своего ареста в 1928 году – библиотекарем. Некоторое время исполнял обязанности заведующего Отделением «Россика». Службе Мейера в Отделении немало способствовало знание многих иностранных языков: немецкого, английского, французского, итальянского, испанского, голландского, польского, латинского и греческого. Мейер работал над составлением систематического каталога «Россики» и был автором проекта реорганизации этого каталога. Уже в советское время он составил «Библиографию иностранных изданий по истории революционных движений в России» (окончена в 1923 году, не издавалась). В Петербурге Мейер близко знакомится с работавшими там Г. П. Федотовым и Н. П. Анциферовым. В 1910 году Мейер был допущен к преподаванию философских предметов в Вольной школе П. Ф. Лесгафта. Выступал также с платными публичными лекциями, сбор от которых шёл в пользу рабочих клубов. В период между Февральской и Октябрьской революциями Мейер вёл активную пропагандистскую работу. В трёх вышедших тогда политических брошюрах он высказывался за доверие к Временному правительству, за продолжение войны и созыв Учредительного собрания. В августе 1917 года на Всероссийском поместном церковном соборе Мейер представлял Петроградское Религиозно-философское общество. С 1918 года Мейер возобновил педагогическую деятельность. Его пригласили на Высшие естественно-научные курсы имени П. Ф. Лесгафта, где он, получив звание профессора, занимал должность учёного секретаря и создал кафедру эстетики движения. Преподавал также в Институте живого слова. Был одним из членов-учредителей «Вольной философской ассоциации» (Воль-филы). В декабре 1917 года Мейер вместе с К. А. Половцевой организовал домашний религиозно-философский кружок «Воскресение», продолжавший в новых условиях традиции Религиозно-философского общества. Ядром его были Мейер, Половцева, Н. В. Пигулевская, Г. В. Пигулевский, Г. П. Федотов, на его заседаниях бывали художник К. С. Петров-Водкин, пианистка М. В. Юдина, литературовед Л. Пумпянский. Фактическим органом кружка стал издаваемый Г. П. Федотовым журнал «Свободные голоса» (1918 год, вышли 2 номера). 11 декабря 1928 года Мейер и большинство членов кружка были арестованы по обвинению в создании контрреволюционной организации «Воскресение», а также в участии в ряде других кружков. Он был приговорён к расстрелу, но, благодаря заступничеству А. Енукидзе, приговор был заменён десятью годами заключения на Соловках. В Соловецких лагерях работал в «Криминологическом кабинете», в 1930 году был этапирован в Ленинград на следствие по так называемому «академическому делу», а затем был отправлен на строительство Беломорско-Балтийского канала. Пройдя спецкурсы, работал техником-гидрологом. Освободившись «по зачётам», продолжал работать по этой же специальности, но уже вольнонаёмным, на строительстве канала «Москва – Волга». В 1937 году поселился в Калягино. Все годы заключения продолжается творческая работа Мейера. В это время им был написан ряд философских работ («Размышления при чтении „Фауста"», «Мысли про себя»). В 1939 году Мейер заболел, был помещён в больницу имени В. В. Куйбышева в Ленинграде, где и скончался. Похоронен на Волковском лютеранском кладбище в Петербурге.
См.: Википедия; http://www.nlr.ru/nlr_history/persons/info.php?id=112
Просмотров: 509 |
|
Дата: 14.04.2013
|
Владимир Иванович Лазарев
Владимир Иванович Лазарев (1876–1924) – русский артист оперы (лирико-драматический тенор). Родился в 1876 году в Одессе. Учился в Киеве. В 1897–1902 годах служил в армии артиллеристом, затем три года работал в министерстве путей сообщения. С 1897 году брал уроки пения у С. Сонки в Петербурге. С 1901 года принимал участие в оперных спектаклях в театре при Стеклянном заводе. В 1903–1904 годах выступал в Петербурге – Русско-итальянской частной опере (антрепренер А. Угетти, позднее У. Гвиди), затем в Новом летнем театре «Олимпия» (антрепренер Е. Кабанова и К. Яковлева), в 1904–1905 годах – в московской Опере С. Зимина и Тифлисе. В марте 1905 года Лазарев дебютировал в партии Германа («Пиковая дама» П. Чайковского) на сцене петербургского Мариинского театра. В 1906–1907 годах пел в Хабаровске, Владивостоке, Чите, в 1907–1908 – в «Русской опере А. Дракули» (Петербург, Большой зал консерватории), в 1908–1909 – в Киеве, в 1910–1911 в Харькове и Екатеринодаре, в 1912 году – в Тифлисе, Риге, Батуми, с 1913 года – в петербургском Народном доме. Умер в ноябре 1924 года в Ленинграде.
См.: Википедия
Просмотров: 462 |
|
Дата: 14.04.2013
|
Михаил Яковлевич Пергамент
Михаил Яковлевич Пергамент (28 июля 1866, Феодосия – 21 февраля 1932, Ленинград) – российский учёный-правовед, цивилист. Родился в Феодосии в 1866 году. Вырос и получил образование в Одессе. Обучался в Ришельевской гимназии. В 1890 году окончил юридический факультет Новороссийского университета. Брат Осипа Яковлевича Пергамента – адвоката, присяжного поверенного, члена III Государственной Думы. Некоторое время М. Я. Пергамент учился в Гейдельберге и Берлине. Известно, что на рубеже XIX – XX веков в Берлине подготавливалась к профессорской деятельности небольшая группа талантливых русских молодых ученых, командированных за счет правительства за границу в специально организованной семинарии. В их число входили Л. И. Петражицкий, Д. Д. Гримм, М. Я. Пергамент и другие. Как образно заметил Г. К. Гинс: «Они проходили суровую школу науки. Немецкие ученые подчиняли строгой научной дисциплине своенравный славянский гений». С 1896 года М. Я. Пергамент читал лекции по римскому праву на кафедре гражданского права Новороссийского университета. В 1899 году защитил диссертацию в Санкт-Петербургском университете «Договорная неустойка и интерес в римском и современном гражданском праве». После получения профессорского звания в 1900 году преподавал гражданское право на кафедре русского гражданского права и судопроизводства в Юрьевском университете, в 1906–1907 годах – в Санкт-Петербургском университете. Профессор Михаил Яковлевич Пергамент был бессменным деканом Юридического факультета Высших (Бестужевских) Женских курсов в Петербурге. В течение всех 13 лет своего существования юридический факультет ВЖК был предметом его повседневной заботы, он привлек к преподаванию лучшие научные силы Петербурга. Его трудами был организован на ВЖК юридический кабинет, заботливо подобранные фонды которого облегчали научную работу слушательниц юридического факультета. Немалая доля его труда была и в создании при курсах государственных испытательных комиссий по всем трем факультетам, приравнявшим дипломы курсов к университетским. С 1917 года был назначен исполняющим должность ординарного профессора в Петроградском университете на кафедре гражданского права. В том же 1917 году Указом Временного Правительства был назначен Сенатором IV Департамента Правительствующего Сената. Известно, что М. Я. Пергамент в 1920-х годах выехал за рубеж. Но, как пишет Г. С. Стародубцев в книге «Международно-правовая наука российской эмиграции», «Точной даты его отъезда за рубеж установить не удалось. Известно, что в 1922 году он входил в состав Петербургского университетского совета и возглавлял в Петрограде правовой научно-исследовательский институт. В конце августа 1922 г. <…> он вышел из состава университетского совета в виде протеста против назначения ректора университета, которого он считал неприемлемым». Оказавшись в эмиграции в Китае, М. Я. Пергамент, по всей видимости, жил в Пекине. Об этом свидетельствует написанная им в ноябре 1924 году в Пекине рецензия на книгу В. А. Рязановского «Лекции по гражданскому праву». <…> В 1925 году юридический факультет в Харбине приглашал его на экономическое отделение по кафедре современного гражданского права. Однако по материальным соображениям М. Я. Пергамент от предложения отказался и в Харбин не приехал. Между тем связи с юридическим факультетом не терял. В качестве неофициального оппонента М. Я. Пергамент дал отзыв на докторскую диссертацию В. А. Рязановского «Монгольское право (преимущественно обычное). Исторический очерк», заслушанный на факультете 25 июня 1931 году. Было предложено провести защиту в октябре 1931 года. Однако в связи с начавшимися маньчжурскими событиями провести защиту диссертации тогда не удалось, и она была отложена на неопределенный срок. Предметом научных интересов Михаила Яковлевича в означенный период, наряду с гражданским правом, было и международное право. Вопросам дипломатического права посвящена его статья «О юридической природе так называемого дипломатического квартала в Пекине». Она была помещена в двух номерах «Вестника Маньчжурии» за 1926 год (№ 6–7), А также издана отдельной брошюрой на английском языке (Pergament M. The Diplomatic Quarter in Peking. Peking, 1927). Им также были опубликованы статьи в «Вестнике Маньчжурии». Умер М. Я. Пергамент в 1932 году в Ленинграде и похоронен на Смоленском православном кладбище.
См.: http://www.civilista.ru/civilist.php?id=77
Просмотров: 560 |
|
Дата: 14.04.2013
|
Лидия Георгиевна Атманаки
Атманаки Лидия Георгиевна (1912, Одесса –
1963, Ленинград). Эстрадная актриса. Заслуженная артистка Казахской ССР. Родилась в 1912 году в Одессе. Студентка технического вуза, она в 1931 г. оказалась в труппе одесского Театра Красной Армии имени Сивашских боёв. В 1935 г. театр расформировали, юная Лидия Атманаки стала артисткой Одесской филармонии. Скоро почувствовала, что эстрада - её призвание. Вокруг неё образовался ансамбль, с которым актриса проработала двенадцать лет. Играла с партнёрами сценки, интермедии, исполняла пародии, куплеты, пела сатирические и шуточные песенки, читала рассказы. Но наиболее любимым жанром у актрисы на долгие годы стал музыкальный фельетон. В годы войны Атманаки выступала в городах и сёлах Казахстана, в составе концертных бригад выезжала на фронт. В 1947 г. приехала на гастроли в Ленинград с коллективом Одесской филармонии и сразу была приглашена в Ленгосэстраду. К этому времени она уже выросла в яркую комедийную, синтетическую актрису, прекрасно двигалась, пела, владела мастерством перевоплощения, покоряла зрителей непосредственностью, задором, темпераментом, умением вызвать и смех и слёзы. В Ленинграде в 1950-е годы Лидия Георгиевна выпустила несколько концертных программ с партнёрами А. Астаховым, Б. Львовичем, пианистом С. Каганом. Монологи, песенки, фельетоны, сатирические куплеты, зрительные номера составляли программы этих популярных эстрадных спектаклей с названиями «Не проходите мимо», «По разным адресам» и тому подобными, где главным содержанием были миниатюры, или, более точное название, скетчи. Наиболее удачной оказалась программа В. Полякова «Один день» в постановке одного из лучших театральных режиссёров страны Г. Товстоногова. В них она создала множество сатирических образов: разного рода обывательниц, сплетниц, бездельниц и др. Наряду с этим в её репертуаре были и произведения лирические, героические (так, в течение многих лет она исполняла большой театрализованный музыкальный рассказ Виктора Типота «Четыре встречи»). Лидия Георгиевна любила резкую смену костюмов, мгновенные перевоплощения и легко скользила от женских к мужским ролям, щеголяя разными очками, паричками, накладными носами и т. п. Основной ее стиль определялся парадной черной юбкой и черным смокингом с блестящими атласными отворотами. Лидия Атманаки успешно сотрудничала со многими известными писателями и драматургами, в первую очередь с А. Хазиным, В. Поляковым, В. Кресловым, В. Массом и М. Червинским и др. Снималась в кино. Умерла в 1963 г. в Ленинграде, в расцвете творческих сил. См.: "Эстрада в России. ХХ век. Энциклопедия"
Просмотров: 676 |
|
Дата: 17.02.2013
|