Главная » Архив материалов
10 мая 1966 года состав ЧМП пополнил лайнер «Тарас Шевченко». «Писательская» серия пассажирских лайнеров строилась по заказу Министерства морского флота СССР на верфях Германской Демократической Республики. Она состояла из пяти однотипных судов. Головным стал «Иван Франко» (1964), вторым — «Александр Пушкин» (1965), третьим — «Тарас Шевченко» (1966), за ним «Шота Руставели» (1968), завершил серию «Михаил Лермонтов» (1971). «Франко», «Шевченко» и «Руставели» предназначались для ЧМП, а «Пушкин» и «Лермонтов» для Балтийского пароходства. Длина судна — 176 метров при высоте 39 метров, скорость — 18 узлов, 11 палуб, 738 пассажирских мест и 257 членов экипажа. Судно могло перевозить до 300 автомобилей или бронетехнику. С 1972 года все пять судов серии начали переоборудовать в соответствии с требованиями фирм фрахтователей. Установили стабилизаторы качки, расширили общественные пассажирские помещения, дооборудовали пассажирские каюты душевыми и туалетными комнатами. Теплоход «Тарас Шевченко» — третье судно серии — оказался долгожителем среди «братьев-писателей». Его первым капитаном стал Сергей Леванович Дондуа, работавший ранее на пассажирских судах «Белоостров» и «Литва». Сергею Дондуа всегда были присущи высокое организаторское и судоводительское мастерство, инициатива в работе и скромность. К слову, С.Л. Дондуа в 1974 году поднялся на мостик еще одного заметного судна — турбоход «Максим Горький», позднее капитану присвоено звание Героя Социалистического Труда (на фото). «Тарас Шевченко» совершал длительные рейсы во всех морях и океанах. После перевода С. Дондуа, капитаном лайнера назначили Г. Маричереда. После развала ЧМП у судна появились долги за бункер топлива, воды, масла, за снабжение продуктами питания, за обслуживание в портах захода. В 1998 года в разгар кампании по аресту судов Черноморского морского пароходства за долги лайнер был отправлен в средиземноморский круиз, во время которого дважды задерживался, но вернулся в Одессу. В 2001 году судно было приобретено Черноморским производственным объединением «Антарктика» и отремонтировано, но его выход за пределами Черного моря был рискованным из-за возможности ареста. После смены нескольких судовладельцев и переименований с 1989 по 2004 годы, в 2005 году судно под очередным названием «Tara» было продано и разделано на металлолом, как говорится, на иголки, в Бангладеш. |
Ну, уже ж весна? Же ж! Ночи стремительно белеют, как Колчак в 1917-м... Нужно хорошо питаться! Ул. Декабристов, дом 6.
Просмотров: 6 |
|
Дата: 10.05.2024
|
Макс Владимирович Альперт (1899-1980) получил образование фотографа в одесском фотоателье в 1914 году. Уже в начале карьеры он исколесил многие значимые стройки: Магнитку, Турксиб, Большой Ферганский канал. Благодаря географической удалённости от центра, многие его фото хранят колорит национальных республик СССР. До начала войны, как и многие современники, трудился в журнале с говорящим названием «СССР на стройке». Главные свои сюжеты мастер запечатлел во время Великой Отечественной войны, во время которой был корреспондентом ТАСС и Совинформбюро, работал как в тылу, так и на фронте, в боевой обстановке. Самая знаменитая его фотография — «Комбат», ставшая одним из советских символов этой войны. В послевоенные годы сотрудничал с разными изданиями. Был ведущим фотокорреспондентом агентства печати «Новости».
Просмотров: 6 |
|
Дата: 09.05.2024
|
Одесса 9 мая 1945 года Что мы представляем при слове «Одесса»?
Просмотров: 6 |
|
Дата: 09.05.2024
|
Реконструкция формы одежды лиц, служащих на судах "Русского общества пароходства и торговли" обр. 1899г.: 1. Парадная форма начальствующего состава; 2. Парадная форма Инспектора морской части; 3. Обыкновенная рабочая форма старшего механика; 4. Зимняя форма боцмана. Первичные источники: Полное собрание Законов Российской империи, Собрание третье, № 16526 от 19 февраля 1899 г. Первая публикация: Журнал "Петербургский коллекционер" 1(110)/2019 г. стр. 109-112. В 1856 году российские предприниматели, капитан 1-го ранга Николай Аркас и чиновник Николай Новосельский, предложили Министерству финансов Российской империи создать на Чёрном море частное пароходное общество «с целью развития торговли и почтовых сообщений южного края с иностранными и русскими портами». Правительство Российской империи поддержало инициативу Аркаса и Новосельского, усмотрев в ней «очевидную пользу и особую важность столь обширного предприятия, ещё небывалого в нашем отечестве». 3 августа того же 1856 года император Александр II своим указом Высочайше утвердил Устав акционерной компании «Русское Общество Пароходства и Торговли» (РОПиТ). Как явствует из 2-го параграфа I раздела Устава (Цель, обязанности и права Общества) «Русское Общество пароходства и торговли по примеру Российско-Американской компании, состоит под Высочайшим Его Императорского Величества покровительством». Штаб-квартира новой компании разместилась в Одессе. Руководителем общества стал Н. А. Аркас. Половина членов правления были назначены правительством, которое предоставило компании заём на 20 лет. Также было решено выплачивать обществу ежегодное пособие на ремонт пароходов и ежегодную дотацию в виде помильной платы. Одной из причин такой активной поддержки инициативы Аркаса и Новосельского стал Парижский мирный договор, подписанный в марте 1856 года и поставивший точку в Крымской войне. XI статья этого договора предусматривала «нейтрализацию Чёрного моря», запрещавшая черноморским державам иметь на Чёрном море военные флоты. Эта статья ставила Россию в неравноправное положение с Османской империей, которая полностью сохранила свои военно-морские силы, просто разместив их в Мраморном и Средиземном морях, откуда их можно было быстро переместить в Чёрное через контролируемые ею Босфор и Дарданеллы. Властям России, лишившихся возможности иметь свой военный флот на Чёрном море, пришлось идти обходным путём. Поэтому перед новорождённым РОПиТ помимо развития торгового судоходства, была негласно поставлена и другая задача. Общество должно было строить торговые суда, которые в случае войны могли бы выполнять боевые задачи, а также создать и поддерживать базу (экипажи, порты и ремонтные предприятия), необходимые для быстрого воссоздания Черноморского флота. Благодаря поддержке со стороны правительства, в первую очередь государственным субсидиям и займам, а также эффективному менеджменту, РОПиТ быстро добилось успехов, превратившись в одну из крупнейших судоходных компаний Причерноморья. Перевозки грузов и пассажиров РОПиТ начало 21 мая 1857 года. В первый год своей деятельности общество имело 5 пароходов общей вместимостью 5420 тонн, которые обслуживали три линии из Одессы в Николаев, Херсон и порты Кавказа, а также совершали перевозки по Азовскому морю и пробные рейсы из Одессы в порты Крыма и Средиземноморья. Через два года после своего создания общество имело 35 пароходов английской и французской постройки, которые, совершая рейсы по 12 маршрутам, перевезли за 1858 год 123 000 пассажиров и 4 млн пудов грузов, что позволило получить прибыль по итогом года в размере 746 000 рублей. К 1869 году РОПиТ совершал регулярные рейсы на 20 направлениях, в том числе на шести заграничных, включая Египет и Францию, располагая флотом из 63 пароходов и 38 барж. Общество стало ведущей судоходной компанией в торговле с Турцией, доставляя туда из России керосин, зерно, спирт, изделия из металлов, ткани и другие товары, везя в обратном направлении кофе, табак, изюм, орехи и различные экзотические товары. Также РОПиТ совершал рейсы между Керчью и Таманью. Помимо коммерческих грузов и пассажиров, суда РОПиТ перевозили правительственную почту и курьеров, войска и военные грузы. В 1858 году компания заключила контракт с Сардинским королевством на использование порта Вильфранш-сюр-Мер в Средиземном море сроком на 24 года. В 1860-х годах акции РОПиТ стали котироваться на Санкт-Петербургской бирже. С 1 января 1898 года стал действовать новый флаг компании, утверждённый морским министерством и императором — на российском бело-сине-красном флаге в верхней белой полосе у древка помещалась золотая императорская корона, а в вольной части белой полосы — золотой почтовый рожок. К 1910 году РОПиТ стало крупнейшей пароходной компанией России. Флот общества включал 76 пароходов общим водоизмещением 200 тысяч тонн и более 140 подсобных плавсредств. Все суда РОПиТ оценивались в 24,5 млн рублей. В 1913 году общий тоннаж флота общества составлял 20 % общего тоннажа торгово-пассажирского флота России. Суда РОПиТ посещали порты Атлантического, Тихого и Индийского океанов. В начале первой мировой войны большое количество кораблей общества были заблокированы в Чёрном море. Пароходы были мобилизованы в состав Военно-транспортной флотилии Чёрного моря, обеспечивая воинские перевозки на театре военных действий. Важной статьёй доходов РОПиТ была перевозка паломников из России в Палестину к святым местам. РОПиТ активно участвовало в различных выставках. В 1882 году общество было награждено почётным отзывом «За деятельность по устройству механических приспособлений для нагрузки и выгрузки товаров, каменного угля и антрацита» Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве. В 1910 год РОПиТ представил большую экспозицию в собственном павильоне во время Одесской фабрично-заводской, художественно-промышленной и сельскохозяйственной выставке, организованной Одесским отделением Императорского русского технического общества и Императорским обществом сельского хозяйства южной России. В частности, в павильоне работала станция беспроволочного телеграфа, осуществлявшая регулярные сеансы связи с пароходом «Цесаревич Георгий», совершавшим в тот момент очередной рейс по крымско-кавказской линии. Во время русско-японской войны 1904—1905 гг. РОПиТ передал в состав военного флота три новейших парохода «Юпитер», «Меркурий» и «Метеор», которые в составе русской эскадры участвовали в Цусимском сражении. В том же 1910 году РОПиТ «задалось целью оказать посильное содействие более тесному сближению с названными странами [Турции, Греции, Египта и славянских восточных стран] и дать необходимый толчок широкому развитию отечественной экспортной торговли на Ближнем Востоке». Для этого самый современный и лучший на тот момент пароход общества «Император Николай II» был использован в качестве базы для «Плавучей выставки предметов русского производства». Товары 135 компаний юга России, Москвы, Петербурга и Польши в течение двух месяцев экспонировались в Варне, Бургасе, Константинополе, Салониках, Пирее, Александрии, Порт-Саиде, Яффе, Бейруте, Триполи, Мессине, Смирне, Трапезунде и других портах Чёрного и Средиземного морей. В рамках выставки проходили выступления военного и балалаечного оркестров. Но вначале выставка направилась в Ялту, где её посетил Николай II, находившийся на отдыхе в Ливадии, и «благословил» её. Н. А. Новосельский позднее участвовал в слиянии пароходных компаний «Кавказ» (перевозки по Каспийскому морю) с работающими на Волге «Меркурием» и «Русалкой», строил железные дороги, развивал курорты Кавказских Минеральных Вод, 11 лет был городским главой Одессы, прославившись постройкой в городе водопровода и канализации. Адмирал Николай Чихачев, директор-распорядитель РОПиТа с 1862 по 1876 год, впоследствии возглавлял Главный морской штаб и управлял Морским министерством. Реконструкция знаков различия должностей судовых команд "Русского общества пароходства и торговли" обр. 1899г.: а.- знаки различия на воротниках сюртуков, b.- знаки различия на воротниках летних кителей, пальто и укороченных пальто, с.- наплечные плетёнки, d.- нарукавные знаки. 1. Инспектор морской части; 2. Капитан; 3. Старший помощник; 4. Старший механик; 5. Второй помощник; 6. Первый механик; 7. Третий помощник; 8. Второй механик. Первичные источники: Полное собрание Законов Российской империи, Собрание третье, № 16526 от 19 февраля 1899 г. Первая публикация: Журнал "Петербургский коллекционер" 1(110)/2019 г,. стр. 109-112.
Просмотров: 7 |
|
Дата: 07.05.2024
|