Главная » 2020 Апрель 15 » 140 лет назад Итальянская стала Пушкинской...
21:55 140 лет назад Итальянская стала Пушкинской... | |
Этот бюст установлен в Одессе. Изваяла скульптуру нам эту (Н. Шапарев) 16 апреля 1889 года в Одессе был открыт третий в ее истории памятник – Александру Сергеевичу Пушкину. Памятник находится на Приморском бульваре в той его части, которая примыкает к зданию Городской думы (во времена сооружения памятника в этом здании располагалась не дума, а городская биржа). Памятник представляет собой бюст поэта, помещённый на высокий квадратный в сечении пьедестал из гранита. Под бюстом – лира, за ней, по диагонали, – перо и пятиконечная звезда с лучом, обращённым вниз. Такое расположение звезды символизировало связь поэта с альманахом «Полярная Звезда». Когда-то звезда была выполнена из хрусталя, даже предполагалось освещать её электричеством, но проект не был воплощён в жизнь. В нижней части пьедестала из четырёх углов его бьют струи воды, изливающиеся из ртов морских существ (стилизованных дельфинов) и падающие в четыре большие бронзовые вазы, расположенные по углам пьедестала у его основания. Вода, переполняя вазы, стекает в большой гранитный резервуар, обрамляющий памятник. На лицевой стороне памятника, обращённой к бульвару, имеется надпись: «А. С. Пушкину граждане Одессы», подчеркивающая, на чьи средства поставлен монумент. Выше, на лентах в основании лиры начертано: «1820–1824» – годы южной ссылки поэта. С лицевой стороны памятника на верхней ступени видна полустертая надпись: «Гранит Гниванских ломок Винницкого уезда Подольской губ. пожертвован…» На полукруглом валике, окаймляющем основание бюста, со стороны, обращённой к морю, вырезано: «По проекту Хр. Васильева лепила Ж. Полонская, отлив. А. Моран». На драпировке бюста там, где она ниспадает на старый герб Одессы, выгравирована надпись: «Ж. Полонская». Ниже, на гранитном постаменте выбито: «Сооружёнъ въ 1888 году». О планах сооружения памятника А. С. Пушкину было заявлено летом 1880 года, во время мероприятий, посвящённых дню рождения поэта. В Одессе, городе университетском и связанном с биографией самого поэта, проходили памятные пушкинские дни. Накануне дня рождения поэта на заседании в Императорском Новороссийском университете, собранном по инициативе Одесского городского головы Г. Г. Маразли, прозвучала совместная инициатива Славянского благотворительного общества, Одесского городского общественного управления и Новороссийского университета увековечить память Пушкина в Одессе. На заседании, между прочими, выступал Николай Тройницкий, тогдашний редактор газеты «Одесский вестник», который в юности, в годы учёбы в Ришельевском лицее, видел Пушкина. Одесская делегация присутствовала на главном событии всероссийского чествования тех дней – открытии первого памятника Пушкину в Москве работы А. М. Опекушина. Изначально памятник предполагалось установить на Театральной площади, между Городским театром и Английским клубом, но посчитали имеющееся место недостаточным по размерам. 25 июня 1880 года городская Дума постановила отвести место на Николаевском бульваре, против здания Биржи, для сооружения фонтана с бюстом по частной подписке. Этим же постановлением Славянскому обществу было выделено 300 рублей из городских сумм на премию за лучший проект памятника. Тогда же Итальянскую улицу Одессы переименовали в Пушкинскую. В конце 1880 года была образована Комиссия по сооружению памятника, в состав которой вошли представители Городской управы (Н. В. Велькоборский), университета (профессора Н. П. Кондаков, А. А. Кочубинский), Славянского общества (И. И. Бобарыкин, председатель Комиссии, и Р. И. Мрачек), Общества изящных искусств (Д. Е. Мазиров, Ф. О. Моранди, В. А. Красовский, впоследствии – Л. Л. Влодек). Комиссия открыла свои действия 29 мая 1881 года, опубликовав в газетах воззвание к одесситам с просьбой жертвовать средства на сооружения памятника и огласив условия конкурса на лучший памятник. По условиям последнего общая смета определялась в 5000 рублей, две премии за лучшие проекты соответственно в 300 и 100 рублей, а срок подачи проектов – до 31 декабря 1881 года. Проекты должен был оценивать экспертный совет, в который входили достойные профессионалы: архитекторы А. И. Бернардацци, А. Д. Тодоров, А. Э. Шейнс, инженер А. А. Швенднер. К назначенному сроку было подано только четыре работы, но все они были отклонены Комиссией и экспертным советом. Конкурс продлили до 1 мая 1882 года, и к этой дате поступило пять новых предложений. Первая премия была присуждена проекту под девизом: «Это – тот ничтожный мира, что, когда бряцала лира, жег сердца нам как пророк», вторая – с девизом «Поэту – зодчий». После раскодирования девизов оказалось, что первым назван архитектор Х. К. Васильев, а вторым – З. И. Жуковский. После окончательного утверждения проекта памятника и изучения состояния грунта в месте постройки общая смета работ составила уже 6520 рублей. Сбор средств шёл очень медленно – меркантильные одесситы не спешили жертвовать деньги на памятник. В марте 1886 года Комиссия обратилась с просьбой к городскому общественному управлению соорудить памятник за счёт средств города к 50-летию кончины поэта, то есть к 29 января (10 февраля) 1887 года, но в этой просьбе было отказано, так как Дума не хотела менять изначальную идею сооружения памятника по всенародной подписке, на что и было в своё время дано Высочайшее разрешение 26 января 1887 года, осознавая, что сооружение монумента находится под угрозой, Комиссия обратилась в правление Славянского благотворительного общества с предложением взять дело по сбору средств на памятник на себя, изготовить новые подписные листы и приурочить закладку памятника к годовщине смерти поэта. Уже 2 февраля произошла торжественная закладка памятника при участии высших властей города, представителей муниципалитета и многочисленной публики. Торжественное открытие памятника состоялось 16 апреля 1889 года в 12-м часу дня. Жозефина Антоновна Полонская (урожденная Рюльманн) – скульптор-портретист, первая женщина-скульптор в России. Родилась 15 декабря (3 декабря по ст.ст.) 1843 года в Петербурге. Крещена в церкви Св. Екатерины в Петербурге: «Декабря двадцать девятого дня 1843 я, отец Тадеуш Сикорски Ордена Проповедников окрестил младенца именами Жозефина Гертруда, родившегося третьего дня того же месяца и года, незаконнорожденную дочь Йоанны Рюльманн. Восприемниками были: Лео Цецерски и Анна Рюльманн. Ассистировала: Доротея Элизабет Богасловска». Судьба ее не совсем обычна. Сестра и брат, Жозефина Гертруда и Антон Рюльманны, были незаконнорожденными детьми (носили фамилию матери). Средства к существованию давала им служба в доме одного из идеологов народничества Петра Лавровича Лаврова. Антон, студент петербургской медико-хирургической Академии, был домашним учителем сына Лаврова, Жозефина – компаньонкой его жены Антонины Христиановны (родным языком обеих был немецкий). У них была еще сестра Каролина Элеонора (при переходе в православие стала Лидией Антоновной). 13 мая 1866 года в доме врача Конради с юной Жозефиной Рюльманн познакомился 47-летний поэт и прозаик Яков Петрович Полонский (1819-1898). А уже 2 июня 1866 года Яков Петрович сделал Жозефине предложение: «Если б в голове моей возникло хоть малейшее сомнение в том, что я люблю Вас, если б я в силах был вообразить себе те блага или те сокровища, на которые я мог бы променять счастье обладать Вашей рукою, если б на минуту струсил перед неизвестным будущим, я счел бы чувство мое непрочным, скоропреходящим, воображаемым – и, поверьте, не осмелился бы ни писать к Вам, ни просить руки Вашей…». Она дала согласие. 17 июля 1866 года Яков Петрович Полонский и Жозефина Антоновна Рюльманн обвенчались. В 1868 году в семье Полонских родился сын Александр (22.07.1868-1934), через 2 года – дочь Наташа (18.08.1870-?), еще через 5 лет – сын Борис (05.05.1875-23.06.1923). С лета 1878 года получили широкую известность «пятницы» в доме Полонских. Идея «пятниц»: собирание во имя прогресса и общего блага в единую дружную семью деятелей науки и искусства независимо от их взглядов и убеждений. «Пятницы» начинались поздно вечером, после концертов и спектаклей. Посещали их литераторы: Лесков, Гончаров, Гаршин, Аверкиев, художники Айвазовский, Репин, пианистка Синягина-Блюменфельд и др. Традиция «пятниц» продолжалась и после смерти Я. П. Полонского до 1916 года. Жозефина Антоновна была неизменной хозяйкой и непременным членом литературно-художественного кружка имени Я. П. Полонского, а секретарем-распорядителем кружка все годы был Борис Яковлевич Полонский, сын поэта. В годы замужества Жозефина Антоновна открыла в себе дарование скульптора, начала учиться ваянию и достигла больших успехов. Полонский оказался Пигмалионом по отношению к своей жене, сделав все возможное, чтобы ее прирожденный талант развился. В 1886 году Жозефина Антоновна окончила Центральное училище технического рисования барона Штиглица, в котором училась у академика скульптуры М. А. Чижова. В 1885 году она принимала участие в выставке Академии художеств. Жозефина Полонская выполнила скульптурные портреты Вольтера, Якова Полонского, Софьи Ковалевской, Афанасия Фета, Ивана Тургенева (бюст установлен в 1885 году на могиле писателя на Волковском кладбище в Петербурге) и Александра Сергеевича Пушкина для памятника поэту в Одессе. Скончалась Жозефина Антоновна Полонская 6 января 1920 года в Петербурге. Похоронена на Новодевичьем кладбище. | |
|