
Какой жанр у
Одесской Песни?
Романс? Вряд
ли.
Народная?
Безусловно, народная, потому что легко подхватывается и с удовольствием
исполняется народом. И даже – народами. Но, как кажется, народ не собрать,
чтобы, путём коллективного творчества родилось что-то вроде «Бубличков» или «Как
на Дерибасовской…». Правильно. У этих песен есть вполне конкретные авторы.
Бардовская?
Видимо, не совсем. Бардовская песня более личная, связана с гражданской или
душевной лирикой, весьма требовательна к текстам и, безусловно, неотъемлема от
авторов. Бардовская – значит всегда чья то. А авторов одесских песен народ
неблагодарно забывает тут же. Да и они щедро делятся произведениями, отпуская
их в долгое плавание. Ага, «В нашу гавань…»
Шансон? (фр.
chanson – песня) – жанр вокальной музыки; слово употребимо в двух значениях: светская
многоголосная песня на французском языке эпохи позднего Средневековья и
Возрождения; французская эстрадная песня в стилистике кабаре. Фактически – первостепенное
значение придается поэтической компоненте песни, и автор, как правило, сам
является исполнителем. Русский шансон (по аналогии с французским шансоном) –
собирательный термин, которым обозначают различные жанры русской музыки:
бардовская песня, городской романс, военные, эмигрантские, русские народные и
некоторые эстрадные песни. В российской музыкальной индустрии термин «русский
шансон» был введён как эвфемизм в 1990-х годах, когда блатная песня стала
звучать на эстраде, по радио и на телевидении. Но разве одесские песни можно
назвать блатными, уголовными?
Блатная песня
– песенный жанр, который воспевает тяжёлый быт и нравы уголовной среды,
изначально рассчитанный на сообщество заключённых и лиц, близких к преступному миру.
Зародился в Российской империи и получил распространение в Советском Союзе и
впоследствии в странах СНГ. Со временем в жанре блатной музыки стали писаться
песни, которые выходят за рамки криминальной тематики, однако сохраняют её характерные
особенности (мелодика, жаргон, повествование, мировоззрение). C 1990-х годов
блатную песню в российской музыкальной индустрии действительно маркетируют под
названием «русский шансон». Но правильно ли это?
Таким образом,
как представляется неискушённым людям, Одесская Песня – особый, отличный от
других жанр городской авторской песни, предтеча и эстрады, и некоторых джазовых
направлений, и, в чём-то, русского шансона.
Именно в этом
контексте, во внепрограммной части Питерского фестиваля «Шансон белых ночей»
Клуб одесситов Санкт-Петербурга приглашает своих членов и сочувствующих на своё
заседание «Вечер авторской песни с Кирой Кафт». Где и будет произведено
прикладное исследование – органолептическим методом (послушать и посмотреть, а
также попробовать) Одесских Песен. И не только.
Да, прибывающая
к нам из Германии одесситка, давний уже друг, автор-исполнитель Кира Кафт снова
у нас. Нет, не в гостях, У нас она – дома. Её поддержат коллеги по творческому
цеху Дмитрий Фомин и Вячеслав Тимофеев.
Кира
Михайловна Фукшанская, певица, поэт, продюсер (сценическое имя Кира Кафт) –
человек, не нуждающийся в представлении, наиболее ярко о ней говорят ее
колоритные песни. Настоящая одесситка, не по характеристике жанра, а по части
родословной: со стороны мамы в шестом поколении, со стороны папы – в третьем.
Родилась в городе-герое Одессе, выросла в атмосфере талантливых людей,
посвятивших большую часть жизни музыке.
Отец, Михаил
Львович Фукшанский, одессит, вырос в семье лётчика и оперной певицы Лидии
Михайловны Мультянер, которая была невероятно талантливым и известным
человеком, одним из первых педагогов по вокалу, тогда еще мало знаменитого,
Вилли Токарева. В 60-х годах прошлого столетия, Лидия Михайловна преподавала
вокал для ведущих исполнителей «Ансамбля Северного Флота СССР» в Мурманске, а в
1963 году, под сопровождением А. И. Микояна, пела для кубинского лидера
Фиделя Кастро. Отец окончил дирижерско-хоровое отделение Мурманского
музыкального училища.
Мама, Любовь
Владимировна Фукшанская (Водрар), экономист по образованию, не обладала
вокальными данными, но всегда мечтала о сценической карьере для своей дочери.
Кира Кафт с
детства уже была просто обречена стать звездой эстрады. Чему немало
поспособствовал ее очень необычный и весьма сильный голос. Она окончила
Одесскую музыкальную школу со счастливым номером 13 по классу «Народный вокал и
бандура», с успехом участвовала в различных музыкальных конкурсах, пела в
ансамбле «Грай, бандуро», танцевала в коллективах «Одесский сувенир», «Юнга»,
«Детство», с четырех лет являлась финалисткой многочисленных детских
фестивалей.
Впервые Кира
попробовала свои силы на сцене в 1999 году, став лауреатом и финалисткой
конкурса «Дети Одессы-99» с песней Ларисы Долиной «Прогулка по Одессе».
Призовые места во многих одесских конкурсах завоёвывала легко благодаря
отличным вокальным данным и мастерству профессиональных педагогов Клавдии Шкуро
и Олеси Небоги и авторам песен Ольги Тимошенко и Илоны Ерошкиной.
Кира Кафт
стала известна широкой публике после удачного выступления на фестивалях
«Сергеевские Зори» и «Фантазии моря» в Одессе в 2001 году, получив «гран-при»
за композиции «Неопытная Любовь», в которой она выступила как автор и
исполнитель, и «Глупые слова» автора Илоны Ерошкиной. Красивая, харизматичная,
с отличной вокальной техникой, невероятно артистичная, Кира без труда покорила
зрителей и жюри.
Эти премии
мгновенно сделали ее довольно знаменитой. И позволили вокалистке стать
одновременно участницей и ведущей «Одесского хит-парада» 2001–2002 года. Кира
выступила как исполнительница, композитор, автор и получила первый приз в
номинации «Лучший хит Одессы 2001» за песню «Неопытная любовь», автором слов и
музыки явилась сама исполнительница.
Сценический
псевдоним Кира Кафт достался от прабабушки, Киры Яковлевны Кафтановатой, 1895
года рождения, которая в прошлом мечтала стать оперной певицей, но, к
сожалению, не обладала ни слухом ни голосом. В 2002 году Кира Кафт записала
свой первый профессиональный студийный альбом «Безумства или неопытная любовь»,
главным спонсором которого явилась бабушка певицы Чарита Абрамовна Белявская, в
прошлом, известный бухгалтер в Одессе. Альбом получился лирическим, наполненным
романтическими композициями о любви.
В 2002 году
Кира Кафт переехала в Германию. В карьере певицы наступил период творческого
спокойствия, который завершился выходом в 2007 году нового альбома «Я –
Одесситка!». Пластинка насыщена веселыми песнями об Одессе, об одесситах, о
ностальгических воспоминаниях, такой себе диалог с родиной в исполнении Киры
Кафт. Альбом «Я – Одесситка!» просто взорвал радиостанции, а песни «Я –
Одесситка» и «Одесские булочки» стали также популярны и любимы, как всем
известные «Мясоедовская» и «Семь сорок».
С 2007 года
Кира почетный член жюри ежегодного фестиваля «Плай Натал», Молдова и
Международного молодежного фестиваля «Сергеевские Зори», а так же продюсер,
автор, композитор и исполнитель замечательных песен о любви и об Одессе.
А с 2009 года
Кира Кафт еще и мама замечательной дочери Арины, которая, возможно
когда-нибудь, станет музыкальным продолжателем фамилии.
До глубины
души одесситка, талантливая, целеустремленная, Кира Кафт продолжает радовать
собой и своим творчеством, при этом оставаясь счастливой любящей женой и
заботливой матерью. Наши аплодисменты!!!
Дорогие
друзья, мероприятие состоится 27 июля, в 19.00, в арт-кабачке «Одесса-мама»,
что на улице Караванная, дом. 5. Просьба заранее не наедаться…
И, затем, все приглашаются на уже официальное открытие фестиваля "Шансон белых ночей"!
