Святослав Теофилович Рихтер (7 [20] марта 1915, Житомир – 1 августа 1997, Москва) – советский и российский пианист. Герой Социалистического Труда (1975), народный артист СССР (1961), лауреат Ленинской (1961), Сталинской (1950), Государственной премии РСФСР имени М. Глинки (1987) и Государственной премии Российской Федерации (1996).
Один из крупнейших пианистов XX века, чья виртуозная техника сочеталась с огромным репертуаром и глубиной интерпретаций.
Родился 7 (20) марта 1915 года в Житомире в семье российских немцев, отец – пианист, органист и композитор Теофил Данилович Рихтер (1872–1941), преподаватель Одесской консерватории и органист городской кирхи; мать – Анна Павловна Москалёва (1892–1963), по матери фон Рейнке, из русских дворян немецкого происхождения. Во время Гражданской войны семья была разъединена, Святослав жил в семье тётки Тамары Павловны, от которой унаследовал любовь к живописи, ставшей первым его творческим увлечением.
В 1916 году семья переехала в Одессу, где начал учиться игре на фортепиано и композиции. Пианист вспоминал, что в детстве и в юношеские годы огромное влияние на него оказал отец, который был его первым учителем и игру которого он постоянно слушал. Некоторые источники указывают, что Святослав был в основном самоучкой, однако это скорее относится к тому, что он не проходил стандартный курс фортепиано, играя гаммы, упражнения и этюды. Первым произведением, которое он начал играть, был ноктюрн Ф. Шопена. В это время также пишет несколько театральных пьес, интересуется оперным театром и вынашивает планы стать дирижёром. С 1930 по 1932 год работал пианистом-концертмейстером в одесском Доме моряка, затем – в Одесской филармонии. Первый сольный концерт, составленный из сочинений Ф. Шопена, состоялся в 1934 году, вскоре он получил место концертмейстера в Одесском оперном театре.
Его надежды стать дирижёром не оправдались. В 1937 году поступил в Московскую консерваторию в класс фортепиано Г. Нейгауза, однако уже осенью был из неё отчислен (после отказа изучать общеобразовательные предметы) и уехал обратно в Одессу. Вскоре, тем не менее, по настоянию Г. Нейгауза, вернулся в Москву и восстановился в консерватории, диплом получил лишь в 1947 году. Московский дебют пианиста состоялся 26 ноября 1940 года, когда в Малом зале консерватории он исполнил Шестую сонату С. Прокофьева – впервые после автора. Ещё через месяц в первый раз выступил с оркестром. Солист Московской филармонии.
С началом войны остался в Москве. Его отец, находившийся в Одессе, был арестован советскими властями и вскоре расстрелян, как и многие другие немцы, а мать после освобождения города от оккупации нацистами покинула город вместе с отступавшими войсками и поселилась в Германии. Сам пианист в течение многих лет считал её погибшей. Во время войны вёл активную концертную деятельность, выступал в Москве, гастролировал по другим городам СССР, играл в блокадном Ленинграде. В исполнении пианиста впервые прозвучал ряд новых сочинений, в том числе Седьмая фортепианная соната С. Прокофьева.
Большим другом и наставником пианиста была А. И. Трояновская (1885–1977), в её доме в Скатертном переулке он занимался на знаменитом рояле Н. К. Метнера. В 1943 году впервые встретился с певицей Н. Дорлиак, ставшей впоследствии его женой. Рихтер и Дорлиак часто вместе выступали в концертах.
После войны получил широкую известность, победив на Третьем Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей (первая премия была поделена между ним и В. Мержановым), и стал одним из ведущих советских пианистов. Его концерты в СССР и странах Восточного блока пользовались большой популярностью, однако выступать на Западе ему в течение многих лет не разрешалось. Это было обусловлено тем, что он поддерживал дружеские отношения с опальными деятелями культуры, среди которых были Б. Пастернак и С. Прокофьев. В годы негласного запрета на исполнение музыки композитора пианист часто играл его произведения, а в 1952 году в первый и единственный раз в своей жизни выступил в качестве дирижёра, проведя премьеру Симфонии-концерта для виолончели с оркестром (солировал М. Ростропович). Девятая соната С. Прокофьева посвящена пианисту и впервые им исполнена.
Настоящей сенсацией стали его концерты в Нью-Йорке и других городах Америки в 1960 году, за которыми последовали многочисленные записи, многие из которых до сих пор считаются эталонными. В том же году музыканта наградили премией «Грэмми» (он стал первым советским исполнителем, удостоенным этой награды) за исполнение Второго фортепианного концерта И. Брамса.
В 1952 году исполнил роль Ф. Листа в фильме Г. Александрова «Композитор Глинка».
В 1960–1980 годах продолжил активную концертную деятельность, давая более семидесяти концертов в год. Много гастролировал по разным странам, предпочитая играть в камерных помещениях, а не в больших концертных залах. В студии пианист записывался сравнительно мало, однако сохранилось большое количество «живых» записей с концертов.
Необычайно широкий репертуар пианиста охватывал сочинения от музыки барокко до композиторов XX века, нередко исполнял целые циклы произведений, как например «Хорошо темперированный клавир» И. С. Баха. Заметное место в его творчестве занимали сочинения Й. Гайдна, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Листа и С. Прокофьева. Исполнение отличалось техническим совершенством, глубоко индивидуальным подходом к произведению, чувством времени и стиля.
Святослав Рихтер – основоположник ряда музыкальных фестивалей, в том числе ежегодного летнего Фестиваля «Музыкальные празднества в Турени» (проводятся с 1964 года в помещении средневекового амбара в Меле близ Тура, Франция), «Декабрьских вечеров» в Музее имени А. Пушкина (с 1981 года), в рамках которых выступал с ведущими музыкантами современности, в числе которых – скрипач О. Каган, альтист Ю. Башмет, виолончелисты М. Ростропович и Н. Гутман, а также музыкального фестиваля в Тарусе (проводится с 1993 года).
В отличие от многих крупных музыкантов, никогда не занимался преподаванием.
В последние годы жизни из-за болезней часто отменял концерты, но продолжал выступать. Во время исполнения по его требованию на сцене была полная темнота, и лишь ноты, стоящие на пюпитре фортепиано, освещались лампой. По мнению пианиста, это давало публике возможность сконцентрироваться на музыке, не отвлекаясь на второстепенные моменты.
В постсоветский период жил преимущественно в Париже, а незадолго до кончины – 6 июля 1997 года – возвратился в Россию. Последний концерт пианиста состоялся в 1995 году в Любеке.
Святослав Рихтер скончался 1 августа 1997 года в Центральной клинической больнице от сердечного приступа. Отпевание проходило в церкви Иоанна Воина на Якиманке. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Милый, добрый, честный, интеллигентный, смелый, талантливый, настоящий, умнейший, щедрый, душевный, свой.... Рухнул дуб одесского краеведения... Жгучая боль... Прощайте, Олег Губарь, лучший из одесситов.
Светлая память! Одесса плачет... Мы скорбим.
Одно может утешить, что Олег Губарь будет теперь за Одессу прямо у Господа просить и Господь нас услышит через Олега.
Теперь Олег наш представитель на Небесах, поэтому мы искренне желаем - Царствия Небесного новопреставленному р. Божьему Олегу...
Вы совсем даже его не знаете, наверное. Или знаете лучше меня. Но я расскажу. Надо было живым делиться, а я вот. Прошляпила. Он простит, он невероятно добрый. Он сердце, совесть, история, мудрость нынешней Одессы. С ним было легко и тепло, как с родным каким-то дядькой. Словно за руку вёл. Мы никогда не виделись и не встречались в реальной жизни, но он был рядом порой тогда, когда люди из реальной жизни и не подходили. А он мог теплом обнять. Словом. Почитайте его публикации, погуляйте по ЕГО городу... Одессе, которую мы уже не увидим. Правда, это теперь полистать надо. Но вдруг захочется?
Прощайте, друг мой. Спасибо за каждое слово!
Олег Иосифович. Глупо прозвучит, но я вас так любила и так много лет готовилась жить без вас и всё равно не готова. Как же без Вас ? Без вас не бывает.
Олег Губарь. Ушёл в вечность наш почетный гражданин, краевед, автор многочисленных трудов по истории города. Спасибо за всё и низкий поклон, вечного неба Вам, уважаемый наш Олег Иосифович, Вы его точно заслужили своим трудом на этой земле, и в этом городе. Одно из последних посланий нам, Одесситам: СОХРАНЯЙТЕ СВОЮ ИДЕНТИЧНОСТЬ !
Светлая память! Это пример человека, как надо сильно любить свой город, чтобы посвятить ему всю жизнь! Спасибо Вам за бесценное наследие, оставленное для последующих поколений, оно бесценно!
Сегодня ушёл из жизни настоящий Одессит, истинный патриот и Человек с большой буквы ....(((
Очень горько Это невосполнимая утрата для нас всех. Таких, как Олег, больше не делают ...
Покойся с миром, Иосифович ! Светлая тебе память!
Он замолчал. Теперь он ваш, потомки.
Как говорится, «дальше — тишина».
…У века завтра лопнут перепонки —
Настолько оглушительна она....
Светлая память дорогому нашему Олегу Иосифовичу.... невосполнимо ....
Закончилась земная эра Олега Губаря...
Эра в истории Одессы. Душа города осиротела. Он держал на своих плечах её историю и память! Он нёс вселенскую любовь и доброту! Вечная и благодарная память тебе, Великий Одессит!
Солнце светит, и небо синее, а должно плакать. Особенный человек умер, большого света и мужества человек, не шедший на поводу ни у недуга, ни у толпы — до последнего. Чудесный черноморский самурай с палочкой, сжившийся со смертью, как и учит Хагакурэ, и незло подшучивавший над нею, удивительно чуждый всяческих пакостей, завистей и суетностей, образцово прекрасный.
Может, оттого и не плачет небо, и светит солнце, что человек был пресветлый. Плачь, жемчужина у моря, но и гордись. Осиротел город Одесса, но и обрёл на небесах заступника, какого давно у него не было. Прощайте, Олег Губарь, спасибо, что были. Царствие Небесное — оно именно таких, как Вы.
Осиротела Одесса...
Её честь и совесть, её ясный ум и огромное сердце сегодня перестало биться.
Это огромная потеря для всех нас и для меня лично.
Совершенно родной, близкий, понятный и всей душой уважаемый.
Лезет какая-то банальщина от ужаса и неверия в произошедшее.
Так хотелось чтоб он жил и еще долго дарил нам это ощущение нужности.
Я впервые его узнала и влюбилась после прочтения его трогательного рассказа о том, как он в гаражах нашёл умирающую собаку и не смог уйти. Сидел и держал на своих коленях, чтобы не оставить ее в последние минуты жизни. Так и закрыл ей глаза.
После начала читать его и для меня открылась целая вселенная знаний и любви.
До знакомства с ним, я думала, что я люблю свой город. Я была наивной и недалекой... Он своим примером всем нам показал, что такое настоящая любовь к своему городу, к своим близким и далёким одесситам.
Вечной памяти не бывает, но память о Губаре, несомненно переживет всех нас. Светлая память, дорогой наш Человек!!!
Осиротела Одесса...
Горе в Одессе! Ушёл от нас Олег Губарь. Человек, который открыл для нас историю Одессы от первого быта одесситов до великих градоначальников...
Я не знаю человека, кто бы посвятил столько времени изучению любимого города, как Олег Губарь.
Годы в холодных архивах и библиотеках Одессы... Как говорил сам Олег Иосифович: « В архивах самые частые гости - это я и крысы»
А с какой силой духа был !..
Спасибо за ваш труд !!! Светлая Память ... Душа плачет ....
Это - последнее видео и песня Олега Иосифовича....(