Главная » 2021 Март 20 » Ко Дню рождения Святослава Рихтера
18:07 Ко Дню рождения Святослава Рихтера | |
Святослав Теофилович Рихтер (7 [20] марта 1915, Житомир – 1 августа 1997, Москва) – советский и российский пианист. Герой Социалистического Труда (1975), народный артист СССР (1961), лауреат Ленинской (1961), Сталинской (1950), Государственной премии РСФСР имени М. Глинки (1987) и Государственной премии Российской Федерации (1996). Один из крупнейших пианистов XX века, чья виртуозная техника сочеталась с огромным репертуаром и глубиной интерпретаций. Родился 7 (20) марта 1915 года в Житомире в семье российских немцев, отец – пианист, органист и композитор Теофил Данилович Рихтер (1872–1941), преподаватель Одесской консерватории и органист городской кирхи; мать – Анна Павловна Москалёва (1892–1963), по матери фон Рейнке, из русских дворян немецкого происхождения. Во время Гражданской войны семья была разъединена, Святослав жил в семье тётки Тамары Павловны, от которой унаследовал любовь к живописи, ставшей первым его творческим увлечением. В 1916 году семья переехала в Одессу, где начал учиться игре на фортепиано и композиции. Пианист вспоминал, что в детстве и в юношеские годы огромное влияние на него оказал отец, который был его первым учителем и игру которого он постоянно слушал. Некоторые источники указывают, что Святослав был в основном самоучкой, однако это скорее относится к тому, что он не проходил стандартный курс фортепиано, играя гаммы, упражнения и этюды. Первым произведением, которое он начал играть, был ноктюрн Ф. Шопена. В это время также пишет несколько театральных пьес, интересуется оперным театром и вынашивает планы стать дирижёром. С 1930 по 1932 год работал пианистом-концертмейстером в одесском Доме моряка, затем – в Одесской филармонии. Первый сольный концерт, составленный из сочинений Ф. Шопена, состоялся в 1934 году, вскоре он получил место концертмейстера в Одесском оперном театре. Его надежды стать дирижёром не оправдались. В 1937 году поступил в Московскую консерваторию в класс фортепиано Г. Нейгауза, однако уже осенью был из неё отчислен (после отказа изучать общеобразовательные предметы) и уехал обратно в Одессу. Вскоре, тем не менее, по настоянию Г. Нейгауза, вернулся в Москву и восстановился в консерватории, диплом получил лишь в 1947 году. Московский дебют пианиста состоялся 26 ноября 1940 года, когда в Малом зале консерватории он исполнил Шестую сонату С. Прокофьева – впервые после автора. Ещё через месяц в первый раз выступил с оркестром. Солист Московской филармонии. С началом войны остался в Москве. Его отец, находившийся в Одессе, был арестован советскими властями и вскоре расстрелян, как и многие другие немцы, а мать после освобождения города от оккупации нацистами покинула город вместе с отступавшими войсками и поселилась в Германии. Сам пианист в течение многих лет считал её погибшей. Во время войны вёл активную концертную деятельность, выступал в Москве, гастролировал по другим городам СССР, играл в блокадном Ленинграде. В исполнении пианиста впервые прозвучал ряд новых сочинений, в том числе Седьмая фортепианная соната С. Прокофьева. Большим другом и наставником пианиста была А. И. Трояновская (1885–1977), в её доме в Скатертном переулке он занимался на знаменитом рояле Н. К. Метнера. В 1943 году впервые встретился с певицей Н. Дорлиак, ставшей впоследствии его женой. Рихтер и Дорлиак часто вместе выступали в концертах. После войны получил широкую известность, победив на Третьем Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей (первая премия была поделена между ним и В. Мержановым), и стал одним из ведущих советских пианистов. Его концерты в СССР и странах Восточного блока пользовались большой популярностью, однако выступать на Западе ему в течение многих лет не разрешалось. Это было обусловлено тем, что он поддерживал дружеские отношения с опальными деятелями культуры, среди которых были Б. Пастернак и С. Прокофьев. В годы негласного запрета на исполнение музыки композитора пианист часто играл его произведения, а в 1952 году в первый и единственный раз в своей жизни выступил в качестве дирижёра, проведя премьеру Симфонии-концерта для виолончели с оркестром (солировал М. Ростропович). Девятая соната С. Прокофьева посвящена пианисту и впервые им исполнена. Настоящей сенсацией стали его концерты в Нью-Йорке и других городах Америки в 1960 году, за которыми последовали многочисленные записи, многие из которых до сих пор считаются эталонными. В том же году музыканта наградили премией «Грэмми» (он стал первым советским исполнителем, удостоенным этой награды) за исполнение Второго фортепианного концерта И. Брамса. В 1952 году исполнил роль Ф. Листа в фильме Г. Александрова «Композитор Глинка». В 1960–1980 годах продолжил активную концертную деятельность, давая более семидесяти концертов в год. Много гастролировал по разным странам, предпочитая играть в камерных помещениях, а не в больших концертных залах. В студии пианист записывался сравнительно мало, однако сохранилось большое количество «живых» записей с концертов. Необычайно широкий репертуар пианиста охватывал сочинения от музыки барокко до композиторов XX века, нередко исполнял целые циклы произведений, как например «Хорошо темперированный клавир» И. С. Баха. Заметное место в его творчестве занимали сочинения Й. Гайдна, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Листа и С. Прокофьева. Исполнение отличалось техническим совершенством, глубоко индивидуальным подходом к произведению, чувством времени и стиля. Святослав Рихтер – основоположник ряда музыкальных фестивалей, в том числе ежегодного летнего Фестиваля «Музыкальные празднества в Турени» (проводятся с 1964 года в помещении средневекового амбара в Меле близ Тура, Франция), «Декабрьских вечеров» в Музее имени А. Пушкина (с 1981 года), в рамках которых выступал с ведущими музыкантами современности, в числе которых – скрипач О. Каган, альтист Ю. Башмет, виолончелисты М. Ростропович и Н. Гутман, а также музыкального фестиваля в Тарусе (проводится с 1993 года). В отличие от многих крупных музыкантов, никогда не занимался преподаванием. В последние годы жизни из-за болезней часто отменял концерты, но продолжал выступать. Во время исполнения по его требованию на сцене была полная темнота, и лишь ноты, стоящие на пюпитре фортепиано, освещались лампой. По мнению пианиста, это давало публике возможность сконцентрироваться на музыке, не отвлекаясь на второстепенные моменты. В постсоветский период жил преимущественно в Париже, а незадолго до кончины – 6 июля 1997 года – возвратился в Россию. Последний концерт пианиста состоялся в 1995 году в Любеке. Святослав Рихтер скончался 1 августа 1997 года в Центральной клинической больнице от сердечного приступа. Отпевание проходило в церкви Иоанна Воина на Якиманке. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. | |
|