Михаил Адольфович Минкус
Известный советский архитектор Михаил Адольфович Минкус прожил яркую творческую жизнь. Он родился 25 декабря 1905 г. в Одессе и, как чрезвычайно одаренный от природы и талантливый человек, прошел путь, который неоднократно повторяли многие отмеченные Богом одесситы, выдающиеся писатели и художники, музыканты и артисты — переезд и учеба в Ленинграде, в Академии художеств, с последующим переездом и работой в Москве и с заслуженным всесоюзным и международным его признанием. Отец Михаила — известный архитектор Адольф Борисович Минкус (1870-1947 гг.) — много строил в Одессе, Николаеве, Херсоне, Киеве и Харькове. Профессор Б. Минкус, старший брат Михаила, вспоминает, что, едва начав ходить, Миша пробирался в мастерскую отца, наблюдал за его работой, рассматривал архитектурные книги и альбомы и жадно впитывал все, что видел вокруг. «Эта атмосфера, — писал Б. Минкус, — дала вскоре обильные, плодотворные всходы. Рано овладев основными профессиональными навыками, уже в 15-16 лет Миша мог не только помогать отцу, но даже часто критиковать его , и жаркие споры возникали в особенности в совместных работах». В детстве рисование Мише преподавал П. В. Сабсай (скульптор, действительный член Академии художеств СССР). Он сразу оценил художественные способности ученика, и их взаимное понимание стало основой дружбы, длившейся до самой смерти М. Минкуса. Будучи еще ребенком Миша удивительно серьезно относился к любой работе, заранее обдумывал все, и непременно выполнял предварительно маленький рисунок-эскиз — манера работать, сохранившаяся на всю жизнь. Безусловно, наиболее сильное воздействие на юного Минкуса оказала архитектура родной Одессы. Он с увлечением рисовал пейзажи старой Одессы: дворики, крыши, старые здания. А с поступлением в Одесский институт изобразительных искусств это стало его систематическим занятием. Он делает обмерные чертежи ампирных зданий Одессы и других городов Причерноморья. Понимая неизбежность вечного хода времен в архитектурном облике города, Минкус торопился зафиксировать как можно больше архитектурных ансамблей. С 1922 по 1925 гг. он зарисовал и обмерил около 80 объектов, и среди них такие замечательные образцы одесского ампира, как здания Старой Биржи, 5-й оборонительной казармы на Пишоновской улице, бывшей дачи Лагиной на 16-й станции Большого Фонтана, ансамбль Старого базара и др. Для тех зданий, которые должны были неминуемо исчезнуть, он выполнил проекты реставраций. Наиболее значительна в то время его работа по обмеру и зарисовкам на 40 листах ансамбля Старого базара (1922 г.), утраченного в те годы. Ансамбль состоял из пяти павильонов, построенных по углам квадратной в плане площади. Пятый павильон, сооруженный по проекту архитектора Г. Торичелли (1830 г.), был расположен в центре площади и завершался башней с часами. В 1922 г. на месте Старого базара городские власти решили разбить сквер. Площадь расчищалась, строения сносились. Юный Минкус целыми днями находился на площади, делая ее зарисовки, обмеры, фиксируя стадии разборки каменных павильонов. Отдельные фрагменты и камни он приносил в музей «Старой Одессы» на хранение. Так как на площади Старого базара еще долгое время стояла одинокая часовая башня, в 1937 г. Минкус по собственной инициативе сделал проект нового архитектурного решения площади, сохранив в ее центре эту башню. Но его проект не был реализован, а башню снесли. 5 ноября 1922 г. Московское архитектурное общество объявило конкурс на проект Дворца Труда — грандиозного сооружения, которое предполагалось построить в Москве. Среди 47 конкурсных проектов был и проект А. Б. и М. А. Минкусов. Заслуживший поощрительную премию, проект был первым значительным архитектурным выступлением 17-летнего Миши. В течение последующих четырех лег он совместно с отцом участвует в архитектурных конкурсах на проектирование крупных общественных объектов, таких, как здание акционерного общества «Аркос» в Москве, здание Промбанка в Свердловске (3-я премия), Дом Текстилей в Москве. Занимался Михаил и мемориальной архитектурой. В 18-19 лет его можно было видеть на старом Христианском кладбище, делающим зарисовки памятников и старых надгробий. В эти же годы Минкус принял участие во Всесоюзном конкурсе на проект памятника В. И. Ленину и Павшим за дело революции в Одессе (1924 г.). Проект был отмечен первой рекомендацией к приобретению. В 1926 г. Минкус сделал конкурсный проект памятника на месте дуэли А. С. Пушкина (4-я премия). Первая постройка Минкуса — подпорная стенка с воротами под Воронцовским дворцом в Одессе (1924 г.), в архитектуре которой отражены традиции классицизма. Много и плодотворно работая затем в Москве, куда он был направлен после окончания Ленинградской Академии художеств, Минкус всегда считал, что одесский период оставил в его дальнейшем образовании и жизни глубокий след, т. к. именно в эти годы были заложены основы его понимания архитектуры как искусства, а также мастерства и профессионализма. См.: http://www.odessapassage.com/passage/magazine_details.aspx?lang=rus&id=36665 |
Илья Самойлович Зильберштейн
Илья Самойлович Зильберштейн (28 марта 1905 года, Одесса — 22 мая 1988, Москва) — российский литературный критик, литературовед, искусствовед, коллекционер, доктор искусствоведения. Один из основателей и редактор сборников «Литературное наследство» (98 томов, 1931—1958). Более двадцати тысяч исторических документов по истории русской культуры И. С. Зильберштейном были возвращены из-за границы и частных собраний в государственные фонды и архивы СССР. Основатель Музея личных коллекций в Москве (был открыт 24 января 1994 года). Илья Самойлович Зильберштейн родился 28 марта 1905 года в Одессе. Отец служил бухгалтером на фабрике Абрикосовых, у матери не было даже начального образования. С ранних лет увлекся русской литературой и искусством, проводил много времени в лавках одесских букинистов. Учился в Новороссийском (Одесском) университете. В 1923 году переехал в Петроград. В 1926 году окончил Ленинградский государственный университет им. А. А. Жданова. Тогда же 21-летний Илья Зильберштейн начал публиковать свои первые статьи и книги, посвященные жизни и творчеству А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, Ф. М. Достоевского и И. С. Тургенева. Благодаря знакомству с историком Павлом Щёголевым вошел в круг петербургской интеллигенции. Илья Зильберштейн приобрел множество контактов, вел переписку с эмигрантами — «русскими парижанами» — искусствоведами и литературоведами. В 1966—1967 годах он побывал в Париже, где встретился с некоторыми людьми, известными в русской истории. Был награждён орденом «Знак Почёта», медалями. Лауреат Государственной премии СССР (1979). Член Союза писателей СССР (1968). Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве. Когда говоришь об Илье Зильберштейне, невероятно трудно удержаться от высоких слов. Но он, и правда, был удивительным человеком, удивительным коллекционером и литературоведом. Илья Самойлович создал коллекцию картин и рисунков мастеров русского и западноевропейского искусства, которая насчитывала 1844 работы, и подарил их государству, став инициатором создания Музея личных коллекций. ...28 марта 1905 года в семье Зильберштейнов родился мальчик, жизнь и судьба которого сложились совершенно необыкновенно. Отец служил бухгалтером на фабрике Абрикосовых, у матери не было даже начального образования, а Илья с ранних лет увлекся русской литературой и искусством. «Школьником я буквально пропадал в лавках одесских букинистов, — вспоминал Зильберштейн о своем детстве. — Они меня не любили: я обычно смотрел всякие картинки, но ничего не покупал — не было денег. Только один торговец был добр ко мне. Когда в его лавке появились журналы "Старые годы” и "Аполлон”, богато иллюстрированные репродукциями, букинист предложил мне их в качестве платы за помощь его дочери в учебе. Эти журналы стали для меня первой школой искусствоведения». Бывший ящик из-под консервов, переделанный отцом будущего искусствоведа в книжную полку, положил начало знаменитой библиотеке Зильберштейна. Студент Новороссийского университета в свободное от лекций и семинаров время пропадал в лавочках антикваров. Его притягивала таинственная атмосфера, окружавшая посетителя, она исходила от предметов старины, картин в золоченых рамах, книг в кожаных переплетах. Вскоре на выставке в университете Илья увидел работы Серова, Бенуа, Бакста, Сомова и других художников «Мира искусства» из коллекции известного одесского коллекционера, инженера-строителя М. Брайкевича. Тот устроил выставку перед тем, как подарить произведения русских художников городу. Вот тогда-то, стоя перед полотнами и рисунками, Илюша Зильберштейн дал себе слово: когда-нибудь и у него будет такая же великолепная коллекция, которую он тоже подарит людям. Тогда же 17-летний юноша на первые заработанные 10 рублей приобрел два рисунка Бориса Григорьева. За полвека с лишним его коллекция приобрела такие размеры, что никакая квартира не смогла бы вместить это обилие полотен, акварелей и графических листов. (О значимости собрания можно судить по такому факту: когда фронт в 1941-м приближался к Москве, Комитет по делам искусств при Совмине СССР принял решение эвакуировать в тыл наряду с музейными сокровищами и наиболее значимые личные собрания. Таковыми были признаны коллекции балерины Е. Гельцер, певицы Л. Руслановой, искусствоведа и литературоведа И. Зильберштейна.) «Затем были переезд в Ленинград, — рассказывает вдова коллекционера Наталья Волкова, — учеба в университете, знакомство с известным историком Павлом Щеголевым, благодаря которому Зильберштейн вошел в круг петербургской интеллигенции. ...Благодаря своей кипучей энергии Зильберштейн приобрел множество контактов, вел переписку с эмигрантами — «русскими парижанами» — искусствоведами и литературоведами. В 1966-67 годах он побывал в Париже, где встретился с некоторыми людьми, известными в русской истории. Например, Феликсом Юсуповым, потомком старинного дворянского рода, приемным сыном писателя Максима Горького, вдовами известных русских литераторов. Из этой поездки Зильберштейн привез ценные семейные архивы, исторические документы и предметы изобразительного искусства, которые были переданы им в отечественные музеи и архивы. В Советской России связи с эмиграцией не поощрялись, и как Илье Зильберштейну удалось не испортить отношения с властями — остается загадкой. Например, в Швейцарии он вел довольно рискованные переговоры с известным балетмейстером, эмигрантом Сергеем Лифарем о передаче автографов Александра Пушкина — большой библиографической редкости. Сергей Лифарь на это соглашался при условии, что советское правительство даст ему возможность поставить несколько балетов на сцене Большого театра. Балетмейстеру в этом было отказано, и передача не состоялась. А автографы Пушкина были выкуплены за огромную сумму уже после смерти Сергея Лифаря у его наследницы». В 1933 году, работая в Ленинграде в журнале «Огонек», Илья Самойлович убедил тогдашнего главного редактора Михаила Кольцова организовать издание серии архивных документов по истории русской литературы и общественной мысли. К тому времени за плечами Зильберштейна были уже подготовленные им книги «А. С. Грибоедов в воспоминаниях современников», «А. Н. Вульф. Дневники (любовный быт пушкинской поры)», «История одной вражды. Переписка Ф. М. Достоевского и И. С. Тургенева», «Несобранные рассказы А. П. Чехова». Результатом стало решение о публикации серии «Литературное наследство». Илья Самойлович приступил к работе, имея в своем распоряжении одну машинистку. А в конце жизни он взял в руки девяносто пятый том этой великой серии — «Горький и русская журналистика начала ХХ века. Неизданная переписка». Пятьдесят семь лет им возглавлялось это издание. Некоторые книги запрещались, некоторые рассыпались в наборе, как, к примеру, том переписки Маяковского и Лили Брик. Но остановить Илью Самойловича было невозможно. Тома неизвестных документов, посвященные Тургеневу и Некрасову, Герцену и Огареву, Маяковскому и Горькому, выходили, несмотря ни на что. Илья Самойлович был наделен вулканической энергией пробивания чиновничьих стен и цензурных препятствий. С потертым портфелем врывался в кабинеты партийных боссов любых инстанций, яростно доказывая необходимость издания книг или приобретения реликвий русского наследия за рубежом. Зильберштейн сумел сделать столько, сколько вряд ли оказалось бы под силу десяткам литературоведческих и искусствоведческих институтов. Чтобы пробить высвобождение исторического здания на Волхонке под Музей личных коллекций, ему пришлось побегать по инстанциям, проклиная свою затею и страдая от тяжких хворей — диабета и болезни Паркинсона. Он слишком хорошо знал, что если коллекционер сам не позаботится о своем собрании, то после его кончины алчные люди вмиг разбазарят все то, что он собирал, зачастую обрекая себя и семью на нужду. Илья Самойлович любил повторять слова, услышанные от Сергея Эйзенштейна: «В нашей стране справедливость, в конце концов, торжествует, но на это порой не хватает жизни». Зильберштейн вышел победителем — основал серию «Литературное наследство» и Музей личных коллекций, — но так и не дожил до того дня, когда первые посетители пришли в залы только что открытого музея и увидели сбереженные им и такими же, как он, поклонниками прекрасного, произведения высокого искусства. Это произошло 21 января 1994 года, через шесть лет после кончины Ильи Самойловича. Cм.: http://www.migdal.ru/times/65/5806/
Просмотров: 1207 |
|
Дата: 20.01.2011
|
Виталий Александрович Александрович
Виталий Александрович Александрович родился в Одессе 14 февраля 1904 года. В 1931 году закончил Днепропетровский химико-технологический институт. Некоторое время работал в Ленинграде, в Институте химической физики, где познакомился с Ю. Б. Харитоном и Я. Б. Зельдовичем. В июне 1941 года. Украина была быстро захвачена врагом. Виталий Александрович по состоянию здоровья не подлежал призыву в действующую армию. Семья Александровичей эвакуировалась на Северный Кавказ, жена и дети – в Кисловодск, сам он – в Пятигорск. Там он работал преподавателем Днепропетровского фармацевтического института, принимал активное участие в налаживании выпуска военной продукции на сугубо мирных предприятиях. Например, налаживал, и успешно, производство гранат-лимонок на базе арте и детских игрушек. В декабре 1941 года Александровичу через уже закрытый Крестовый перевал удалось перевезти семью в Тбилиси, где жил его отец. Сам Виталий Александрович вернулся в Пятигорск, где оставался до августа 1942 года, когда началась оккупация города. В.А. Александровичу и его сотруднику было поручено уничтожить материальные ценности фармацевтического института. После выполнения задания они ушли пешком из города, когда в него уже входили немецкие войска. Александрович перебрался в Тбилиси. Там он работал инженером-химиком при Штабе инженерных войск Закавказского фронта, принимал военную продукцию. В 1943 году был направлен на военный склад Закавказского фронта в Кахетии. В этом году в Москве начала работу Лаборатория № 2 под руководством Курчатова, и в 1944 году младший техник-лейтенант Александрович приказом ГКО был отозван из армии и направлен в новую отрасль - атомную. Так определился его жизненный путь. Виталий Александрович проработал в Институте (в настоящее время РФЯЦ-ВНИИЭФ, Арзамас-16, Саров - тогда КБ-11) - двенадцать лет. С 1947 по 1959 годы он возглавлял отдел сектора 4. В 1953 году по совокупности работ ему присуждена степень кандидата химико-технологических наук. В.А. Александрович - лауреат Ленинской (1959) и Государственной (1953) премий, награжден орденами Ленина (1949), Трудового Красного Знамени (1954). В городе Саров именем Александровича названа улица.
Просмотров: 634 |
|
Дата: 20.01.2011
|
Леонид Захарович Трауберг
Леонид Захарович Трауберг (1902—1990), советский кинорежиссёр и сценарист. Народный артист РСФСР (1987). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). Леонид Трауберг родился 17 января 1902 года (есть версия, что годом раньше) в Одессе в семье издателя Захара Давидовича Трауберга (ум. 1942) и его жены Эмилии Соломоновны. В декабре 1921 года совместно с Г. М. Козинцевым и Г. К. Крыжицким написал «Манифест эксцентрического театра», который был провозглашён на организованном ими диспуте. В 1922 году Козинцев и Трауберг организовали Театральную мастерскую «Фабрика эксцентрического актёра», и в том же году поставили в ней эксцентрическую переработку «Женитьбы» Н. В. Гоголя. За два года они поставили ещё 3 спектакля по собственным пьесам, а в 1924 году перенесли свои эксперименты в области эксцентрической комедии в кино, преобразовав театральную мастерскую в Киномастерскую «ФЭКС». Продолжавший театральные опыты первый короткометражный фильм Козинцева и Трауберга по собственному сценарию «Похождения Октябрины» (1924), был попыткой соединить политику (разоблачение нэпмана, помогавшего империалисту) с откровенной буффонадой и, по словам Ю. Н. Тынянова, «необузданным собранием всех трюков, до которых дорвались изголодавшиеся по кино режиссёры». Во второй эксцентрической короткометражке «Мишки против Юденича» (1925) снимались уже не эстрадные и цирковые актёры, пришедшие вместе с режиссёрами из театра (среди них был Сергей Мартинсон), а ученики киномастерской, в том числе С. А. Герасимов, Я. Б. Жеймо, А. А. Костричкин. Первый полнометражный фильм Козинцева и Трауберга — романтическая мелодрама «Чёртово колесо» (1926) по сценарию А. И. Пиотровского — был уже зрелой работой. Любовь к яркой эксцентрике сочеталась в ней с убедительным показом городского быта. На этом фильме сложился постоянный творческий коллектив «фэксов»; кроме режиссёров в него вошли кинооператор Андрей Москвин и художник Е. Е. Еней, работавшие с Козинцевым практически на всех его фильмах. В 1926—1932 годах Леонид Трауберг преподавал в Ленинградском институте сценических искусств, в 1926—1927 годах был заведующий киноотделением Ленинградского театрального института. В 1961—1965 годах преподавал на ВКСР при Госкино СССР. Умер 13 ноября 1990 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище. В числе снятых фильмов такие, как "Шинель", "Юность Максима", "Возвращение Максима", "Выборгская сторона", "Мёртвые души", "Вольный ветер".
Просмотров: 520 |
|
Дата: 20.01.2011
|
Семен Моисеевич Рейнгольд
8 ноября 1927 года в Одесе родился известный театральный режиссер, народный артист России Семен Моисеевич Рейнгольд. По окончании Ленинградского государственного театрального института в 1952 году он работал режиссером-постановщиком в театрах Ленинграда, Новокузнецка, Бреста, Иванова, Орджоникидзе. С пензенским театром Рейнгольда судьба сводила дважды. Один сезон 1956-57 года он проработал очередным режиссером, а в 1971 году Семен Моисеевич приехал в Пензу уже главным режиссером драматического театра. Десять лет его руководства труппой по праву можно считать творческой вершиной его режиссерского мастерства. Многие из поставленных С. Рейнгольдом спектаклей с успехом шли не только в Пензе и на гастролях во многих крупных городах страны, но и неоднократно показывались на сценах столичных театров. К лучшим спектаклям пензенского периода режиссера Рейнгольда бесспорно принадлежат "Тихий Дон" М. Шолохова, "Берег" Ю. Бондарева, "Характеры" В. Шукшина, "Святая святых" И.Друцэ, "Не было ни гроша, да вдруг алтын" и "Волки и овцы" А.Островского, "Униженные и оскорбленные" Ф. Достоевского, "Мы, нижеподписавшиеся" А. Гельмана и другие. Семен Моисеевич Рейнгольд скончался 11 мая 1981 года в Пензе, ставшей его вторым домом. На здании театра, где он работал, установлена мемориальная доска.
Просмотров: 564 |
|
Дата: 20.01.2011
|