Бронислав Казимирович Правдзик
Правдзик Бронислав Казимирович (1862–1923), инженер, архитектор, педагог. Родился в Одессе в семье обедневших польских дворян. В 1880–85 гг. учился в Санкт-Петербурге, в Институте гражданских инженеров (ИГИ), по окончании которого поступил на службу в технико-строительный комитет МВД. Являлся специалистом по строительным конструкциям, отоплению и вентиляции. С 1894 г. преподавал в ИГИ, читал курс «Водопроводы», профессор (1901); опубликовал «Курс водоснабжения» (1903). В 1900 г. возглавил самостоятельное направление (фактически кафедру) по «водным» дисциплинам – водоснабжение (водопроводы и орошение), с 1919 – кафедру водопроводов с составлением проектов (ныне – кафедра водоснабжения). В 1912 г. создал лабораторию, занимавшуюся сбором образцов водопроводной и канализационной арматуры. В 1921–22 гг. – директор ИГИ. Являлся совладельцем технического товарищества «Н. Дмитриев и Б. Правдзик». Руководил работами по проектированию и строительству водопровода в Ташкенте, занимался техническим оборудованием грязелечебниц в Ессентуках, Пятигорске и Железноводске. В СПб. принимал участие в строительстве церкви Богоявления Господня (1891-99; Двинская ул., 2), Подворья Киево-Печерской лавры (1895–1900; Николаевская наб., ныне – Лейтенанта Шмидта, 27 – 15-я лин., 2), нового корпуса Публичной библиотеки (1896–1901; пл. Островского, 3 – пер. Крылова, 4). См.: http://www.encspb.ru/object/2806461657?lc=ru |
Лидия Ивановна Говорова Лидия Ивановна Говорова (Издебская) (1903–1983 гг.). Жена легендарного Маршала Советского Союза Леонида Александровича Говорова. Родилась в Одессе. Отец – поляк, управляющий поместьем у помещика. Мать – русская. Лидия выросла в большой семье. У нее было четыре сестры и два брата. До революции 1917 г. закончила женскую гимназию. С Леонидом Александровичем познакомилась в Одессе в 1923 г. Вместе они прожили до самой его кончины в 1955 г. Во время обороны Москвы в 1941 г., несмотря на то, что Лидия Ивановна была уже женой генерала, входила в отряд местной противовоздушной обороны (МПВО) и вместе с другими молодыми женщинами и девушками дежурила на крышах домов, борясь с вражескими зажигательными бомбами. Во время блокады Ленинграда, сильно беспокоясь за мужа и невзирая на его запреты, приехала к нему из Москвы по Дороге жизни, в перерывах между вражескими обстрелами. Всю блокаду она провела рядом с ним. Там, в Ленинграде, у них родился второй сын Сергей. Мужа Лидия Ивановна пережила почти на 30 лет, свято храня память о нем, передавая ее сначала сыновьям, а затем и внукам. Лидии Ивановны не стало в 1983 г. Похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве. «В декабре 1942 г., несмотря на возражения мужа, я решила ехать в Ленинград. Знала, как ему трудно, и хотела быть рядом. Наш самолет в результате обледенения совершил вынужденную посадку вблизи Ладожского озера. До берега пришлось добираться на дрезине, потом на автомашине по льду «Дороги жизни». Наша легковушка шла в колонне грузовиков, доставлявших в Ленинград продовольствие. Неожиданно, на моих глазах, шедший впереди грузовик стал проваливаться под лед. Водитель в последнюю минуту успел выпрыгнуть из кабины через открытую дверь. Берега не было видно. Кругом следы разрывов снарядов и бомб. На своих постах стояли девушки-регулировщицы – на ветру в любую погоду, днем и ночью. Дорога обстреливалась с немецкой педантичностью – с определенными интервалами. И надо было успеть «проскочить». В ожидании артобстрела и бомбежки дорога казалась бесконечной, хотя мы ехали немногим больше часа. О том, что пришлось пережить мужу, можно судить по такому эпизоду. Накануне прорыва блокады в январе 1943 г. я спросила его, все ли готово и что будет в случае неудачи. Он ответил, что все просчитано, войска готовы. «Ну, а в случае неудачи, – чуть улыбнувшись, сказал он, – остается головой в прорубь». В октябре 1943 г., окончив курс ускоренного обучения, в Ленинград приехал наш сын Володя, офицер-артиллерист. Муж не держал его около себя. Должности сына – командир огневого взвода, затем батареи – говорят сами за себя. В мае 1944 г. в Ленинграде у нас родился второй сын, которого мы назвали Сережей». Из воспоминаний Л. И. Говоровой
Просмотров: 962 |
|
Дата: 29.12.2013
|
Ольга Аполлоновна Скальковская
Скальковская, Скальковская-Бертенсон (по мужу Бертенсон) Ольга (в некоторых источниках Анна) Аполлоновна, 1850 (в некоторых источниках 1855) – после 1934 – артистка оперы (драматичекое сопрано), концертная певица и педагог. Родилась в Одессе. Дочь А. А. Скальковского (1808–1898) – историка, юриста, члена-корреспондента Российской Академии Наук. Пению обучалась в Петербургской консерватории (класс К. Эверарди), по окончании которой в 1875–77 выступала в петербургском Мариинском театре (дебютировала в партии Маргариты – «Фауст» Ш. Гуно). «Новая Маргарита пленила слушателей чрезвычайно симпатичным своим голосом... наружностью и в особенности необыкновенной естественностью и непосредственностью исполнения. Природное дарование артистки проявлялось на каждом шагу, естественная игра, выразительная мимика, внятное произношение, прекрасный голос» (Музыкальный листок. 1875. № 2. С 22). Обладала ровным и звучным голосом густого тембра. 1-я исп. партий: Мирры («Сарданапал» А. Фаминцына, 1875), Иеди («Сын мандарина» Ц. Кюи, 1879, Петербург, Клуб художников). Др. партии: Горислава («Руслан и Людмила» М. Глинки), Тамара («Демон» А. Рубинштейна); Урбан («Гугеноты» Дж. Мейербера), Маргарита («Фауст» Ш. Гуно). Партнёры: В. Н. Аленников, С. И. Габель, Е. П. Кадмина, Ф. Комиссаржевский, П. А. Лодий, И. А. Мельников, И. И. Палечек. Пела под управлением В. И. Главача, Э. Ф. Направника. В 1870–80-х гг. выступала в Петербурге и Москве в концертах, в которых исполняла романсы Р. Шумана, П. Виардо, Ц. Кюи, П. Чайковского, М. Балакирева, А. Даргомыжского, М. Мусоргского (композитор неоднократно выступал со Скальковской в концертах) и др. 3 февраля 1876 исполнила отрывки из оратории «Самсон»/"Samson" Г. Ф. Генделя под управлением Н. Римского-Корсакова; 12 февраля 1880 исполнила песню Клерхен из музыкальной трагедии Гёте «Эгмонт» и романс Марии из оперы «Вильям Ратклиф» Ц. Кюи. Выйдя замуж за известного медика Л. Бертенсона, оставила сцену и вела преимущественно педагогическую деятельность. См.: Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века. 1873–1889. – Л., 1973. С. 33.
Просмотров: 584 |
|
Дата: 02.10.2013
|
Константин Аполлонович Скальковский
Константин Аполлонович Скальковский (6 [18] апреля 1843, Одесса – 6 [19] мая 1906) – русский горный инженер, историк горного дела, административный деятель и экономист, писатель-публицист, знаток балета. Сын А. А. Скальковского (1808–1898) – историка, юриста, члена-корреспондента Российской Академии Наук. Родился 6 (18) апреля 1843 в Одессе. Первоначальное образование получил в Благородном пансионе при Ришельевском лицее. В 1863 году после окончания Института Корпуса горных инженеров был оставлен при Главном управлении КГИ, затем служил в Горном департаменте, проводил геологические исследования (северные губернии, Мангышлак, земли Оренбургского казачьего войска), изучал хозяйство и статистику горных заводов. Совершил по поручению Министерства финансов ряд поездок по России и за границу для сбора сведений о промышленности и торговле, и с целью ознакомления с технологией различных отраслей горного дела (Западная Европа, Турция, Ост-Индия, США, Китай, Япония). В 1867 году был избран секретарём «Общества для содействия русской промышленности и торговли» и должность эту занимал около 10 лет. В 1870 назначен секретарём Горного Учёного Комитета, составлял и редактировал «Сборники статистических сведений по горной и соляной части» (1870–1881). В 1871–1872 гг. читал в Горном институте курс горнозаводской статистики, вместе с политической экономией. В 1891–1896 гг. – директор Горного департамента. В 1891 году был членом комиссии, выработавшей таможенный тариф. Во время правления Скальковского состоялся целый ряд важных законодательных по горной части мероприятий: о праве собственности на недра, о надзоре государства за правильностью ведения горных разработок на частных землях и за безопасностью горных работ, о распространении на горные промыслы фабричной инспекции; открыты новые горные управления (южное и западное), иркутское горное училище, широкое развитие получили съезды горнопромышленников, выработан проект закона об отношениях между железными дорогами и горнопромышленными предприятиями, начато издание ежегодных «Отчетов горного департамента». В 1903 году – член правления Никополь-Мариупольского горно-металлургического общества. Умер К. А. Скальковский 6 (19) мая 1906 года. Автор многочисленных статей в Горном Журнале. После его кончины было принято решение о проведении регулярного конкурса на лучшее сочинение по статистике и коммерческой географии России с выдачей премии имени Скальковского и собран соответствующий капитал. Первый конкурс должен был состояться 1 января 1918 года. В честь тайного советника Константина Скальковского чеканили юбилейные медали; его именем называли шахты в Донбассе и ванны на Кавказских минеральных водах. Константин Аполлонович жил на широкую ногу; о нём не только говорили, но и писали, что он первый в мире взяточник. Популярный анекдот тех времен: «Директору Горного департамента Скальковскому предложили взятку за утверждение устава акционерного общества: „Десять тысяч, и ничего не выйдет из Вашего кабинета". – „Давайте двадцать, и можете болтать об этом на каждом углу", – отвечал сановник». Широта его талантов поражает. Сегодня К. А. Скальковский считается скорее публицистом и искусствоведом, чем горным инженером; недавно в России переиздали его книгу «Мнения русских о самих себе». Автор книг и статей о балете. Выступал в периодических изданиях («Санкт-Петербургские ведомости», «Новое время»). Иногда подписывался псевдонимом «Балетоман». Не всегда объективные (иногда фельетонного характера), но ценные по фактологическому материалу статьи Скальковского представляют интерес для исследователей театра. См.: Википедия
Просмотров: 541 |
|
Дата: 02.10.2013
|
Мария Николаевна Кузнецова-Бенуа
Мария Николаевна Кузнецова-Бенуа (1880, Одесса – 25 апреля 1966, Париж) – русская оперная певица (сопрано) и танцовщица, солистка Мариинского театра в 1905–1917 годах. Участница «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Дочь известного художника, академика Н. Д. Кузнецова, племянница биолога И. И. Мечникова, по первому браку – невестка Альберта Н. Бенуа, по второму – Карепанова, в третьем браке замужем за Альфредом Массне, промышленником, племянником композитора Жюля Массне. С детских лет росла в атмосфере, близкой к искусству, в доме родителей бывал Пётр Чайковский. Училась в балетной школе, затем училась пению в Петербурге сначала у итальянского педагога Марти, затем у Иоакима Тартакова. С 1917 года жила во Франции. На оперной сцене дебютировала в 1904 году в Петербурге (антреприза А. А. Церетели). В 1905–1915 и в 1916–1917 солистка петербургского Мариинского театра. Создательница Русской частной оперы в Париже. М. Н. Кузнецова много концертировала; в 1918 г. выступала вместе с Г. Поземковским в Швеции. В камерном репертуаре певицы были произведения зарубежных, русских, украинских композиторов, романсы П. И. Чайковского и С. В. Рахманинова, народные песни. Была также танцовщицей, участвовала в «русских сезонах» С. Дягилева. Эпизодически участвовала в балетных спектаклях: в Петербурге и Москве, в «Театре на Елисейских полях» (1914, балетная пантомима «Легенда о Йозефе»/«Josephslegende» Р. Штрауса). В 1920-х гг. в Париже и Лондоне давала вечера испанских танцев (танцевала под собственный аккомпанемент на кастаньетах, которые проходили с большим успехом; костюмы шила по эскизам Л. Бакста). Оставив сцену, поселилась в Барселоне, где вела педагогическую работу и была музыкальным советником местной оперы. Последние годы жила в Париже. См.: Википедия
Просмотров: 921 |
|
Дата: 26.05.2013
|