Вениамин Иосифович Шер
Шер Вениамин Иосифович – 11 (24) ноября 1900, Одесса – 30 декабря 1962, Ленинград. Скрипач, композитор и педагог. Родился в семье кларнетиста. В 1923 окончил Петроградскую консерваторию по классу скрипки у С. П. Коргуева, в 1923–1925 занимался по классу композиции у В. П. Калафати, в 1925–1927 брал у него уроки. Концертмейстер оркестра Одесской филармонии (1917-20), солист Петроградской филармонии (1921–1923), участник квартета имени Л. С. Ауэра в Петрограде (Ленинграде) (1922–1924, альт; 1934–1938, 1-я скрипка), Ленинградского квартета (1931–1934, 1-я скрипка), квартета имени А. К. Глазунова (1952-55, альт). С 1925 преподавал игру на скрипке в Ленинградской консерватории (с 1935 профессор). Ученики – М. Комиссаров, В. Либерман, Д. Шнейдерман, И. Геллер, В. Овчарек. В средней специальной музыкальной школе при Ленинградской консерватории у Шера занимался Владимир Спиваков. По воспоминаниям М. Е. Белодубровского: «Добрая половина скрипачей оркестров Ленинградской филармонии того времени были, наверное, его учениками. Он обладал особым педагогическим даром невербально ввести в дух музыки, передать ее суть, стилистику так, как будто «он самоё её узрел». Это оставалось навсегда и при обращении к данному автору не требовало повторных объяснений. «Ты пластинку не слушай. Мы сами разберемся», – говорил он обычно». Ему принадлежат транскрипции для скрипки с фортепьяно танцев из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского, концертная фантазия на мотивы из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила», парафраза на мотивы из оперетты И. Штрауса «Летучая мышь». Автор концерта для скрипки с оркестром (1947), камерно-нструментальных произведений, а также 12 романсов на стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. А. Фета, А. А. Блока. Заслуженный артист Узбекской ССР (1944). См.: http://nevsky-memorial.ru |
Анатолий Семёнович Бадхен
Бадхен Анатолий Семёнович родился 14 марта 1922 г., Одесса – умер 1 октября 1989 г., Ленинград. Советский музыкант, дирижер, организатор и художественный руководитель Ленинградского концертного оркестра (ныне – Государственный Симфонический оркестр Санкт-Петербурга), заслуженный деятель искусств РСФСР (1979), лауреат премии Ленинградского комсомола (1972), лауреат Государственной премии РСФСР им. М. И. Глинки (1984). В детской музыкальной школе учился играть на трубе, с 1939 работал в эстрадных оркестрах, в том числе в джаз-оркестре Я. Скоморовского. В 1955 окончил Ленинградскую консерваторию по классу хорового дирижирования, но карьеру дирижера начал еще в сороковые годы: работал в Новосибирском и Кемеровском театрах музыкальной комедии, был главным дирижером Республиканского театра музыкальной комедии Карело-Финской АССР и Ленинградского обл. театра оперетты. В 1951-1957 участвовал в Ленинграде в создании эстрадных спектаклей «Весна в ЛЭТИ», «А мы отдыхаем так» (с последним выступал на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве, 1957). В 1952-1959 возглавляет оркестр студии грамзаписи (записал более 700 пластинок), в 1959-1969 становится главным дирижером Ленинградского театра эстрады. В 1969 (дебют 1 октября в Большом концертном зале «Октябрьский») организует Ленинградский малый симфонический оркестр, который благодаря неувядаемому энтузиазму, необыкновенной коммуникабельности и личному обаянию Бадхена быстро становится одним из самых сильных музыкальных коллективов страны (эстрадное название «Ленинградский концертный оркестр»). Коллектив записал 15 долгоиграющих пластинок с вокальной и инструментальной музыкой отечественных композиторов, участвовал во всех песенных конкурсах, а также в авторских концертах М. Леграна, Т. Русева, Т. Хренникова, Е. Доги, В. Гаврилина, А. Петрова, И. Лученка, В. Баснера, В. Успенского и многих других композиторов. В 1976 получил премию Ленинского комсомола, в 1985 – почетный диплом XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Оркестр п/у Анатолия Бадхена – исполнитель самых известных композиций и мелодий советского периода. Сопровождал выступления многих известных советских артистов и коллективов, участвовал в записи музыки к известным кинофильмам и телепостановкам, много и с большим успехом гастролировал в СССР и за рубежом, где выступления коллектива сопровождали неизменные аншлаги.
См.: http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/star/356381/bio/
Просмотров: 1038 |
|
Дата: 15.04.2013
|
Борис Николаевич Ржонсницкий
Борис Николаевич Ржонсницкий (1909, Одесса – 5 марта 1982, Ленинград) – советский электротехник, историк естествознания и популяризатор науки, архивист, генеалог. Автор биографических исследований и научно-популярных статей, монографий о физиках, электротехниках и изобретателях: Н. В. Калакуцком, Э. Х. Ленце и др., – первых в России значительных изданий, посвящённых жизни и деятельности Д. А. Лачинова, Н. Теслы, Ф. А. Пироцкого, М. А. Шателена.
В 1932 году он окончил Ленинградский электромеханический институт и был направлен на строительство Кузнецкого комбината. Впоследствии работал в Ленинграде в «Гидроэнергопроекте», принимал участие в проектировании гидроэлектростанций на реках Свири, Вуоксе, Нарове, Волге, Каме, Иртыше, Оби, Томи и других. В 1940 году в Ленинградском политехническом институте защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата технических наук. Б. Н. Ржонсницкий – участник Великой Отечественной войны. По демобилизации после ранения работал начальником электроцеха оборонного завода на Урале. Начиная с 1930-х годов, Борис Николаевич, параллельно с основными служебными функциями, испытывая потребность в расширении своих познаний в истории развития электротехники как таковой, методологии науки, начинает работать в архивах. Справочный аппарат, объём источников и примечания его монографий дают понять, что этот кропотливый и добросовестный исследователь обращался к фондам очень многих хранилищ, как центральных, так и ведомственных, областных. Архив самого Б. Н. Ржонсницкого, его публикации свидетельствуют о том он, что сотрудничал с такими специалистами и мастерами научной биографии, как член-корреспондент АН СССР М. А. Шателен, профессор К. К. Баумгардт, В. В. Данилевский, Л. Д. Белькинд, А. А. Чеканов и др.; оценки, которые даны его деятельности в рецензиях, в частных корреспонденциях говорят о неизменном к нему уважении, об авторитете, которыми он пользовался у других авторов этого жанра. С середины 1950-х до конца своих дней Б. Н. Ржонсницкий, являясь научным сотрудником Института истории естествознания и техники Академии наук СССР, находился в постоянном творческом взаимодействии со многими учёными и историками. На авторитетность, актуальности его трудов указывает и обращение к ним специальной литературы и справочников, библиографии, – многие рецензии, рекомендации, методические указания, которые можно наблюдать и по прошествии более чем полувека после издания книг Б. Н. Ржонсницкого. Архивной работе Ржонсницкого особую ценность придаёт тот факт, что в ней использовались материалы не существующих ныне собраний. В связи с этим он пишет: «Богатейший архив Русского Технического общества сохранялся до 1941 г. в Архиве народного хозяйства в Ленинграде (ЦГИАНХ – ныне в составе ЦГИАЛ). В 1938–1941 гг. началась разработка этого архива. Автору книги удалось обнаружить и подобрать материалы, относящиеся к деятельности Д. А. Лачинова, Ф. А. Пироцкого, П. Н. Яблочкова и др. Однако, во время Великой Отечественной войны архив РТО погиб, так же как и большая часть выкопировок, находившихся в читальном зале ЦГИАНХ, разрушенном фашистской бомбой». Значительная часть этих безвозвратно утраченных материалов нашла отражение в трудах Б. Н. Ржонсницкого. К уникальным относят труд Б. Н. Ржонсницкого, посвящённый истории трамвайного транспорта России. Сотрудник Института истории естествознания и техники В. В. Розалиев отмечает: «На сегодняшний день единственной попыткой написания истории трамвая не отдельных городов, а всей страны, можно считать две монографии к. т. н. Б. Н. Ржонсницкого об изобретении и развитии трамвая, изданные в 1951 и 1952 гг.: Ржонсницкий Б. Н. Трамвай русское изобретение. М., Изд. МКХ РСФСР, 1952». Этой же теме посвящена книга об одном из первых создателей трамвая – Ф. А. Пироцком. Б. Н. Ржонсницкий пользовался большим авторитетом у коллег. В архиве учёного сохранилось много книг и оттисков с дарственными автографами Л. Д. Белькинда, А. А. Чеканова, В. В. Данилевского, И. Я. Конфедератова, Я. А. Шнейберга и других известных писателей и учёных. См.: Википедия
Просмотров: 533 |
|
Дата: 15.04.2013
|
Борис Миронович Герцензон
Борис Миронович Герцензон (28 декабря 1920, Одесса – 11 мая 2012, Санкт-Петербург) – советский и российский шашечный деятель, спортсмен, тренер, журналист, писатель. Участник Великой Отечественной войны. Добровольно призвался в армию в 1943 году. Участник операции по прорыву ленинградской блокады, воевал под Шлиссельбургом (1943) и на Пулковских высотах (1944), дорогами войны прошёл Прибалтику, Румынию, Венгрию и Австрию. Заслуженный тренер России. Воспитал трёх чемпионов мира, 6 чемпионов страны и 62 мастеров спорта. Почётный мастер спорта СССР. Автор 19 книг по шашечной игре. Обладатель Диплома ФМЖД за активную пропаганду шашек в мире. Академик Санкт-Петербургской Академии шахматно-шашечного искусства. Участник шести финалов чемпионатов СССР. Девятикратный чемпион Ленинграда по молниеносной игре. В возрасте 82 лет завоевал бронзовую медаль в первенстве Санкт-Петербурга 2002 года по молниеносной игре, при этом выиграл у компьютерной программы «Магистр». Борис Герцензон прославился организацией рекордных сеансов одновременной игры. В 1959 году в Волхове установил рекорд, сыграв со 103 соперниками одновременно. Матч длился 2 часа 14 минут, результат +97 = 6 – 0. Сеансы одновременной игры Борис Герцензон давал ещё в 1941 году в госпиталях. В 1946 году 319-й гвардейский миномётный полк, где служил Борис Герцензон, расквартировался в районе Мархегнт, неподалеку от Вены. Организовав сеанс одновременной игры, Борис Герцензон неожиданно «вышел» на международный матч с чемпионом Германии Рудольфом Бернсом. Игра проходила по правилам немецких шашек, Борис уверенно победил соперника со счетом 9:3, не потерпев ни одного поражения. Борис Герцензон написал 31 книгу, более 6000 статей, очерков и интервью. Среди книг Бориса Герцензона – детские обучающие шашечные книги, историко-приключенческие для детей и взрослых, детективы. Лауреат журнала «Чудеса и приключения» 2005 года.
См.: Википедия
Просмотров: 531 |
|
Дата: 14.04.2013
|
Александр Александрович Бернандацци
"Дом-сказка" в Санкт-Петербурге. Архитектор А. А. Бернардацци Александр Александрович Бернардацци или «А. Бернардацци-младший» (2 мая 1871 – после 1921) – русский архитектор, автор построек в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Перми и Харбине. Родился в семье известного одесского архитектора А. О. Бернардацци. В семье было пятеро детей, Александр был вторым. Обучался в Высшем художественном училище при Императорской академии художеств и «за отличные познания в искусстве и науках» удостоен в 1903 году звания художника-архитектора. Некоторое время работает как «вольный художник» – по его проекту строится несколько доходных домов, в том числе – в 1910 году – знаменитый «Дом-сказка». В 1911 году принят на должность архитектора департамента народного просвещения. В 1915–1917 по проекту А. А. Бернардацци строится здание «6-й Санкт-Петербургской гимназии имени наследника цесаревича и великого князя Алексея Николаевича». Преподаёт на Высших женских архитектурных курсах Е. Ф. Багаевой, Женских политехнических курсов. Член «Общества Интимного театра», один из создателей литературно-артистического кабаре «Бродячая собака». В 1916–1917 г. принимал участие в строительстве Пермского университета, а также (совместно с братом Е. А. Бернардации) стал автором проекта здания Горного института в Екатеринбурге. В связи с необходимостью присутствовать на этих стройках, 1 июля (18 июня) 1917 отбыл в длительную командировку и в Петроград уже не вернулся. Известно, что в 1921 г. А. А. Бернардацци работал в Харбине, дальнейшая его судьба неизвестна. См.: Википедия
Просмотров: 1054 |
|
Дата: 14.04.2013
|